Рабочая программа по развитию речи детей с задержкой психического развития (сложной структуры дефекта) для детей 5-7 лет
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по развитию детей с задержкой психического развития (сложной структуры дефекта) детей 5 – 7 лет
« Индивидуальный маршрут»
Содержание:
Целевой раздел:
Пояснительная записка ………………………………………………………….2
Цели и задачи программы………………………………………………………3
Принципы и подходы в организации образовательного процесса………….3
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей…………..4
Планируемые результаты освоения программы……………………………...6
Содержательный раздел:
Учебный план реализации НОД в подготовительной группе……………….9
Организационный раздел:
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной программы…………………………………………………...10
Методы и средства реализации программы…………………………………12
Примерное годовое планирование…………………………………………….14
Календарно-тематическое планирование ……………………………………...16
Режим организации (НОД и совместная деятельность)……………………..24
Предметно-развивающая среда :
Дидактические игры и пособия……………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………..28
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей с задержкой психического развития (сложной структуры дефекта) детей 5 – 7 лет «Индивидуальный маршрут» разработана в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Рабочая программа по развитию детей с задержкой психического развития подготовительной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей .
Реализуемая программа строится на принципе индивидуально-дифференцированного похода и личностно-развивающего характера взаимодействия педагога с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43,72;
- Конвенция о правах ребенка ( 1989г.);
- Закон РФ « Об образовании»;
- Типовое положение ДОУ;
- СанПин 2.4.1.3049-14;
- Устав ГБОУ школа № 1191 ДО
- ФГОС ДО
Речь - это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Дети с задержкой психического развития имеющие сложную структуру дефекта отличаются своеобразными особенностями в отклонении общего , психического и соответственно речевого развития, требующие специальных индивидуальных условий воспитания и обучения , так как имеют разные образовательные возможности и потребности. Это признаётся многими учёными. Таким образом, одной из ведущих задач образования. на сегодняшний день, является создание специальных условий и технологий для обучения детей компенсирующей направленности в рамках нового единого образовательного стандарта с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории.
Решением данной задачи является создание специальной рабочей программы, которая сочетает в себе индивидуальный комплексно-дифференцированный подход.
Настоящая программа « Индивидуальный маршрут» носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ЗПР ( сложной структуры дефекта), принятых в дошкольное учреждение для детей с ЗПР.
Программа « Индивидуальный маршрут» составлена в соответствии с нормативными документами, Законом РФ « Об образовании», основана на программах: . « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. и «Программа обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В, и разработках отечественных и зарубежных ученых в области логопедии, дефектологии, специальной педагогики и психологии.
Цели и задачи программы
Основной целью данной программы является создание специальных условий и средств для организации коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми данной категории на основе комплексного индивидуально- дифференцированного подхода для совершенствования у детей речевой деятельности с учетом индивидуальных образовательных возможностей и потребностей.
Основные задачи: это проведение ранней диагностики, профилактика и мониторинг, : подготовке к обучению грамоте, развитие связной речи, расширение представлений об окружающем и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и лексики, коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, формирование слоговой структуры, а так же интеграция специальных приемов и методик в соответствии с программными задачами, а также всестороннее развитие ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения с учетом его индивидуальных особенностей.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Эффективностью данной специально разработанной комбинированной системы коррекционно- развивающего обучения по индивидуальной программе «Индивидуальный маршрут» является реализация совокупности принципов и методов обучения:
1.Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов.
2. Взаимосвязь логопедической работы с программой и в тесной взаимосвязи с учителем-дефектологом, воспитателем.
3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом.
4.Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
5.Учитывая , что ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.
6. Максимальное использование при коррекционной работе над дефектами речи различных анализаторов.
7. Индивидуальный подбор педагогических технологий.
8. Систематический контроль и корректировка.
Методика логопедической работы по формированию и совершенствованию речевых навыков у детей с ЗПР , с учетом программы коррекционного обучения, предполагает определенную последовательность обучения.
