Рабочая программа по развитию речи детей с задержкой психического развития (сложной структуры дефекта) для детей 5-7 лет
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Лапутина Наталья Алексеевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_zpr_logopedy.docx70.31 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития (сложной  структуры  дефекта)   детей  5 – 7  лет  

«  Индивидуальный  маршрут»

       

                                      Содержание:

Целевой  раздел:

Пояснительная  записка ………………………………………………………….2

Цели  и  задачи  программы………………………………………………………3

Принципы  и  подходы  в  организации образовательного процесса………….3

Возрастные  и  индивидуальные  особенности  контингента  детей…………..4

Планируемые  результаты  освоения  программы……………………………...6

Содержательный  раздел:

Учебный план реализации НОД  в  подготовительной  группе……………….9

Организационный  раздел:

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию  образовательной  программы…………………………………………………...10

Методы  и  средства  реализации  программы…………………………………12

Примерное  годовое  планирование…………………………………………….14

Календарно-тематическое планирование ……………………………………...16

Режим  организации (НОД и совместная  деятельность)……………………..24

Предметно-развивающая  среда :

Дидактические  игры  и  пособия……………………………………………….27

Список литературы……………………………………………………………..28

                            Целевой  раздел

Пояснительная  записка

        Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития (сложной  структуры  дефекта)   детей  5 – 7  лет  «Индивидуальный  маршрут»   разработана  в  соответствии  с  «Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного образования». Рабочая  программа  по  развитию  детей  с  задержкой  психического развития подготовительной  группы  обеспечивает  разностороннее  развитие  детей  в  возрасте  от   5  до  7  лет  с  учетом  их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей .

      Реализуемая   программа  строится  на  принципе  индивидуально-дифференцированного  похода  и  личностно-развивающего  характера  взаимодействия   педагога  с  детьми.

       Данная  программа  разработана  в  соответствии   со  следующими   нормативными  документами:

  • Конституция  РФ,  ст. 43,72;
  • Конвенция  о  правах   ребенка ( 1989г.);
  • Закон  РФ  «  Об  образовании»;
  • Типовое положение  ДОУ;
  • СанПин 2.4.1.3049-14;
  • Устав   ГБОУ  школа  № 1191 ДО
  • ФГОС   ДО

      Речь -  это важнейшее  средство человеческого общения, познания действительности, является  необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

    Дети  с  задержкой  психического  развития  имеющие  сложную  структуру  дефекта   отличаются   своеобразными  особенностями   в   отклонении  общего ,  психического  и  соответственно  речевого   развития,  требующие  специальных  индивидуальных  условий  воспитания и обучения , так  как   имеют  разные  образовательные  возможности  и потребности.  Это  признаётся многими учёными. Таким  образом, одной  из   ведущих   задач  образования.  на  сегодняшний  день,  является    создание  специальных  условий  и  технологий  для обучения  детей  компенсирующей  направленности  в  рамках нового   единого образовательного  стандарта  с  учетом    индивидуальных  особенностей  детей  данной  категории.

   Решением  данной  задачи  является   создание  специальной  рабочей  программы, которая  сочетает  в  себе  индивидуальный  комплексно-дифференцированный  подход.

    Настоящая  программа  «  Индивидуальный  маршрут» носит  коррекционно-развивающий  характер,  предназначена  для  обучения  и  воспитания  детей  5-7 лет  с  ЗПР ( сложной  структуры  дефекта), принятых  в  дошкольное  учреждение  для детей   с  ЗПР.

    Программа  «  Индивидуальный  маршрут»  составлена  в  соответствии  с  нормативными  документами, Законом РФ  « Об  образовании»,  основана  на  программах:  . « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»  Екжановой  Е.А.,  Стребелевой  Е.А.   и  «Программа  обучения  и  воспитания  детей в  детском  саду»  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой  Н.В,   и   разработках  отечественных и  зарубежных  ученых   в  области  логопедии, дефектологии,  специальной  педагогики  и  психологии.

Цели  и  задачи  программы

Основной  целью  данной  программы  является  создание  специальных  условий  и  средств  для  организации  коррекционно-развивающей работы логопеда  с  детьми  данной  категории    на основе  комплексного   индивидуально- дифференцированного   подхода  для  совершенствования у детей речевой  деятельности с  учетом  индивидуальных  образовательных  возможностей   и потребностей.

