Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста и его роль в формировании личности.
статья по теме
Дошкольное детство - важнейший период для духовно - нравственного воспитания, что обеспечивало бы адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности дошкольника. В процессе воспитания очень важными являются образцы для подражания.Одним из духовно - нравственных ориентиров является преподобныйСергий Радонежский, которого по праву можно назвать православным учителем и воспитателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prp_sergiy_radonezhskiy.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Момот Л.В., воспитатель
МБДОУ детский сад № 25 «Троицкий»
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста и его роль в формировании личности.
«Чтобы понять Россию, надо понять
Лавру, должно внимательным взором
всмотреться в основателя, призванного
святым при жизни, «чудного старца
святого Сергия».
П.Флоренский
В современных условиях, когда обществом потеряны существовавшие ранее принципы и нормы морали, а новые еще размыты, в числе важнейших задач воспитания стоит духовно-нравственное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание - сложный процесс, который включает в себя педагогическую, духовную и социальную составляющие. «Духовность» (по В.Далю), - это «все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, вере». Где основным является - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божьими. Русский философ Иван Александрович Ильин утверждал, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь».
Истинная духовность, по мнению русских философов (И.Ильина, В.Соловьева, Г.Федотова), не может существовать без нравственности, т.е. гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, Родине. В детстве усвоение нравственных норм происходит легче: чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его поведение и чувства. Поэтому дошкольное детство - важнейшее время для того, чтобы у ребенка сформировался внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор в жизни.
Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с самого раннего детства обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
В нашем дошкольном учреждении планомерно проводится работа по духовно- нравственному воспитанию через приобщение детей к православной культуре: регулярно в мини- храме нашего учреждения отцом Максимом проводятся Божественные литургии, приобщение детей Святых Христовых Тайн; проводятся календарные православные праздники, празднуются именины - День Ангела- с вручением подарков именинникам. В каждой возрастной группе имеется уголок духовно- нравственной культуры, где находятся именные иконки детей и стоят иконы Иисуса Христа, Богородицы и святых Сергия Радонежского или Николая Чудотворца, подобрана православная литература.
В процессе воспитания очень важными являются образцы для подражания, на опыт которых бы опирались и педагоги, и воспитанники. Одним из духовно-нравственных ориентиров, признаваемых в нашей стране, является преподобный Сергий Радонежский. Почти 700 лет прошло со дня его рождения. За эти столетия Россия явила миру множество великих людей, но образ преподобного Сергия до сих пор не померк. В сердцах русских людей живет горячая любовь и уважение к святому. Преподобного Сергия Радонежского по праву можно назвать православным учителем и воспитателем. Учитель всегда будет нравственным образцом для подражания – в слове, в труде, в нравственных поступках. К.Д. Ушинский требовал от педагога быть «всесторонне образованным христианином», а не "просто " учителем, который только дает знания без воспитательных задач. Таким образом, цель педагога – улучшение детской души. Педагог, с одной стороны, призывает исполнить то, что должно, а с другой – назидает, показывает образцы для подражания, учит детей поступать правильно, укрепляет душу. Это воспитание возможно только личным примером и только при четком представлении о добре и зле, правде и лжи, справедливости и несправедливости.
Знакомя детей в непосредственно-образовательной деятельности с житием святого Сергия, приводим примеры его каждодневного духовного подвига, когда человек терпит лишения, голод с молитвой в устах и призывает так же поступать своих учеников. Вот он, смысл жития святого человека. Вот что значит духовность – это не кругозор, и не правила поведения, а вертикаль, соединяющая человека с высшим миром бытия. Святые знали, как воспитать в себе эту вертикаль. Знал и преподобный Сергий.
Рассказываем детям о том, как смирял себя Сергий, как мягкостью, кротостью нрава, любовью побеждал человеческие распри, как он стремился быть «для всех всем»: сам строил кельи для монахов, сам молол муку для просфор, работал мотыгой в огороде – тоже не для себя.
Приводим в пример скромность святого Сергия, который, творя чудеса исцеления, запрещал говорить о своих добрых делах; как молча уступил брату Стефану игуменскую власть в основанном им монастыре и ушел, основав другой монастырь; как сказал грекам, пришедшим к нему с подарками от Константинопольского патриарха: "Кто я такой, грешный, недостойный такие дары получить?".