Сначала следует пропедевтический период, в котором формируются или корректируются уже имеющиеся речевые компоненты ( словарь, лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение)
Во втором периоде обучения - совершенствуются навыки.
В третьем периоде обучения - развитие самостоятельной связной речи детей.
Эффективность коррекционного развития детей зависит от комплексного использования разнообразных методик и приемов. Все педагоги совместно с логопедом участвуют в этом коррекционно-образовательном процессе, закрепляя приобретенные речевые навыки, сформированные на занятиях с логопедом
Возрастные и индивидуальные особенности контингента
Контингент данной группы составляют дети с различными сочетанными диагнозами: ребенок с ЗПРР с аутистическими чертами, ребенок с грубой ЗПРР, ребенок с СДВГ, ребенок с СДВГ и аутистическим спектром, ребенок с ЗПР, ребенок с ММД, ребенок с эпилепсией, ребенок с F83.0 ( смешанные специфические расстройства развития) в сочетании с СДВГ и ММД, трое детей с РДА и дети с ЗПР.
Для того чтобы понять, в чем состоит особенность работы с такими детьми по коррекции и развитию речи, необходимо знать специфику детей данной группы.
Как правило, это дети со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность.
Также, причина отклонений может быть негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.
В настоящее время достигнуты определенные успехи в клиническом, нейропсихологическом и психолого-педагогическом изучении таких детей.
Клинические исследования рассматриваемой категории детей свидетельствуют, что развитие мозговых структур и связей между ними отстает от возрастной нормы у большинства детей. Недоразвитие познавательной деятельности может быть обусловлено недостаточностью некоторых мозговых структур, в первую очередь, лобных и теменных отделов коры головного мозга, поэтому замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, не сформировано их специализированное участие в реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления.
Психическое развитие подчиняется закону гетерохронии, т. е. психические функции формируются в определенной последовательности, и для развития каждой из них существуют оптимальные сроки, каждая имеет свой цикл развития.
В связи с разными формами и степенью тяжести органического поражения ЦНС или с замедленным темпом ее морфофункционального созревания, изменяется темп и сроки формирования психических функций, сдвигаются сенситивные периоды.
Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.
У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития. Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.
Как правило, у детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественного своеобразия и большая распространенность нарушений речи. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями протекания речевой деятельности в целом. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.
Нарушения речи у этих детей носят системный характер и входят в структуру дефекта.
Так же необходимо отметить, что среди основной массы этой группы есть и дети с более сложной структурой дефекта, которые так же имеют свои особенности. Это дети с РДА которые отличаются более сложными речевыми нарушениями ( дети с отраженной речью, безречевые дети).
Планируемые результаты:
К концу учебного года (май-июнь) дети должны уметь:
- Звукопроизношение: дети должны научиться правильно произносить гласные и согласные звуки.
- Фонематические процессы: дети должны овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры.
- Обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем: дети должны уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи : прилагательные, глаголы и предлоги.
- Формирование лексики и грамматики: дети должны освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи.
- Основы грамоты: овладение понятиями «гласный и согласный звуки», знакомство с зрительным образом звуков, овладение элементами письма (печатания)
- Связная речь: дети должны уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.
Учитывая специфику и своеобразие состава этой группы по характеру отклонений ( см. описание диагнозов в разделе " Возрастные и индивидуальные особенности контингента" и возрастную вариативность группы ( 5-7 лет), необходимо отметить, что приоритетное направление обучения и развития детей построено по "Индивидуальному маршруту" с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей. Таким образом, основная масса группы будет обучается по малогрупповой дифференцированной системе, дети с более сложными и тяжелыми отклонениями ( РДА и безречевые дети) будут проходить обучение по соответственному плану обучения - индивидуально. Учитывая своеобразие контингента данной группы и разную степень возможностей этих детей, результаты усвоения материала к концу учебного года соответственно могут быть разными.