Основные  задачи: это проведение  ранней  диагностики,  профилактика  и  мониторинг, : подготовке  к  обучению  грамоте,  развитие  связной  речи,  расширение  представлений  об  окружающем  и  обогащение  словарного  запаса, совершенствование  грамматического  строя  и  лексики, коррекция  звукопроизношения, формирование звукового анализа  и  синтеза, формирование  слоговой  структуры,   а  так же   интеграция  специальных  приемов  и  методик  в  соответствии  с  программными  задачами,  а  также  всестороннее  развитие  ребенка  в  процессе  коррекционно-развивающего  обучения  с  учетом  его  индивидуальных  особенностей.

Принципы  и  подходы  в  организации  образовательного  процесса

Эффективностью  данной   специально  разработанной    комбинированной  системы  коррекционно- развивающего  обучения  по  индивидуальной  программе      «Индивидуальный  маршрут»  является  реализация  совокупности  принципов  и  методов  обучения:

1.Взаимосвязь  работы   по  коррекции  речи   с   развитием   познавательных  процессов.

2. Взаимосвязь   логопедической   работы  с   программой и  в  тесной   взаимосвязи  с  учителем-дефектологом, воспитателем.

3. Системный   подход   к   формированию   речи:  логопедическая   работа  на   любом   этапе   должна  проводиться  над   речевой  системой   в   целом.

4.Использование  наглядности   с  целью   активизации  познавательной   и   речевой   активности,  стимулирования   мыслительных  операций, повышения  интереса  к  занятиям.

5.Учитывая ,  что  ведущим  видом   деятельности  для   детей   дошкольного   возраста  является   игровая   деятельность,  в  каждое   занятие   необходимо   включать   игровые   упражнения,  что   значительно   повысит  эмоциональную   и   умственную   активность   детей.

6. Максимальное   использование   при  коррекционной  работе  над   дефектами  речи  различных  анализаторов.

7. Индивидуальный подбор педагогических технологий.

8. Систематический контроль и корректировка.

Методика логопедической  работы     по   формированию    и  совершенствованию  речевых  навыков  у   детей   с  ЗПР ,  с  учетом   программы   коррекционного   обучения, предполагает    определенную  последовательность  обучения.

Сначала   следует    пропедевтический  период,  в  котором  формируются  или  корректируются  уже  имеющиеся  речевые  компоненты  (  словарь,  лексика,  грамматика,  слоговая  структура,  звукопроизношение)

Во  втором   периоде   обучения -  совершенствуются  навыки.  

В  третьем   периоде  обучения - развитие   самостоятельной   связной   речи   детей.

Эффективность  коррекционного  развития  детей зависит от комплексного использования разнообразных  методик и приемов.  Все педагоги совместно  с  логопедом  участвуют  в  этом  коррекционно-образовательном  процессе,  закрепляя  приобретенные речевые навыки, сформированные   на  занятиях  с  логопедом

Возрастные  и  индивидуальные  особенности  контингента

Контингент  данной  группы  составляют  дети  с   различными  сочетанными  диагнозами: ребенок  с  ЗПРР  с аутистическими  чертами,  ребенок с грубой  ЗПРР,  ребенок  с  СДВГ,  ребенок  с  СДВГ  и  аутистическим  спектром, ребенок  с  ЗПР,  ребенок  с  ММД,  ребенок  с  эпилепсией,   ребенок  с  F83.0 ( смешанные специфические расстройства развития) в  сочетании  с  СДВГ  и  ММД,  трое  детей  с  РДА  и  дети  с  ЗПР.

Для  того   чтобы   понять,  в  чем  состоит   особенность   работы  с  такими  детьми  по  коррекции  и  развитию речи,   необходимо  знать специфику  детей  данной  группы.

Как  правило, это  дети  со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность.

Также,  причина отклонений  может быть негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.
В настоящее время достигнуты определенные успехи в клиническом, нейропсихологическом и психолого-педагогическом изучении таких детей.

Клинические исследования рассматриваемой категории детей свидетельствуют, что развитие мозговых структур и связей между ними отстает от возрастной нормы у большинства детей. Недоразвитие познавательной деятельности может быть обусловлено недостаточностью некоторых мозговых структур, в первую очередь, лобных и теменных отделов коры головного мозга, поэтому  замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, не сформировано их специализированное участие в реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления.
Психическое развитие подчиняется закону гетерохронии, т. е. психические функции формируются в определенной последовательности, и для развития каждой из них существуют оптимальные сроки, каждая имеет свой цикл развития.
В связи с разными формами и степенью тяжести органического поражения ЦНС или с замедленным темпом ее морфофункционального созревания, изменяется темп и сроки формирования психических функций, сдвигаются сенситивные периоды.
Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса  по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными  словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.
У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития. Одним   из   характерных   признаков   интеллектуальной   недостаточности    является   недоразвитие   высших   психических   функций,  а  следовательно,   и   недоразвитие   речи   как   одной   из   наиболее   сложно   организованных   функций.

