Интеграция в раннем возрасте
статья на тему
Первые годы жизни... в этот возрастной период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.
В дошкольном образовании появились новые ценностные ориентиры – среди них выделяется ранний возраст в развитии ребёнка дошкольника.
Среди концептуальных основ выделяется интеграция образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеграция в раннем возрасте | 63 КБ |
Интеграция в раннем возрасте | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация принципов интеграции в НОД и игровой деятельности с детьми раннего возраста.
- М
ВВ дошкольном образовании появились новые ценностные ориентиры – среди них выделяется ранний возраст в развитии ребёнка дошкольника.
Среди концептуальных основ выделяется интеграция образовательных областей.
Как же реализовать все эти требования с детьми раннего возраста?
Слайд 1. Первые годы жизни... в этот возрастной период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.
К сожалению, эти огромные резервы далеко не всегда реализуются. Дело в том, что в силу возраста ребенка способности не возникают сами по себе. Их становление требует участия взрослого и определенных педагогических воздействий. И получить их в семье ребенок может далеко не всегда. В этой связи воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях (в яслях), где с ними занимаются квалифицированные педагоги, можно считать оправданным и целесообразным.
В отечественной психологии показано: развитие человека происходит в деятельности. Формирование конкретных навыков и умений - моторных, сенсорных, речевых - должно выступать побочным результатом деятельности ребенка. Если ребенок любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми, у него развиваются восприятие, речь, мелкая и крупная моторика и пр. А главное, все это должно происходить свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.
Однако сам ребенок, как известно, не всегда способен находить или придумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают его способности, Чтобы игра стала действительно разви- вающей ребенку обязательно нужна помощь взрослого. Обрести и реализовать свою активность, а следовательно, нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности со взрослым.
Слайд 2. К детям раннего возраста необходим особый подход, который должен отвечать их потребностям и возможностям и способствовать полноценному развитию.
Дома основной источник развивающих видов деятельности, безусловно, родители, а в детском учреждении - педагог. Ведущая роль педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия и в этом смысле вести за собой. Но, чтобы вести за собой маленьких детей и «передавать» им новые виды деятельности, педагог обязательно должен знать, понимать и уважать индивидуальность каждого ребенка. Дети раннего возраста особенно чувствительны к тому, как к ним относится взрослый. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные, ласковые интонации, взгляд глаза в глаза, внимание к настроению ребенка - словом, отношение к нему как к самоценной личности - все это не второстепенные, а основные моменты при взаимодействии с маленькими детьми. Только личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми - главное условие их эмоционального благополучия и полноценного развития.
Универсальный метод воспитания и обучения маленьких детей, как известно, игра, которая требует непременного участия взрослого. Он не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий с другими и, конечно же (если ребенок по-настоящему включен в нее), приносит эмоциональное удовлетворение.
Слайд 3. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга.
Если ребенок любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми, у него развиваются восприятие, речь, мелкая и крупная моторика и пр. А главное, все это должно происходить свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.
Слайд 4. Становление игровой деятельности – совместно со взрослыми.
Игровая деятельность ребенка осуществляется не через руководство, а совместно со взрослым. Главное условие перерастания стереотипных, процессуальных действий с игрушками в настоящую игру - эмоциональная вовлеченность в действия взрослого. Дети принимают и усваивают игровые, замещающие действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлеченность игрой и если ребенок «заражается» этой увлеченностью.
Слайд 5. Доброжелательность и эмоциональное выразительность взрослого, спокойные, ласковые интонации, взгляд глаза в глаза, внимание к настроению ребенка - словом, отношение к нему как к самоценной личности - все это не второстепенные, а основные моменты при взаимодействии с маленькими детьми.
Важнейший шаг в развитии игры - введение предметов-заместителей, когда карандаш может стать ракетой, градусником или змеей, носовой платок может превратиться в одеяло для куклы, в шляпу или цветок. Игровые замещения - первая форма воображения ребенка. Возникновение игровых замещений на 3-м году жизни - важнейший шаг к новой ведущей деятельности, т.е. к сюжетно-ролевой игре. Что же должен делать воспитатель, чтобы процессуальная игра ребенка развивалась как творческая деятельность? Для этого необходимо обогащать его жизненный опыт и личностно ориентированное общение с детьми в процессе игровой деятельности; выделять специальное время для свободной игры. Не подменяя занятиями, предоставлять выбор игровых сюжетов и игрушек. Воспитатель при этом должен тактично наблюдать за игрой ребенка, проявлять интерес к его действиям, поощрять, радоваться тому, как он хорошо играет. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют любую деятельность ребёнка.
Слайд 6. Маленькие дети еще не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают их интерес - они не могут ориентироваться на действия партнера, учитывать чужие желания. Поэтому у каждого ребенка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней.
Подготовка к появлению роли также необходимый шаг к сюжетно-ролевой игре. Это возможно через драматизацию, разговор от имени других персонажей, ролевое общение. Первоначально игра существует как индивидуальная деятельность ребенка и разворачивается как самостоятельная или совместная со взрослым активность. На определенном этапе к игре могут присоединиться сверстники. Организация первых совместных игр между детьми специальная задача воспитателя. Ее решение способствует становлению творческой, самостоятельной и саморазвивающейся игровой деятельности ребенка. Игра, своевременно сформированная, залог полноценного развития ведущей деятельности дошкольника. Это главное условие нормального психического и личностного развития ребенка в решающий период становления человека.