Содержательный раздел
Учебный план реализации НОД в подготовительной группе
Период: | Виды деятельности: | Содержание: |
1 -2 недели сентября | Исследовательская | Диагностика детей, заполнение речевых карт, анкетирование родителей ведение основной документации |
Вторая половина сентября - конец декабря | Коррекционно- развивающая. обучающая, познавательная, игровая. продуктивная | Индивидуальная работа с детьми, малогрупповая работа с детьми, участие в режимных моментах. |
3 – 4 неделя января | Исследовательская | Промежуточный мониторинг уровня успеваемости и усвоения материала на логопедических занятиях |
Февраль - середина мая | Коррекционно- развивающая. обучающая, познавательная, игровая. продуктивная | Индивидуальная работа с детьми, малогрупповая работа с детьми, участие в режимных моментах. |
3-4 неделя мая | Исследовательская | Итоговая диагностика уровня усвоения материала и успеваемости на конец учебного года |
Организационный раздел:
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной программы
Направление: | Методические пособия | ||
Коррекционно - обучающее | Наталья Теремкова: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г | ||
Коррекционно - обучающее | Елена Косинова: Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. Издательство: Сфера, 2014 г. | ||
Коррекционно - обучающее | Косинова Е.М. Грамматические тетради №1, №2, №3, №4. Комплект из 4-х тетрадей.
| ||
Коррекционно - обучающее | Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий_М, Изд. : скрипторий, 2013г. | ||
Коррекционно-развивающие | Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Издательство: Эксмо, 2010 г | ||
Коррекционно-развивающие | Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи-- М.: ООО "Эксмо", 2003 | ||
Коррекционно-развивающие | Татьяна Ткаченко: Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков Издательство: Эксмо, 2013 г | ||
Коррекционно-развивающие | Пальчиковая гимнастика Издательство: Лерман, 2010 г. | ||
Коррекционно-развивающие | Гомзяк О.С. | ||
Коррекционно-развивающие | Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. | ||
Развитие графомоторных навыков | Знакомимся с линией. Формирование графических навыков у дошкольников С. Уромова Издательство: КАРО 2006 г. | ||
Развитие графомоторных навыков | Нищева Н.В. «Прописи для дошкольников.» |
Методы и средства реализации программы
Направления: | Формы реализации: | Способы, методы и приемы: |
Подготовка к обучению грамоте | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут") | Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр и тетрадей. |
Формирование звукопроизношения | Индивидуальные занятия с логопедом | Выполнение артикуляционных комплексов, упражнений для развития дыхания, зондовый массаж, логопедический массаж. |
Формирование навыков анализа и синтеза | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут") | Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Формирование лексико-грамматического строя | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут") и на индивидуальных занятиях с логопедом. | Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Развитие связной речи | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут") | Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут") и на индивидуальных занятиях с логопедом. | Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр. |
Развитие графомоторных навыков | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут") | Дидактические пособия |
Развитие артикуляционного аппарата | Индивидуальные занятия с логопедом | Дидактические пособия, дидактические игры, оборудование для артикуляционной гимнастики. |
Развитие мелкой и общей моторики | Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут") и на индивидуальных занятиях с логопедом. | Дидактические пособия, дидактические игры, тренажеры для развития мелкой моторики ( массажные мячи, волчки, суджок и т.д.) |
Примерное годовое планирование
Специальная коррекционная работа, по программе подготовки к обучению грамоте и развитию речи, а также, коррекции звукопроизношения направлена на формирование зрительных представлений о звуковых образах , развитию лексико-грамматического строя, формирование навыков звукового анализа и синтеза, расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи, формирование правильной артикуляции и звукопроизношения, восполнение пробелов в дошкольном развитии детей, создание готовности к дальнейшему обучению в школе. Главная задача заложить систему знаний, расширить и обогатить опыт, речь дошкольников, и высшие психические процессы.
Основное обучение происходит в процессе маллогрупповых и индивидуальных занятий. а так же в режимных моментах , активной деятельности в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка).
При выборе программного материала была учтена структура дефекта детей с нарушениями речи.
На малогрупповых занятиях изучаются звуки, которые уже правильно произносятся. Вместе с тем, идет системное формирование лексико-грамматического строя и расширение словаря. Затем, на последнем этапе обучения, после уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий ведется работа по развитию связной речи.