Как правило, у      детей  отмечается   замедленный   темп   речевого   развития,   его   качественного   своеобразия   и   большая   распространенность   нарушений   речи.  Характерным  признаком   клинической   картины    нарушений  у  большинства   детей   с      является   сложность   речевой    патологии,   наличие   комплекса    речевых    нарушений,   сочетание   различных   дефектов   речи.   Многие   проявления   патологии   речи   связаны   с   общими   психопатологическими   особенностями    протекания   речевой   деятельности   в   целом.  Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.
Нарушения речи у этих  детей  носят системный характер и входят в структуру дефекта.

Так же необходимо  отметить, что  среди  основной  массы   этой  группы  есть  и  дети с  более  сложной  структурой  дефекта, которые  так же  имеют  свои  особенности. Это  дети  с  РДА    которые  отличаются  более  сложными  речевыми  нарушениями (  дети  с  отраженной  речью,  безречевые  дети).

Планируемые  результаты:

К  концу  учебного  года (май-июнь)  дети  должны  уметь:

  • Звукопроизношение:  дети  должны  научиться  правильно  произносить   гласные  и  согласные  звуки.
  • Фонематические  процессы:  дети  должны  овладеть  элементами  звукового  анализа  и  синтеза, овладеть навыком  употребления  в  речи  слов  разной  слоговой  структуры.
  • Обогащение  и  расширение  словарного  запаса  и  представлений  об  окружающем:  дети  должны   уметь называть  предметы и  их свойства, освоить  обобщающие  понятия, научиться употреблять в речи :  прилагательные, глаголы и  предлоги.
  • Формирование  лексики  и  грамматики:  дети  должны  освоить  навыки  словообразования  и  словоизменения,  соотносить   и  согласовывать  различные  части  речи.
  • Основы  грамоты:  овладение понятиями «гласный и согласный звуки», знакомство  с  зрительным  образом  звуков, овладение  элементами  письма (печатания)
  • Связная  речь: дети  должны  уметь  составлять  предложения,  отвечать  на  поставленные  вопросы  и  овладеть  диалогической  речью.

Учитывая  специфику  и  своеобразие состава  этой  группы по характеру отклонений ( см. описание диагнозов  в разделе " Возрастные  и  индивидуальные  особенности  контингента"  и  возрастную вариативность группы ( 5-7 лет), необходимо  отметить,  что приоритетное  направление  обучения  и развития  детей  построено  по "Индивидуальному маршруту" с учетом  их  возрастных  и  индивидуальных возможностей  и  потребностей. Таким образом, основная  масса  группы  будет  обучается  по   малогрупповой дифференцированной  системе, дети  с  более  сложными  и  тяжелыми  отклонениями ( РДА  и   безречевые  дети) будут проходить  обучение  по  соответственному  плану  обучения  - индивидуально. Учитывая     своеобразие  контингента  данной  группы  и   разную  степень  возможностей  этих  детей,  результаты  усвоения  материала  к  концу  учебного   года соответственно  могут  быть  разными.

            Содержательный  раздел


Учебный план реализации НОД  в  подготовительной  группе

Период:

Виды  деятельности:

Содержание:

1 -2 недели сентября

Исследовательская

Диагностика детей, заполнение речевых карт, анкетирование  родителей ведение  основной  документации

Вторая половина сентября - конец декабря

Коррекционно- развивающая. обучающая, познавательная, игровая. продуктивная

Индивидуальная  работа  с  детьми, малогрупповая  работа  с  детьми,  участие   в  режимных  моментах.

3 – 4 неделя  января

Исследовательская

Промежуточный  мониторинг  уровня  успеваемости  и  усвоения  материала на  логопедических  занятиях

Февраль - середина  мая

Коррекционно- развивающая. обучающая, познавательная, игровая. продуктивная

Индивидуальная  работа  с  детьми, малогрупповая  работа  с  детьми,  участие   в  режимных  моментах.

