Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста
статья на тему
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Невозможно себе представить мир в условиях современного развития общества без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов в сфере раннего обучения. Возможности использования компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, отобранных знаний, но и развивать его речь, интеллектуальные и творческие способности. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, для успешного усвоения один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Практика показала, что при использовании в работе ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
В нашем ДОУ на музыкальных занятиях, информационные технологии помогают решить ряд важных коррекционно-развивающих задач:
- Развивать диалогическую и монологическую речь;
- Создать условия для развития компенсаторных возможностей ребенка.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем сегодня стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Как же удивить ребенка на занятии? Учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, использование в работе мультимедийных презентаций самый оптимальный вариант использования наглядности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей, что ведет к лучшему усвоению и запоминанию пройденного материала.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Их использование на занятиях позволяет построить работу с детьми на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей музыке имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем с детьми комплексы зрительных гимнастик, пальчиковой гимнастики, речедвигательных упражнений. Дети любят выполнять упражнения, глядя на экран. Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Таким образом, применение компьютерной техники на музыкальных занятиях в ДОУ позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей. Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает работникам дошкольного образования новые пути и средства педагогической работы.
Список литературы:
1.Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]/ Ю.М. Говриц-М.: ЛИНКА-IIPЕСС. 1998.
2.Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст]/О.С.Фомичева - М.: "Гелиос АРВ".2000.
3.Битова А. Л., Липес Ю. В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития. Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. Рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей [Текст]/А.Л.Битова - М.: "Гелиос АРВ".1994.
4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие [Текст] –М.: «Гном-Пресс». 1999.
5.Медведведева Е.А.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования [Текст]/ Е. А. Медведева — М.: Издательский центр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_ispolzovaniya_ikt_na_muzykalnykh_zanyatiyakh_s_detmi.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста
Материал к областной научно-практической конференции
«Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде»
Иванова Светлана Геннадьевна,
музыкальный руководитель МБДОУ №40 «Русалочка» г. Тамбов
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Невозможно себе представить мир в условиях современного развития общества без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов в сфере раннего обучения. Возможности использования компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, отобранных знаний, но и развивать его речь, интеллектуальные и творческие способности. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, для успешного усвоения один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Практика показала, что при использовании в работе ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
В нашем ДОУ на музыкальных занятиях, информационные технологии помогают решить ряд важных коррекционно-развивающих задач:
- Развивать диалогическую и монологическую речь;
- Создать условия для развития компенсаторных возможностей ребенка.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем сегодня стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Как же удивить ребенка на занятии? Учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, использование в работе мультимедийных презентаций самый оптимальный вариант использования наглядности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей, что ведет к лучшему усвоению и запоминанию пройденного материала.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Их использование на занятиях позволяет построить работу с детьми на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей музыке имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем с детьми комплексы зрительных гимнастик, пальчиковой гимнастики, речедвигательных упражнений. Дети любят выполнять упражнения, глядя на экран. Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Таким образом, применение компьютерной техники на музыкальных занятиях в ДОУ позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей. Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает работникам дошкольного образования новые пути и средства педагогической работы.
Список литературы:
1.Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]/ Ю.М. Говриц-М.: ЛИНКА-IIPЕСС. 1998.
2.Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст]/О.С.Фомичева - М.: "Гелиос АРВ".2000.
3.Битова А. Л., Липес Ю. В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития. Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. Рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей [Текст]/А.Л.Битова - М.: "Гелиос АРВ".1994.
4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие [Текст] –М.: «Гном-Пресс». 1999.
5.Медведведева Е.А.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования [Текст]/ Е. А. Медведева — М.: Издательский центр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях"
Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответ...
Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)
Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...
Методическая разработка "Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой мотор...
"Использование логоритмики на музыкальных занятиях» Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста
Задача: познакомить участников с методами и прёмами применяемымина муз. зынятиях с использованием логоритмики....
Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)
Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...
Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.Задачи:Познакомить участников ма...
Использование ИКТ на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН
С 01 января 2021 г. вступили в действия новые Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молод...