На индивидуальных занятиях осуществляется формирование артикуляционных навыков, коррекция нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, а так же ведется работа по уточнению и расширению словарного запаса, ведется работа над формированием лексико-грамматического строя. работа со слоговой структурой. Последовательность коррекции выявленных нарушений звукопроизношения строится индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями и возможностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
- Работа со словарем:
Знакомство с предметами и их свойствами. обобщающими понятиями по лексическим темам ( см. календарное планирование). Введение в речь прилагательных, глаголов, наречий, предлогов.
- Работа с лексико-грамматическим строем речи:
Согласование существительных с глаголами, прилагательными, предлогами, числительными, освоение навыков словообразования в процессе изучения лексических тем ( см. календарное планирование).
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза:
Формирование умений различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
- Развитие связной речи:
Формирование умения строить предложения по схеме, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
5. Подготовка к обучению грамоте:
Познакомить детей со зрительным образом звуков и букв, дать понятие слово, освоение элементов письма ( см. календарное планирование).
6. Коррекция звукопроизношения:
Исправление неправильного произношения, постановка звуков, автоматизация и дифференциация, работа над просоидической стороной, работа над слоговой структурой.
Календарно-тематическое планирование
(НОД и совместная деятельность)
Календарный план
образовательной деятельности по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе ЗПР и сложной структурой дефекта.
на 2018-2019 учебный год.
Неделя месяц | Тема образовательной деятельности по обучению грамоте | Фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ слова. | Тема образовательной деятельности по лексике и грамматике | Грамматический строй речи | Связная речь. | ||
1-15 сентября |
Диагностика и логопедическое обследование построение индивидуальной коррекционной программы | ||||||
15-21 сентября | Звук [У] | Выделение начального ударного гласного | Наш детский сад | *Косвенные падежи существительных | Составление предложений по картинкам | ||
22-28 сентября | Звук [А] | Выделение начального ударного гласного | Игрушки. | * Именительный падеж *Множественного числа существительных. | Составление описательного рассказа о любимой игрушке. | ||
29 сент.- 5 октября | Звуки [А], [У] | Анализ звукового ряда из двух гласных | Осень. | * Относительные прилагательные. * Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | Составление предложений по картинкам, распространение предложений | ||
6 -12 октября | Звук [О] | Выделение начального ударного гласного | Фрукты, сад. | * Существительные единственного и множественного числа в разных падежах. | Составление описательного рассказа о фруктах | ||
13 -19 октября | Звук [П] | Воспроизведение звуковых рядов из гласных звуков. | Овощи, огород. | * Существительные единственного и множественного числа в разных падежах. | Составление описательного рассказа об овощах | ||
20 - 26 октября | Звук [Т] | Звуковой анализ и синтез | Грибы. | * Существительные единственного и множественного числа в разных падежах. | Составление описательного рассказа о грибах | ||
27 октября- 2 ноября | Звук [К] | Звуковой анализ обратного слога Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) | Ягоды. | *Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Однокоренные слова. | Составление описательного рассказа о ягодах. | ||
3 - 9 ноября | Звук [И] | Звуковой анализ и синтез обратного слога | Перелетные птицы. | *Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Однокоренные слова. | Составление описательного рассказа о птицах | ||
10 - 16 ноября | Звук [Ы] | Звуковой анализ обратного слога Воспроизведение слоговых рядов | Дикие животные и их детеныши | *Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. | Заучивание стихотворений о диких животных | ||
17 - 23 ноября | Звук [Э] | Воспроизведение слоговых рядов Звуковой анализ прямого слога | Домашние животные | *Относительные прилагательные.