3-4 неделя  мая

Исследовательская

Итоговая  диагностика  уровня  усвоения  материала  и  успеваемости  на  конец учебного  года

                      Организационный  раздел:

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию  образовательной  программы

Направление:

 Методические  пособия

Коррекционно - обучающее

Наталья Теремкова: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г

Коррекционно - обучающее

Елена Косинова: Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. Издательство: Сфера, 2014 г.

Коррекционно - обучающее

Косинова Е.М. Грамматические тетради №1, №2, №3, №4. Комплект из 4-х тетрадей.

Издательство: 

ТЦ Сфера, 2012

Коррекционно - обучающее

Бардышева  Т.Ю., Моносова  Е.Н. Тетрадь логопедических заданий_М, Изд. : скрипторий, 2013г.

Коррекционно-развивающие

Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи   Издательство: Эксмо, 2010 г

Коррекционно-развивающие

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи-- М.: ООО "Эксмо", 2003

Коррекционно-развивающие

Татьяна Ткаченко: Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков    Издательство: Эксмо, 2013 г

Коррекционно-развивающие

Пальчиковая гимнастика

Издательство: Лерман, 2010 г.

Коррекционно-развивающие

Гомзяк О.С.
Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников.
1.Тетради 1,2,3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
2.Конспекты фронтальных занятий 1-2-3 периоды в старшей логогруппе.
3.Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.
4.Сюжетные картины по развитию речи в старшей логогруппе.
Издательство
: Гном и Д, 2009

Коррекционно-развивающие

Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Развитие  графомоторных навыков

Знакомимся с линией. Формирование графических навыков у дошкольников       С. Уромова   Издательство:   КАРО   2006 г.

Развитие  графомоторных навыков

Нищева  Н.В.  «Прописи для дошкольников.»
Издательство: Детство-пресс, 2013

              Методы  и  средства  реализации  программы

Направления:

Формы реализации:

Способы, методы и приемы:

Подготовка  к обучению грамоте

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут")  

Обучение  в соответствии с программой,   с использованием  дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических  игр и  тетрадей.

Формирование звукопроизношения

Индивидуальные занятия  с логопедом

Выполнение артикуляционных комплексов, упражнений для развития  дыхания, зондовый  массаж, логопедический  массаж.

Формирование навыков анализа и синтеза

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут")  

Обучение  в соответствии с программой,   с использованием  дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических  игр.

Формирование лексико-грамматического строя

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут") и  на индивидуальных занятиях  с логопедом.

Обучение  в соответствии с программой,   с использованием  дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических  игр.

Развитие связной  речи

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут")  

Обучение  в соответствии с программой,   с использованием  дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических  игр.

Обогащение  и расширение  словарного запаса  и  представлений об окружающем

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут") и  на индивидуальных занятиях  с логопедом.

Обучение  в соответствии с программой,   с использованием  дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических  игр.

Развитие графомоторных навыков

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут")  

Дидактические пособия

Развитие  артикуляционного аппарата

Индивидуальные занятия  с логопедом

Дидактические пособия, дидактические  игры, оборудование для артикуляционной  гимнастики.

Развитие  мелкой  и общей  моторики

Малогрупповые  и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут") и  на индивидуальных занятиях  с логопедом.

Дидактические  пособия, дидактические  игры, тренажеры  для развития  мелкой моторики ( массажные мячи, волчки, суджок и  т.д.)

                    Примерное  годовое  планирование

Специальная коррекционная работа,  по  программе  подготовки  к  обучению  грамоте  и  развитию  речи,  а  также, коррекции  звукопроизношения  направлена на   формирование  зрительных  представлений   о  звуковых  образах , развитию  лексико-грамматического строя, формирование навыков  звукового анализа  и  синтеза,  расширение  и  обогащение  словарного запаса,  развитие связной  речи, формирование  правильной  артикуляции  и  звукопроизношения, восполнение пробелов в дошкольном  развитии детей,  создание  готовности к дальнейшему  обучению  в  школе.  Главная  задача  заложить  систему знаний, расширить и обогатить опыт, речь дошкольников, и  высшие психические процессы.

Основное обучение  происходит  в процессе  маллогрупповых  и  индивидуальных занятий.  а  так же  в  режимных  моментах , активной деятельности  в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка).

       При выборе  программного материала была  учтена  структура дефекта детей с нарушениями речи.

       На малогрупповых занятиях изучаются звуки, которые уже правильно произносятся. Вместе  с тем, идет  системное  формирование  лексико-грамматического строя  и расширение  словаря. Затем,  на последнем этапе  обучения,  после уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий ведется  работа по развитию связной речи.