Об отношении к родителям также приводим в пример Сергия, тогда ещё Варфоломея. Много раз он просил у родителей благословения на иноческую жизнь, но родители прежде просили позаботиться об их старости. Когда его родители преставились, он, творя дела милосердия, раздавал нищим и бедным еду и остатки их небогатого имущества, оплакивал и молился 40 дней на литургиях и молебнах об упокоении их душ. И до сих пор эта заповедь свято исполняется паломниками, идущими на поклон к мощам Сергия: сначала они посещают Хотьковский монастырь, где похоронены его родители. Это память о его сыновней любви к родителям.
Нашим детям, привыкшим получать все в излишках и в материальном избытке, рассказываем о том, что когда один поселянин, придя взглянуть на великого святого, не поверил своим глазам, увидев Сергия в огороде, «в бедной одежде, весьма рваной и залатанной, в поте лица трудящегося» ради братии. «Я пророка увидеть пришёл, вы же мне сироту показали… ». Все материальное святой Сергий считал необходимым в той степени, в какой оно поддерживает жизненные силы. Остальное же, считал «не нужным для человеческой природы».
Рассказываем детям о трудолюбии Сергия, который утверждал святость труда в служении ближним и раскрывал его смысл. В Сергиевой обители вначале было "все худостно, все нищенско, все сиротинско". Однажды три дня игумен и монахи находились без пищи. Но строгий игумен запрещал братии побираться, - только своим трудом можно было добывать хлеб или за счет добровольных пожертвований, и сам на примере это показывал.
Чему еще может послужить пример святого Сергия? Сегодняшние дети очень смутно представляют, что такое любовь во спасение. На вопрос: «Чем ты можешь пожертвовать ради своей мамы?» - долго думают и в лучшем случае отвечают: «Я маме денег дам». На вопрос: «Зачем нужно делать добро?» - затрудняются ответить.
В своей деятельности используем малые фольклорные формы (пословицы), например, "Жить - Богу служить", "Кто родителей почитает - тот вовек не погибает", "С молитвой в устах, с работой в руках" и предлагаем привести примеры из жизни Преподобного Сергия.
В практической деятельности дети на магнитной доске из фрагментов монастыря выкладывают изображение Свято - Троице- Сергиевой Лавры в прошлом и настоящем времени; собирают из разрезных картинок монастырь, где жил святой старец.
В своей деятельности активно используем иллюстрации, репродукции из жизни святого Сергия. Дети с удовольствием просмотрели видеофильм "Душа России".
Каждого ученика преподобный Сергий вел своим путем, за каждого ученика горячо молился - вот еще один пример для нас: молитва за воспитуемых есть основа основ православной педагогики.
Преподобный Сергий Радонежский вошел в историю Русской Церкви, окруженный сонмом своих святых учеников. Одни из них остались чтимыми в созданной им Лавре, другие достигли общерусского почитания. До одиннадцати учеников преподобного Сергия явились, в большинстве случаев еще при его жизни, основателями монастырей. Все они святые, и все несли заветы преподобного Сергия в разные концы русской земли. Троицкая Лавра в этом первом поколении ее иноков сделалась центром духовного лучеиспускания огромной силы. Становится понятно, как значимо обещание: «Так же, как и эти стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам», – данное преподобному Господом в видении.
Известно, что преподобный Сергий Радонежский после своего преставления в 1392 году неоднократно являлся, оказывая помощь государству Российскому в сложные исторические периоды: например, в период смуты 1612 года, в годы Великой Отечественной Войны.
Для детского сознания – это эффективнейшая профилактика, высокий стимул к добродетельной жизни (послушанию родителям и педагогам, усердию в обучении, трудолюбию, патриотизму, благонравию).
Ставя своей задачей знакомство детей с житием преподобного Сергия, с его путем к святости, мы надеемся, что это станет первым и самым надежным шагом на пути к Истине, Добру, Справедливости.
Духовно-нравственное воспитание дает свои плоды: наши дети меняются, учатся прощать, уступать, проявляют доброту, заботу, терпимость, внимательность по отношению друг к другу.
Литература:
1.Архиепископ Никон Рождественский «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца», М., Ковчег, 1998 - 431 стр.
2. Ресурсы интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания....
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жи...
"Роль игры в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
В материале рассказывается о формирование духовно-нравственного воспитания детей через различные виды игр....
Роль сказкатерапии в духовно –нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Опыт работы педагогического коллектива ДОУ по духовно-нравственному воспитанию с использованием краеведения....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
«Роль воспитателя дошкольного образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Презентация и доклад данного выступления размещены на сайте ДОУ http://wwwdsad-berezkarg.edusite.ru
Совместная работа Бурбиловой Татьяны Григорьевны, воспитателя МКДОУ детского сада «Березка» и Жихаревой Елены Александровны,старшего воспитателя МКДОУ детского сада «Березка» о...