Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»
статья (средняя группа) на тему

Иванова Надежда Владимировна

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях.Формирование трудовых умений и навыков средствами экологического образования у детей дошкольного возраста может осуществляться более успешно, если в системе повседневной образовательной работы использовать интегрированные занятия с уклоном на экологические темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_trudovomu_vospitaniyu_detey.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по трудовому воспитанию детей

в средней группе.

                                          Иванова Надежда Владимировна

г. Санкт-Петербург

ГБДОУ№356

Московский район

                 

Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей

среднего дошкольного возраста

средствами экологии»


«Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста

средствами экологии».

                                                                                 

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях. Вопросы формирования трудовых умений и навыков дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30-80 годы ХХ века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания детей в детском саду. Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Г.Н. Година, Р.С. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов. В новых программах воспитания дошкольников этот раздел дается кратко. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Несмотря на традиционное декларирование важности формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста так и не стала приоритетной в реальной практике детского сада. Кроме того, выявляются противоречия между необходимостью формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста и целенаправленной работой по их формированию, что позволило обозначить проблему, которая заключается в преодолении выявленных противоречий путем поиска условий, обеспечивающих формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Даже современные нормативные документы предусматривают, что воспитанники детского сада могут трудиться только по личному желанию, что делает ещё более актуальной проведение работы по формированию потребности в труде.

Формирование трудовых умений и навыков средствами экологического образования у детей дошкольного возраста может осуществляться более успешно, если в системе повседневной образовательной работы использовать интегрированные занятия с уклоном на экологические темы.

Эффективность проводимой работы зависит от следующих условий:

•        включение детей в различные виды ручного труда (с бумагой и картоном);

•        использование разных форм организации обучения ручному труду;

•        привлечение детей дошкольного возраста к труду в природе (на участке детского сада);

•        привлечение детей дошкольного возраста к хозяйственному труду в уголках природы;

•        воспитание любви к природе через проведение интегрированных занятий.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

  • самообслуживание;
  •  хозяйственно-бытовой труд;
  •  труд в природе;
  •  ручной и художественный труд;

Обучение детей трудовым навыкам и умениям это - важный и необходимый этап трудового воспитания дошкольников. Любая деятельность, и особенно трудовая предполагает наличие навыков. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, важно дошкольнику давать не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно полезную работу, в которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи со всеми участниками коллективного труда. Трудовая деятельность детей среднего дошкольного возраста и формируемые в ней трудовые умения и навыки имеют свою специфику и особенности. 

Формирование трудовых умений и навыков  у детей среднего дошкольного возраста зависит от определенных, специально подобранных условий. Р.С. Буре предлагает следующие условия для формирования трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста, а именно:

1. Систематическое приобщение к труду каждого ребенка;

2. Учет нагрузки сообразно возрастным особенностям и возможностям каждого ребенка;

3 .Наличие учебно-трудовой мотивации;

4. Наличие интереса на занятиях;

5. Педагогическое мастерство самого воспитателя;

6. Использование разных методов обучения трудовым умениям и навыкам;

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, по формированию трудовых умений и навыков средствами экологии в ДОУ используются следующие формы работы:

1.Организация труда детей в уголке природы.

- наблюдение за различными природными объектами на территории детского сада и в уголке природы;

- совместная работа на огороде, в цветнике, уголке природы, направленной на поддержание условий для нормального существования и развития растений: поливке растений в уголке природы, на огороде, в цветнике детского сада; созданию и уходу за «огородом на окне»;

- зарисовка в альбомах изменений в жизни растений, животных, своих добрых дел по отношению к природе, лепка.

2. Формирование у  детей трудовых навыков на прогулках.

3.Организация трудовых действий на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду.

-освоение действий замещения реальных объектов;

-освоение действий моделирования объекта в рисунке и лепке;

-освоение художественной символики;

-развитие воображения: освоение действий детализации;

На основании поставленных задач по изобразительной деятельности,  дети реализуют свои умения, например, через такие темы занятий как: «Ежик» (лепка), «Уж» (лепка), «Ежик»  (рисование), «Уж ползущий», «Дети на новогодней елке», «Мальчик с цветами»,  «Волшебные цветы», «Цветы на лугу». В совместной деятельности, с детьми, при работе с природным материалом при изготовлении поделок, детям дается для воспроизведения: поделка простой конфигурации (конструкции), подробный показ, объяснения и последовательное выполнение поделки.

При создании изображения  основными приемами являются:

- наблюдение;

- рассматривание животных, птиц, растении на прогулке, в уголке природы, на иллюстрациях;

Труд детей в дошкольном учреждении организуется как деятельность, результат которой оказывается жизненно необходимым. Эта деятельность постепенно отчленяется от игры, обособляется от занятий и приобретает самостоятельное значение уже на ранней ступени дошкольного возраста.

Важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности – к учению – является воспитание у ребенка способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со всеми несложными делами, когда он систематически выполняет обязанности по самообслуживанию, участвует в дежурствах по столовой, занятиям, уходу за обитателями уголка живой природы, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

Для отслеживания результатов деятельности в ДОУ создан  мониторинг уровня развития трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста через экологию.

Результаты обследования  воспитанников показывает, что высокий уровень повысился на 36,4%, средний уровень составил на 27%, низкий уровень снизился на 9,4%. В ходе обследования видны заметные сдвиги в уровне сформированности трудовых умений и навыков среднего дошкольного возраста.  Данные мониторинга наглядно иллюстрируют динамику развития сформированности трудовых умений и навыков. Это станет  возможным благодаря системе работы по формированию трудовых умений и навыков, которая включает в себя занятия по различным видам ручного труда (работа с бумагой и картоном, рисованию, лепке), трудовые действия на прогулках, а также выполнение трудовых поручений в уголке природы.

Труд  в сочетании с наблюдениями, обогащает детей знаниями о растениях и животных, об условиях их роста и развития, о людях, преобразующих природу, об использовании ее богатств человеком. В процессе труда дети овладевают простейшими навыками выращивания растений, ухода за ними и за животными, навыками правильного обращения с инвентарем и предметами ухода за обитателями уголка природы.

При правильной организации коллективного труда детям огромную радость доставляет его результат, а это в свою очередь способствует воспитанию трудолюбия, чувства ответственности, интереса и уважения к труду.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудом детей в природе, педагог должен повысить свой уровень знаний в области растений и животных, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей дошкольного возраста.

 Литература

  1. Буре Р.С. Организация труда детей // Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., 1974. - 234 с.
  2. Буре Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду// Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Под ред. Р.С. Буре. - М., 1994. - 201 с.        
  3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебное методическое пособие. - СПб: Детство-Пресс, 2004. -144 с.
  4. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. - М., 1983. -152 с.
  5. Нечаева В.Г. Особенности труда дошкольника. // Воспитание дошкольника в труде./ Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., 1974. -195 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы тема: «Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста» подготовительная группа

Перспективный план позволит педагогам в формировании двигательных умений и  навыков у детей 6-7 лет. (программа Детство Т.И. Бабаева)...

План по самообразованию по теме "Формирование плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на воде"

План по самообразованию будет полезен инструкторам по физической культуре(плавание) работающим в дошкольных учреждениях....

Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе  на тему «Профессии наших родителей»...

Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе. Тема: «Профессия повара. Мы сегодня поварята».

Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе.  Тема: «Профессия повара. Мы сегодня поварята».Цель: формирование у детей представлений о профессии повара.Задачи.Обуч...