    На индивидуальных занятиях  осуществляется формирование артикуляционных навыков,  коррекция  нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия,  а  так же ведется  работа  по  уточнению  и расширению  словарного запаса,  ведется  работа  над  формированием  лексико-грамматического  строя. работа  со  слоговой   структурой.  Последовательность коррекции  выявленных  нарушений  звукопроизношения  строится  индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями  и  возможностями  каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

  1. Работа  со  словарем:

Знакомство с  предметами  и  их  свойствами. обобщающими  понятиями  по  лексическим  темам ( см. календарное  планирование). Введение  в  речь  прилагательных, глаголов, наречий, предлогов.

  1. Работа  с  лексико-грамматическим  строем речи:

Согласование  существительных  с  глаголами, прилагательными, предлогами, числительными,  освоение  навыков  словообразования  в  процессе  изучения  лексических  тем  (  см. календарное  планирование).

  1. Формирование  навыков  звукового анализа  и  синтеза:

Формирование  умений  различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

  1. Развитие связной речи:

Формирование умения  строить  предложения  по  схеме,  задавать  и  отвечать  на  вопросы, участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

     5. Подготовка  к  обучению  грамоте:

Познакомить детей  со  зрительным  образом  звуков  и  букв,  дать  понятие  слово,  освоение  элементов  письма ( см. календарное  планирование).

    6. Коррекция  звукопроизношения:

Исправление  неправильного  произношения, постановка  звуков,  автоматизация  и  дифференциация, работа  над  просоидической  стороной,  работа  над  слоговой  структурой.

               Календарно-тематическое планирование

                  (НОД и совместная  деятельность)

                                            Календарный план

образовательной деятельности по обучению грамоте и развитию речи  в подготовительной группе  ЗПР и   сложной   структурой  дефекта.

на 2018-2019 учебный год.

Неделя месяц

Тема образовательной деятельности по обучению грамоте

Фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ слова.

Тема образовательной деятельности  по лексике и грамматике

Грамматический строй речи

Связная речь.

1-15

сентября

     

Диагностика и логопедическое обследование

построение   индивидуальной  коррекционной  программы

15-21

сентября

 Звук [У]

Выделение начального ударного гласного

Наш детский сад

*Косвенные падежи существительных

Составление предложений по картинкам

22-28

сентября

Звук [А]

Выделение начального ударного гласного

Игрушки.

* Именительный падеж *Множественного  числа существительных.

Составление описательного рассказа о любимой игрушке.

29 сент.-

5 октября

Звуки [А], [У]

Анализ звукового ряда из двух гласных

Осень.

* Относительные прилагательные.

* Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Составление предложений по картинкам, распространение предложений

6 -12

октября

Звук [О]

Выделение начального ударного гласного

 Фрукты, сад.

* Существительные единственного и множественного числа в разных падежах.

Составление описательного рассказа о фруктах

13 -19

октября

Звук [П]

Воспроизведение звуковых рядов из  гласных звуков.

Овощи, огород.

* Существительные единственного и множественного числа в разных падежах.

Составление описательного рассказа об овощах

20 - 26

октября

Звук [Т]

Звуковой анализ и синтез

Грибы.

* Существительные единственного и множественного числа в разных падежах.

Составление описательного рассказа о грибах

27 октября-

2 ноября

Звук [К]

Звуковой анализ обратного слога Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги)

 Ягоды.

*Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Однокоренные слова.

Составление описательного рассказа о ягодах.

3 - 9

ноября

Звук [И]

Звуковой анализ и синтез обратного слога

Перелетные птицы.

*Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Однокоренные слова.

Составление описательного рассказа о птицах

10 - 16

ноября

Звук [Ы]

Звуковой анализ обратного слога Воспроизведение слоговых рядов

Дикие животные и их детеныши

*Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе.

Заучивание стихотворений о диких животных

17  - 23

ноября

Звук [Э]

Воспроизведение слоговых рядов Звуковой анализ прямого слога

Домашние животные

*Относительные прилагательные.

 

Составление описательного рассказа: о домашних животных

24 - 30

ноября

Гласные звуки.          

Воспроизведение слоговых рядов Звуковой анализ прямого слога

Домашние  птицы

* Образование существительных  в разных падежах

Составление предложений по картинкам.