| Составление описательного рассказа: о домашних животных | ||
24 - 30 ноября | Гласные звуки. | Воспроизведение слоговых рядов Звуковой анализ прямого слога | Домашние птицы | * Образование существительных в разных падежах | Составление предложений по картинкам. | ||
1 - 7 декабря | Звуки [П] [Пь] | Воспроизведение слоговых рядов Звуковой анализ прямого слога | Транспорт, ПДД, транспортные профессии | * Употребление предлогов НАД, ПОД, НА, В. | Составление предложений по картинкам, по серии сюжетных картинок. | ||
8- 14 декабря | Звуки [Т] [Ть] | Выделение начального ударного гласного | Зима | * Образование глаголов с помощью приставок. | Составление описательного рассказа о природе зимой. | ||
15 - 21 декабря | Звуки [К] [Кь] | Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). | Зимние забавы и развлечения | *Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. | Составление рассказа: Зимние забавы. | ||
22 -28 декабря | Звуки [М] [Мь] | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез | Зимующие птицы | * Однокоренные слова. * Относительные прилагательные. | Составление предложений по картинкам, распространение предложений. | ||
29 -31 декабря | Звуки [Н] [Нь] | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез | Новый год, Рождество | *Относительные прилагательные. Сравнительная степень прилагательных. | Стихи про Новый год. | ||
12- 26 января | |||||||
26 Января- 1 февраля | Звуки [Ф] [Фь] | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез | Профессии | * Образование существительных с разными суффиксами. | Составление предложений по картинкам. | ||
2- 8 февраля | Звуки [Д] [Дь] | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез в слове. | Мебель | * Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | Составление описательного рассказа | ||
9 -15 февраля | Звуки [В] [Вь] | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез | Посуда | *.Глаголы несовершенного и вида единственного и множественного числа. | Составление описательного рассказа | ||
16-22 февраля | Звуки [Б] [Бь] | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез | Продукты | *Однокоренные слова. Сложные слова. * Образование глаголов с помощью приставок. | Составление предложений по картинкам | ||
23февраля 1 марта | Звуки [Г] [Гь] | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез | Одежда | * Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Составление предложений по картинкам | ||
2- 8 марта | Звуки [С] [Сь] | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез | Ранняя весна 8 марта | * Употребление предлогов НАД, ПОД, НА, В и др. | Составление описательного рассказа | ||
9 - 15 марта | Звуки [З] [Зь] | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез | Обувь | *Относительные прилагательные.. * Образование глаголов с помощью приставок. | Составление описательного рассказа | ||
16 -22 марта | Твердые и мягкие согласные | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога: | Человек. Части тела человека. | * Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ | Составление описательного рассказа о своей внешности. | ||
23 - 29 марта | Звуки [П] [Б]
| Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез | Семья | * Совершенствование навыков словообразования. | Составление описательного рассказа | ||
30 марта 5 апреля. | Звуки [Т] [Д] | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез | Перелетные птицы, | * Притяжательные прилагательные. | Составление предложений по картинкам, распространение предложений. | ||
6 -12 апреля. | Звуки [К] [Г] | Твердые и мягкие согласные звуки. Слоговые ряды. | Весна. | * Относительные прилагательные. * Совершенствование навыков словообразования. | Заучивание стихотворения «Весна» | ||
13 -19 апреля | Звуки [С] [З] | Звонкие и глухие согласные звуки. | Мой город. Моя улица. | *Употребление предлогов НА, В. | Составление рассказа о своем городе. | ||
20 -26 апреля | «Глухие и звонкие согласные звуки». | Звонкие и глухие согласные звуки. Слоговые ряды. Звуковой анализ и синтез | Моя страна Россия - моя родина. | * Относительные прилагательные. * Притяжательные прилагательные. | Составление рассказа о своей родине, своем городе. | ||
27 -30 апреля | Звуки речи, (обобщение)
| Звонкие и глухие согласные звуки. Слоговые ряды. Звуковой анализ и синтез | Насекомые | * Относительные прилагательные. * Притяжательные прилагательные. | Составление предложений по картинкам, распространение предложений. | ||
4 -10 мая. | Звуки речи, (обобщение | Звонкие и глухие согласные звуки. Слоговые ряды. Звуковой анализ и синтез | 9 Мая – «День Победы». | * Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | Составление предложений по картинкам, распространение предложений. | ||
11 -17 мая |
Звуки речи, (обобщение) | Слоговые ряды. Звуковой анализ и синтез | Лето | * Совершенствование навыков словообразования | Составление предложений по картинкам, распространение предложений | ||
18-31 мая | Итоговая диагностика успеваемости и усвоения материала за учебный год |
Данное примерное календарно- тематическое планирование составлено на основе программ: «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В, «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. с учетом специфики группы, индивидуальных возможностей и образовательных потребностей детей.