Слайд 7. Совместные игры и занятия формирующие общение со сверстниками: игры парами и небольшими группами, хороводные и пальчиковые игры, игры с простыми правилами, игры-драматизации, Совместная предметная и продуктивная деятельность детей.
Какие же совместные игры и занятия формируют общение со сверстниками?
- Те, что способствуют становлению субъектного отношения к сверстнику и формируют потребность в общении (игры парами и небольшими группами);
- Те, что помогают пережить чувство общности, направлены на эмоционально практическое взаимодействие (хороводные и пальчиковые игры);
- Игры, подготавливающие к принятию роли и ролевому общению, т.е. содержательному игровому взаимодействию (игры с простыми правилами, игры-драматизации);
- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей.
Интеграция в НОД.
Слайд 8. Традиционные виды образовательной деятельности: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная.
В этом возрасте проводятся непосредственно образовательная деятельность, предусматривающие традиционные виды: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная. Учитывая психологические особенности раннего возраста, анализируя образовательный процесс можно увидеть, что на традиционных видах деятельности ежедневно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка.
Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности, где деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности, объединенных одной темой, позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитие творческих способностей детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Интеграция обозначает - восстановление, восполнение - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно «целое», различных элементов или частей. У того «целого», всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.
Слайд 9. Организация образовательного процесса можно осуществлять в следующей последовательности:
- определить содержание работы по развитию способностей детей с использованием интегрированного подхода;
- разработать интегрировано образовательную деятельность по тематике, определяющий содержание вопроса, поиска и его решения;
- подготовить наглядно-дидактический материал, соответствующий тематике интегрированной деятельности.
Слайд 10. Интеграция организованно-образовательной деятельности имеет отличительные особенности:
- Предельная четкость, информированность учебного материала.
-Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
- Свободное размещение наглядного материала.
- Смена динамических поз.
- Привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Слайд 11. Структура Образовательной деятельности: Вводная часть, Основная часть, Заключительная часть.
Каждая организованно - образовательная деятельность имеет структуру.
1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
2.Основная часть: детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Опираясь на структуру, подбираются цели, задачи и их решения. При организации организованной образовательной деятельности решаются целые системы задач, преимущество в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а может перейти в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации.
Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детей раннего возраста. За педагогами остаётся право выбора, что создаёт возможность для творческого подхода к организации работы.
Слайд 12. Ранний возраст – это самоценный возрастной этап. Его не следует рассматривать лишь как подготовку к дошкольному детству. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни человека. Так давайте запомним все яркие моменты этого этапа развития маленького человечка. (Видео).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первые годы жизни... в этот возрастной период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.
К детям раннего возраста необходим особый подход, который должен отвечать их потребностям и возможностям и способствовать полноценному развитию.
Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга.
Становление игровой деятельности Совместно со взрослыми
Доброжелательность и эмоциональное выразительность взрослого, спокойные, ласковые интонации, взгляд глаза в глаза, внимание к настроению ребенка - словом, отношение к нему как к самоценной личности - все это не второстепенные, а основные моменты при взаимодействии с маленькими детьми.
Маленькие дети еще не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают их интерес - они не могут ориентироваться на действия партнера, учитывать чужие желания. Поэтому у каждого ребенка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней.
Совместные игры и занятия формирующие общение со сверстниками: игры парами и небольшими группами, хороводные и пальчиковые игры, игры с простыми правилами, игры-драматизации, совместная предметная и продуктивная деятельность детей.
Традиционные виды образовательной деятельности: продуктивная художественная конструктивная познавательная
Организацию образовательного процесса можно осуществлять в следующей последовательности: - определить содержание работы по развитию способностей детей с использованием интегрированного подхода; - разработать интегрировано-образовательную деятельность по тематике, определяющей содержание вопроса, поиска и его решения; - подготовить наглядно-дидактический материал, соответствующий тематике интегрированной деятельности.
Особенности интеграции образовательной деятельности: Предельная четкость, информированность учебного материала. Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Свободное размещение наглядного материала. Смена динамических поз. Привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Структура образовательной деятельности Вводная часть Основная часть Заключительная часть
Ранний возраст – это самоценный возрастной этап. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста Тема: февраль 1неделя. «Русский народный фольклор»
Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей.Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возрастаТема: февраль 1неделя. ...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Расширять знания о домашних животных и птиц»
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Ра...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабря «Зимушка-зима в гости к нам пришла» с 4 – 10. Декабря 2017г.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: 1 неделя Декабр...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. - 04.02.18г. Тема: февраль 1неделя. «Знакомство с русским народным фольклор -
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. ...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. – 11.02.18г. Тема: февраль 2 неделя. «Знакомство с русским народными сказками
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. ...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. с 9.04.18 – 15.04.18 года (2 неделя). 1 группа раннего возраста; 2 группа раннего возраста. Тема: «Одежда людей весной».
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. с 9.04.18 – 15.04.18 года (2 неделя). 1 группа раннего возраста; 2 г...
Конспект занятия по сенсорной интеграции детей раннего возраста «Прогулка».
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.Сенсорная интеграция – это взаимодействие ...