1 - 7

декабря

Звуки [П] [Пь]

Воспроизведение слоговых рядов Звуковой анализ прямого слога

Транспорт, ПДД, транспортные профессии

* Употребление предлогов НАД, ПОД, НА, В.

Составление предложений по картинкам, по серии сюжетных картинок.

8- 14

декабря

Звуки [Т] [Ть]

Выделение начального ударного гласного

Зима

* Образование глаголов с помощью приставок.

Составление описательного рассказа о природе зимой.

15 - 21

декабря

Звуки [К] [Кь]

Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги).

Зимние забавы

и развлечения

*Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Составление рассказа: Зимние забавы.

22 -28

декабря

Звуки [М] [Мь]

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез

Зимующие птицы

* Однокоренные слова.

* Относительные прилагательные.

Составление предложений по картинкам, распространение предложений.

29 -31 декабря

Звуки [Н] [Нь]

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез

Новый год, Рождество

*Относительные прилагательные. Сравнительная степень прилагательных.

Стихи про Новый год.

12- 26 января

26 Января- 1 февраля

Звуки [Ф] [Фь]

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез

 Профессии

* Образование существительных с разными суффиксами.

Составление предложений по картинкам.

2- 8

февраля

Звуки [Д] [Дь]

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез в слове.

Мебель

* Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Составление описательного рассказа

9 -15

февраля

Звуки [В] [Вь]

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез

Посуда

*.Глаголы несовершенного и вида единственного и множественного числа.

Составление описательного рассказа

16-22 февраля

Звуки [Б] [Бь]

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез

Продукты

*Однокоренные слова. Сложные слова.

* Образование глаголов с помощью приставок.

Составление предложений по картинкам

23февраля

1  марта

Звуки [Г] [Гь]

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез

Одежда

* Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составление предложений по картинкам

2- 8

марта

 Звуки [С] [Сь]

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез

Ранняя весна  8  марта

* Употребление предлогов НАД, ПОД, НА, В и др.

Составление описательного рассказа

9 - 15

марта

Звуки [З] [Зь]

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез

Обувь

*Относительные прилагательные..

* Образование глаголов с помощью приставок.

Составление описательного рассказа

16 -22

марта

Твердые  и  мягкие  согласные

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога:

Человек. Части тела человека.

* Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ

Составление описательного рассказа о своей внешности.

23 - 29

марта

Звуки [П] [Б]

 

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез

Семья

* Совершенствование навыков словообразования.

Составление описательного рассказа

30 марта

5 апреля.

Звуки  [Т] [Д]

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез

Перелетные птицы,

* Притяжательные прилагательные.

Составление предложений по картинкам, распространение предложений.

6 -12

апреля.

Звуки [К] [Г]

Твердые и мягкие согласные звуки. Слоговые ряды.

Весна.

* Относительные прилагательные.

* Совершенствование навыков словообразования.

Заучивание стихотворения «Весна»

13 -19

апреля

Звуки [С] [З]

Звонкие и глухие согласные звуки.

Мой город. Моя улица.

*Употребление предлогов НА, В.

Составление рассказа о своем городе.

20 -26

апреля

«Глухие и звонкие согласные звуки».

Звонкие и глухие согласные звуки.

Слоговые ряды.

Звуковой анализ и синтез

Моя страна Россия - моя родина.

*  Относительные прилагательные.

 * Притяжательные прилагательные.

Составление рассказа о своей родине, своем городе.

27 -30 апреля

Звуки речи, (обобщение)

 

Звонкие и глухие согласные звуки.

Слоговые ряды.

Звуковой анализ и синтез

Насекомые

*  Относительные прилагательные.

 * Притяжательные прилагательные.

Составление предложений по картинкам, распространение предложений.

4 -10

мая.

Звуки речи, (обобщение

Звонкие и глухие согласные звуки.

Слоговые ряды.

Звуковой анализ и синтез

9 Мая – «День Победы».

* Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Составление предложений по картинкам, распространение предложений.

11 -17

мая

 

Звуки речи, (обобщение)

Слоговые ряды.

Звуковой анализ и синтез

Лето

* Совершенствование навыков словообразования

Составление предложений по картинкам, распространение предложений

18-31 мая

Итоговая   диагностика  успеваемости  и  усвоения  материала  за  учебный  год

Данное  примерное  календарно- тематическое  планирование  составлено  на  основе  программ: «Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой  Н.В,  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.  с  учетом  специфики  группы,  индивидуальных  возможностей  и  образовательных  потребностей  детей.