Режим организации
Модель коррекционно - развивающей работы учителя- логопеда.
Направление деятельности | Форма реализации | Содержание |
Коррекция звукопроизношения | Индивидуальные занятия с логопедом | Выполнение артикуляционных комплексов, выполнение дыхательных упражнений, логопедический массаж. Зондовый массаж. |
Работа со слоговой структурой | Индивидуальные занятия с логопедом | Выполнение специальных упражнений. Направленных на формирование слоговой структуры: слоговые ряды, проговаривание сложных слов и т.д. |
Формирование лексико-грамматического строя | Малогрупповые занятия и индивидуальные занятия с детьми | Согласно тематике календарного плана на занятиях по развитию речи, в процессе отработки речевого материала на индивидуальных занятиях |
Формирование навыков звукового анализа и синтеза | Малогрупповые занятия с логопедом | Согласно тематике календарного плана на занятиях по подготовке к обучению грамоте |
Работа по уточнению, расширению и обогащению словарного запаса | Малогрупповые занятия и индивидуальные занятия с детьми, режимные моменты в течении дня | Согласно тематике календарного плана на занятиях по развитию речи, в процессе отработки речевого материала на индивидуальных занятиях |
Развитие связной речи | Малогрупповые занятия с логопедом | Работа с мнемотаблицами, схемами для построения предложений и рассказов. |
Развитие графомоторных навыков | Малогрупповые занятия с логопедом | Работа в логопедических тетрадях, работа в тетрадях по развитию речи. |
Подготовка к обучению грамоте | Малогрупповые занятия с логопедом | Работа в прописи |
Развитие общей и мелкой моторики | Малогрупповые занятия и индивидуальные занятия с детьми | Выполнение речедвигательных упражнений, пальчиковой гимнастики, массаж карандашом, тренажеры для рук ( суджок, массажные мячи) |
Реализация коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда в течении дня:
8.30-8.45 | Участие в режимных моментах |
8.45-9.00 | Индивидуальная работа с детьми |
9.00-10.00 | Малогрупповые занятия по обучению грамоте и развитию речи |
10.00-10.30 | Индивидуальная работа с детьми |
12.30 | Участие в режимных моментах |
*малогрупповые занятия по « Подготовке к обучению грамоте и развитию речи» - проводятся 2 раза в неделю
* Индивидуальная работа с детьми - пять дней в неделю
Модель совместной коррекционно-развивающей
работы с воспитателем и семьей:
Направление деятельности | Формы реализации: |
Формирование и коррекция звукопроизношения | На индивидуальных занятиях с логопедом. С семьей во время выполнения домашнего задания |
Работа со слоговой структурой | На индивидуальных занятия с логопедом |
Формирование навыков звукового анализа и синтеза | На малогрупповых занятиях с логопедом. |
Формирование лексико-грамматического строя | На индивидуальных занятиях с логопедом, с воспитателем во время коррекционного часа, семьей во время выполнения домашнего задания |
Развитие связной речи | На малогрупповых занятиях с логопедом |
Работа по уточнению, расширению и обогащению словаря | На малогрупповых занятиях с логопедом , на индивидуальных занятиях с логопедом, с воспитателем во время коррекционного часа, семьей во время выполнения домашнего задания |
Подготовка к обучению грамоте | На малогрупповых занятиях с логопедом |
Развитие графомоторных навыков | На малогрупповых занятиях с логопедом , семьей во время выполнения домашнего задания |
Развитие общей и мелкой моторики | На малогрупповых занятиях с логопедом , на индивидуальных занятиях с логопедом, с воспитателем во время коррекционного часа, семьей во время выполнения домашнего задания |
В течении всего учебного года ведется активное взаимодействие между учителем- логопедом и воспитателями, и, между учителем- логопедом и семьей. Еженедельно воспитателям группы даются рекомендации по построению и организации коррекционно-образовательной работы (ведутся тетради взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями), даются рекомендации для проведения коррекционного часа, совместное участие в режимных моментах, сопровождение детей на другие занятия. Так же ведется активная работа с родителями: анкетирование в начале года, ознакомление с результатами диагностики, проведение тематических консультаций, проведение консультаций по просьбе родителей, даются рекомендации по выполнению домашнего задания, проводятся мастер-классы по артикуляционной гимнастике, проводятся родительские собрания ежеквартально.
