Нравственное воспитание детей возраста 5-6 лет. Формирование навыков альтернативной агрессии
проект (старшая группа) на тему
Формирование навыков альтернативной агрессии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_detey_5.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание детей 5-6 лет. Формирование навыков альтернативы агрессии.
Старшие школьники в условиях детского сада участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное воспитание и нацеленной на:
- формирование положительного отношения к правилам поведения,
- закрепление в сознания дошкольников значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом,
- развитие умения принимать правила как руководство к действию,
- обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки,
- переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению по внутренним убеждениям. При этом воспитатель учит детей давать оценки своим поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях:
- интерес к деятельности сверстника, умении пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий,
- отзывчивости, стремлении оказать помощь другому,
- наличие симпатий, предпочтений в общении со сверстниками ( на в ущерб другим)
- стремление к объективной оценке и самооценке,
- способности поступиться личными желанием (бескорыстно).
Но как известно дети различаются по многим показателям, характеризующим их нравственное развитие. Одно обычно доброжелательны, легко вступают в контакт по поводу игры, принимают и реализуют правила поведения в коллективной деятельности. Другие легко раздражаются, требуют для себя понравившуюся игрушку или роль, мало обращая внимание на желания товарищей.
Развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя, который может более устойчивые симпатии в этом возрасте, сложившихся дружеские отношения. Для этого драчливых детей желательно включать в группу, которая обычно строит игру на доброжелательных отношениях и способна противостоять драчуну. Надо учитывать и то, к кому драчун испытывает симпатию.
Некоторых детей часто не принимают в игру, потому что у них плохо развиты игровые навыки, они не умеют действовать в соответствии с его сюжетом. Это присуще не только драчунам, но и застенчивым и робким детям. Воспитатель может помочь им включиться в игру. Очень в группе детского сада находятся такие агрессивные дети, которые чаще и более жестоко, чем другие проявляют разные виды агрессивного поведения. Традиционно выделяются следующие виды такого поведения – вербальная косвенная агрессия (жалобы, демонстративный крик, агрессивные фантазии), вербальная прямая агрессия (дразнилки, оскорбления), а так же физическая косвенная (разрушение продуктов деятельности, причинение вреда вещам, принадлежащих другому ребёнку) и физическая прямая агрессия (угрозы, запугивание, драка).
Исследователи подчеркивают, что альтернативу агрессивного поведения составляет гуманность. Формирование положительных взаимоотношений, благоприятный эмоциональный климат в детских группах, гуманное отношение к окружающим, наполненное глубоким личностным смыслом, становится для ребенка лучшим внутренним нравственным контролером его собственных агрессивных импульсов, какими бы причинами они ни порождались. Воспитатель в работе с детьми должен показать детям альтернативные агрессивному поведению способы взаимодействия со сверстниками. Работу по этому вопросу целесообразно проводить в следующих направлениях:
1. формирование навыка умения выражать недовольство,
- формирование навыка умения контролировать свои эмоции,
- формирование навыка умения спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы,
- формирование навыка умения адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят,
- формирование навыка умения проявлять толерантность,
- формирование навыка умения принять последствия собственного выбора,
- формирование навыка умения адекватно реагировать на обвинения,
- формирование навыка умения спрашивать разрешение.
Для этого необходимо:
- пополнить предметно-развивающую среду группы материалами по теме «Навыки альтернативы агрессии» (наглядные материалы, дидактические игры, литература для чтения и др.),
- продолжить работу по развитию творческих способностей детей для желания отражать ими свои впечатления о плохом и хорошем поведении в рисунках, поделках и др.),
- продолжить формирование навыков коллективной работы в группах и подгруппах (умение ребёнком оценивать свою деятельность, умение владеть собой и своими эмоциями в различных ситуациях),
- продолжить формирование способности ребёнка к эмпатии, доверию, сочувствию, переживанию,
- повысить культуру детско-родительских отношений по вопросу «Формирование навыков альтернативы агрессии» и др.
Мы считаем, что такая работа в группе с детьми и родителями приведёт к формированию у дошкольников навыков альтернативы агрессивному поведению. Из ожидаемых результатов нашей работы с детьми можно отметить следующие:
- ребенок в общении со сверстниками и взрослыми предлагает компромиссные формы поведения,
- ребёнок не дожидаясь, пока терпение кончится, прямо говорит о своём недовольстве,
- если ребёнку говорят «нет», он может найти других ребят для игры или занять себя сам,
- ребёнок, которого не берут в игру может спросить почему его не берут в игру, ещё раз попроситься в игру и др.,
-если ребёнок виноват, то он может попросить прощения,
- при совершении ошибки может сказать себе «Теперь я знаю как не надо делать. И это хорошо» и др.
Причин для агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, поведенческий репертуар дошкольников довольно скуден, и если воспитатели или родители предоставят им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и их общение с взрослыми и сверстниками станет более эффективным и приятным для окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста и его роль в формировании личности.
Дошкольное детство - важнейший период для духовно - нравственного воспитания, что обеспечивало бы адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности дошкольника. В процессе воспитания ...
Проект. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Формирование навыков альтернативной агрессии
Проект. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Формирование навыков альтернативной агрессии...
КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В истории педагогтки вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной кул...
Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»
Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...
Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе
Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...