 

                                           Режим  организации

    Модель  коррекционно  - развивающей  работы  учителя- логопеда.

Направление  деятельности

  Форма  реализации

Содержание

Коррекция  звукопроизношения

Индивидуальные  занятия  с  логопедом

Выполнение  артикуляционных  комплексов,  выполнение  дыхательных  упражнений, логопедический массаж. Зондовый  массаж.

Работа  со  слоговой  структурой

Индивидуальные  занятия  с  логопедом

Выполнение  специальных  упражнений. Направленных  на  формирование  слоговой  структуры: слоговые  ряды, проговаривание  сложных  слов  и т.д.

Формирование  лексико-грамматического  строя

Малогрупповые  занятия  и  индивидуальные  занятия  с  детьми

Согласно  тематике  календарного  плана  на  занятиях  по развитию речи, в процессе  отработки  речевого  материала  на  индивидуальных  занятиях

Формирование  навыков звукового анализа  и  синтеза  

Малогрупповые  занятия с логопедом  

Согласно  тематике  календарного  плана  на  занятиях  по подготовке  к  обучению  грамоте

Работа  по  уточнению, расширению  и  обогащению  словарного запаса

Малогрупповые  занятия  и  индивидуальные  занятия  с  детьми,  режимные  моменты  в  течении дня

Согласно  тематике  календарного  плана  на  занятиях  по развитию речи, в процессе  отработки  речевого  материала  на  индивидуальных  занятиях

Развитие  связной  речи

Малогрупповые  занятия с логопедом  

Работа  с  мнемотаблицами,  схемами  для  построения  предложений  и  рассказов.

Развитие  графомоторных навыков

Малогрупповые  занятия с логопедом  

Работа  в  логопедических тетрадях, работа  в  тетрадях  по развитию речи.

Подготовка  к  обучению грамоте

Малогрупповые  занятия с логопедом  

Работа  в   прописи

Развитие  общей  и  мелкой  моторики

Малогрупповые  занятия  и  индивидуальные  занятия  с  детьми

Выполнение  речедвигательных  упражнений, пальчиковой гимнастики, массаж карандашом, тренажеры  для  рук ( суджок, массажные  мячи)

            Реализация  коррекционно-развивающей  работы  

                        учителя-логопеда в  течении дня:

8.30-8.45

Участие  в  режимных моментах

8.45-9.00

Индивидуальная  работа  с  детьми

9.00-10.00

Малогрупповые  занятия  по  обучению грамоте  и  развитию  речи

10.00-10.30

Индивидуальная  работа  с  детьми

12.30

Участие  в  режимных  моментах

*малогрупповые  занятия  по  « Подготовке  к  обучению  грамоте  и  развитию речи» - проводятся  2 раза  в  неделю

* Индивидуальная  работа  с  детьми - пять дней  в  неделю

                             Модель совместной  коррекционно-развивающей  

                                  работы  с  воспитателем  и  семьей:

Направление   деятельности

      Формы реализации:

Формирование  и  коррекция  звукопроизношения

На  индивидуальных  занятиях  с  логопедом.  С  семьей  во  время  выполнения домашнего  задания

Работа  со  слоговой  структурой

На  индивидуальных  занятия  с  логопедом

Формирование  навыков звукового анализа  и  синтеза

На  малогрупповых  занятиях с  логопедом.

Формирование  лексико-грамматического строя

На  индивидуальных  занятиях  с  логопедом, с  воспитателем  во  время  коррекционного  часа,  семьей  во  время  выполнения домашнего  задания

Развитие  связной  речи

На  малогрупповых  занятиях с  логопедом

Работа  по  уточнению,  расширению  и  обогащению  словаря

На  малогрупповых  занятиях с  логопедом , на  индивидуальных  занятиях  с  логопедом, с  воспитателем  во  время  коррекционного  часа,  семьей  во  время  выполнения домашнего  задания

Подготовка  к  обучению  грамоте

На  малогрупповых  занятиях  с  логопедом

Развитие  графомоторных навыков

На  малогрупповых  занятиях с  логопедом , семьей  во  время  выполнения домашнего  задания

Развитие  общей  и  мелкой моторики

На  малогрупповых  занятиях с  логопедом , на  индивидуальных  занятиях  с  логопедом, с  воспитателем  во  время  коррекционного  часа,  семьей  во  время  выполнения домашнего  задания