Предметно-развивающая среда :
Дидактические игры и пособия
Коррекционо- развивающие зоны: | Наполнение, оборудование: |
Зона по работе над звукопроизношением | Зеркало настенное, подсветка, комплект зондов, шпатели,жидкость для стерилизации, салфетки влажные, салфетки бумажные, ватные палочки, резиновые одноразовые перчатки, ватные шарики, свистульки, мыльные пузыри, тренажеры-пропеллеры. |
Зона по работе над развитием мелкой и общей моторики | Стеллаж многоярусный: шнуровки, мазаики, суджок, массажные мячи средние, массажные мячи с резинками, вертушки-волчки, тактильные досочки( Монтессори), бильбоке ( Вальда), поймайка с кольцом( Вальда), ловишки с шариком( Вальда), органайзер пластиковый с крупой (белаю и красная фасоль), коробка с бусинами, коробка с пуговицами. |
Зона обучения | Доска магнитная, магнитная азбука, дидактический настенный материал схемы, дидактический настенный материал Алфавит, дидакический демонстрационный материал по лексическим темам, дидактический раздаточный материал для занятий, дидактические мнемотаблицы, кассы букв. |
Зона коррекционно- развивающая | Настольные дидактические игры , лото, картотека игр, Волшебный мешочек, набор «Фрукты», «Овощи», «животные», «птицы». «насекомые», «продукты», «техника» |
Литература:
.——СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.
. --СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий_М, Изд. : скрипторий, 2013г.
- Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи
. –– М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
- Гомзяк О.С.Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников.
1.Тетради 1,2,3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
2.Конспекты фронтальных занятий 1-2-3 периоды в старшей логогруппе.
3.Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.
4.Сюжетные картины по развитию речи в старшей логогруппе.
Издательство: Гном и Д, 2009 - Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
. —— М.: Издательство "Гном и Д", 2005. — 24 с.
- Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет М. «Издательство«Гном и Д», 2005. 32 с.
- Знакомимся с линией. Формирование графических навыков у дошкольников С. Уромова .
- Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов -- М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с
- Косинова Е.М.: Уроки логопеда. Игры для развития речи Издательство: Эксмо, 2010 г
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи-- М.: ООО "Эксмо", 2003
- Косинова Е.М. Грамматические тетради №1, №2, №3, №4. Комплект из 4-х тетрадей. Издательство: ТЦ Сфера, 2012
- Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. Издательство: Сфера, 2014 г.
- Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФИ и ОНР): Методическое пособие / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова— М.: АРКТИ, 2003. — 32 с. (Библиотека практикующего логопеда)
- Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР)/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова
. —— М.: АРКТИ, 2003. — 48 с. (Библиотека практикующего логопеда
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Издательство: Мозайка-синтезГод: 2010Страниц: 304 - . «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В,
- Татьяна Ткаченко: Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков Издательство: Эксмо, 2013 г
- Теремкова Н.Э: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г
- Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы)
. -- СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 64 с.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993— 103 с.
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психологического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная пресса, 2004–– 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа определяет содержание образовательной деятельности учителя дефектолога по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию....
Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития на 2019-2020 учебный год
Программа учителя-дефектолога расчитанная для детей с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности...
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...
3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...