Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"
методическая разработка

Большакова Ирина Александровна

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_master.docx17.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

План проведения:

Сообщение: «Актуальность использования данной методики».

Практическая часть.

Рефлексия.

Актуальность

В начале учебного года проводя диагностику музыкальных способностей  воспитанников ДОУ, помимо выявленных нарушений чувства ритма и темпа, слабо развитого артикуляционного аппарата и музыкально-сенсорных способностей, меня встревожило достаточно большое количество детей с невнятной речью, детей, не произносящих отдельные звуки или заменяющих одни звуки другими. Поэтому планируя занятия по музыкальному воспитанию на 2018-2019 учебный год, я поставила задачу и речевого развития детей в том числе.

Чтобы работа в этом направлении была эффективной, на различных этапах традиционного музыкального занятия я использую элементы логоритмики, то есть специальные упражнения, задания, игры, основанные на связи слова, музыки и движения.

Ещё в начале XX века Корней Чуковский отмечал в своих работах по филологии, что детям от природы присуще влечение или другими словами стремление к рифмованным звукам. Чуковский писал: «Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме…»  Поэтому стихотворный текст вместе с музыкой помогают мне во время занятий приучать детей выполнять упражнения в определённом ритме, координируя движения и речь.

Что же включают в себя элементы логоритмики на музыкальном занятии?

  • артикуляционную гимнастику;
  • чистоговорки;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;
  • вокальные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Во время выполнения речевых упражнений обычно дети стоят в кругу или сидят полукругом. Такое расположение даёт им возможность хорошо видеть меня и воспитателя, двигаться и проговаривать речевой материал одновременно со взрослыми. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал специально не выучивается.

Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности.

Важным моментом занятий с элементами логоритмики является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки.

 В своей работе по речевому развитию детей я использую:

методику музыкального воспитания Карла Орфа «Музыка для детей»;

методику М.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду»;

методику Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»;

«Методику раннего развития» Железновых;

программу по ритмопластике «Ритмическая мозаика» А.Бурениной;

«Игровую методику обучения детей пению» О.Кацер;

программу по развитию чувства ритма у детей «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой.

Успешность проводимой работы по речевому развитию на музыкальных занятиях с элементами логоритмики зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего, а так же от проведения работы в системе (а не эпизодически).

Предлагаю окунуться в музыкальный мир логоритмики.

Практическая часть

«Игра в имена» (авт. И.Каплунова)

Упражнение на развитие общей моторики с элементами артикуляционной гимнастики «На лошадке» (авт. Е.Железнова)

Пальчиковая гимнастика «Посчитай лепестки у цветка»

Упражнение на развитие речевого и певческого дыхания «Ветерок» (авт. О.Кацер)

Песня «Паучок» (шведская народная песня)

Чистоговорки «Шу-шу-шу», «Че-чу-чи-ча» (авт. Е.Железнова)

Упражнение к пляске «Ковырялочка» (р.н.м. «Земелюшка-чернозём»)

Коммуникативный танец «Обезьянки вышли погулять» (авт.Е.Железнова)

Упражнение «Ножки» (авт. Н.Галянт)

Игра на музыкальных инструментах («Полька» С.Рахманинов)

Рефлексия

Приложение 1

Игра с палочками «НОЖКИ»

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхал! - поглаживание руками лежащих палочек

И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу

Приложение 2

Чистоговорка «ШУ-ШУ-ШУ»

Вот послушайте, прошу! ШУ-ШУ-ШУ

Я шуршунчиком шуршу! ШУ-ШУ-ШУ

Я с собой его ношу! ШУ-ШУ-ШУ

И шуршу, шуршу, шуршу! ШУ-ШУ-ШУ

Приложение 3

Чистоговорка «ЧЕ-ЧУ-ЧИ-ЧА»

Че-че-че-че.

Грязь у Мишки на плече.

Чу-чу-чу-чу.

Искупать его хочу.

Чи-чи-чи-чи.

Тише, Мишка, не кричи!

Ча-ча-ча-ча.

Ведь вода не горяча.

Приложение 4

Шведская народная песня «Паучок»

Пау-паучина

Паутину свил.

Вдруг закапал дождик,

Паутину смыл.

Вот и солнце вышло,

Стало припекать.

Пау-паучина

Трудится опять!

Приложение 5

Коммуникативный танец «Обезьянки вышли погулять»

Обезьянки вышли погулять.

Обезьянки стали танцевать.

И одна из них вдруг пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.              З...

Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"

Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...

Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».

Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста...

Мастер- класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Предлагаем вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нар...