В  течении  всего  учебного  года  ведется  активное  взаимодействие  между  учителем- логопедом   и  воспитателями,  и,    между  учителем- логопедом   и  семьей.  Еженедельно  воспитателям  группы  даются  рекомендации  по  построению  и  организации  коррекционно-образовательной  работы (ведутся  тетради  взаимодействия  учителя-логопеда  с  воспитателями), даются  рекомендации  для  проведения  коррекционного  часа,  совместное  участие  в  режимных  моментах, сопровождение  детей  на  другие занятия.  Так же  ведется  активная работа  с  родителями:  анкетирование  в начале года,  ознакомление  с  результатами  диагностики,  проведение  тематических консультаций, проведение  консультаций  по  просьбе  родителей, даются  рекомендации  по  выполнению  домашнего  задания,  проводятся  мастер-классы  по  артикуляционной  гимнастике, проводятся  родительские собрания  ежеквартально.  

                   Предметно-развивающая  среда :

                        Дидактические  игры  и  пособия

Коррекционо- развивающие  зоны:

Наполнение, оборудование:

Зона  по  работе  над  звукопроизношением

Зеркало настенное,  подсветка, комплект зондов, шпатели,жидкость  для  стерилизации, салфетки влажные, салфетки бумажные, ватные палочки, резиновые одноразовые перчатки, ватные шарики, свистульки, мыльные пузыри, тренажеры-пропеллеры.

Зона  по работе  над  развитием мелкой и  общей  моторики

Стеллаж многоярусный:  шнуровки, мазаики, суджок, массажные  мячи  средние, массажные мячи  с  резинками,  вертушки-волчки, тактильные  досочки( Монтессори), бильбоке ( Вальда), поймайка с  кольцом( Вальда), ловишки  с  шариком( Вальда),  органайзер  пластиковый  с  крупой (белаю и красная фасоль), коробка  с  бусинами, коробка  с  пуговицами.

Зона  обучения

Доска  магнитная,  магнитная  азбука, дидактический  настенный  материал схемы,  дидактический  настенный  материал  Алфавит, дидакический демонстрационный  материал  по лексическим  темам, дидактический  раздаточный материал для  занятий, дидактические  мнемотаблицы, кассы  букв.

Зона  коррекционно- развивающая

Настольные  дидактические  игры , лото, картотека  игр, Волшебный  мешочек,  набор  «Фрукты», «Овощи», «животные»,   «птицы». «насекомые», «продукты», «техника»

                               Литература:

  1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР

.——СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман

. --СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.

  1. Бардышева  Т.Ю., Моносова  Е.Н. Тетрадь логопедических заданий_М, Изд. : скрипторий, 2013г.
  2. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи

. –– М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений

. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

  1. Гомзяк О.С.Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников.
    1.Тетради 1,2,3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
    2.Конспекты фронтальных занятий 1-2-3 периоды в старшей логогруппе.
    3.Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.
    4.Сюжетные картины по развитию речи в старшей логогруппе.
    Издательство: Гном и Д, 2009
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

  1. Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

. —— М.: Издательство "Гном и Д", 2005. — 24 с.

  1. Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет М.  «Издательство«Гном и Д», 2005.  32 с.
  2. Знакомимся с линией. Формирование графических навыков у дошкольников       С. Уромова   .
  3. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов -- М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с
  4. Косинова Е.М.: Уроки логопеда. Игры для развития речи   Издательство: Эксмо, 2010 г
  5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи-- М.: ООО "Эксмо", 2003
  6. Косинова Е.М. Грамматические тетради №1, №2, №3, №4. Комплект из 4-х тетрадей. Издательство: ТЦ Сфера, 2012
  7. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. Издательство: Сфера, 2014 г.
  8. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  9. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФИ и ОНР): Методическое пособие / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова— М.: АРКТИ, 2003. — 32 с. (Библиотека практикующего логопеда)
  10. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР)/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова

. —— М.: АРКТИ, 2003. — 48 с. (Библиотека практикующего логопеда

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
    Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Издательство: Мозайка-синтезГод: 2010Страниц: 304
  2. . «Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой  Н.В,  
  3. Татьяна Ткаченко: Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков    Издательство: Эксмо, 2013 г
  4. Теремкова Н.Э: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г
  5. Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы)

. -- СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 64 с.

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993— 103 с.
  2. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психологического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная пресса, 2004–– 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа определяет содержание образовательной деятельности учителя дефектолога  по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию....

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития на 2019-2020 учебный год

Программа учителя-дефектолога расчитанная для детей с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...

3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...