Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"
методическая разработка
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_master.docx | 17.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
План проведения:
Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
Практическая часть.
Рефлексия.
Актуальность
В начале учебного года проводя диагностику музыкальных способностей воспитанников ДОУ, помимо выявленных нарушений чувства ритма и темпа, слабо развитого артикуляционного аппарата и музыкально-сенсорных способностей, меня встревожило достаточно большое количество детей с невнятной речью, детей, не произносящих отдельные звуки или заменяющих одни звуки другими. Поэтому планируя занятия по музыкальному воспитанию на 2018-2019 учебный год, я поставила задачу и речевого развития детей в том числе.
Чтобы работа в этом направлении была эффективной, на различных этапах традиционного музыкального занятия я использую элементы логоритмики, то есть специальные упражнения, задания, игры, основанные на связи слова, музыки и движения.
Ещё в начале XX века Корней Чуковский отмечал в своих работах по филологии, что детям от природы присуще влечение или другими словами стремление к рифмованным звукам. Чуковский писал: «Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме…» Поэтому стихотворный текст вместе с музыкой помогают мне во время занятий приучать детей выполнять упражнения в определённом ритме, координируя движения и речь.
Что же включают в себя элементы логоритмики на музыкальном занятии?
- артикуляционную гимнастику;
- чистоговорки;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;
- вокальные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Во время выполнения речевых упражнений обычно дети стоят в кругу или сидят полукругом. Такое расположение даёт им возможность хорошо видеть меня и воспитателя, двигаться и проговаривать речевой материал одновременно со взрослыми. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал специально не выучивается.
Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности.
Важным моментом занятий с элементами логоритмики является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки.
В своей работе по речевому развитию детей я использую:
методику музыкального воспитания Карла Орфа «Музыка для детей»;
методику М.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду»;
методику Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»;
«Методику раннего развития» Железновых;
программу по ритмопластике «Ритмическая мозаика» А.Бурениной;
«Игровую методику обучения детей пению» О.Кацер;
программу по развитию чувства ритма у детей «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой.
Успешность проводимой работы по речевому развитию на музыкальных занятиях с элементами логоритмики зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего, а так же от проведения работы в системе (а не эпизодически).
Предлагаю окунуться в музыкальный мир логоритмики.
Практическая часть
«Игра в имена» (авт. И.Каплунова)
Упражнение на развитие общей моторики с элементами артикуляционной гимнастики «На лошадке» (авт. Е.Железнова)
Пальчиковая гимнастика «Посчитай лепестки у цветка»
Упражнение на развитие речевого и певческого дыхания «Ветерок» (авт. О.Кацер)
Песня «Паучок» (шведская народная песня)
Чистоговорки «Шу-шу-шу», «Че-чу-чи-ча» (авт. Е.Железнова)
Упражнение к пляске «Ковырялочка» (р.н.м. «Земелюшка-чернозём»)
Коммуникативный танец «Обезьянки вышли погулять» (авт.Е.Железнова)
Упражнение «Ножки» (авт. Н.Галянт)
Игра на музыкальных инструментах («Полька» С.Рахманинов)
Рефлексия
Приложение 1
Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхал! - поглаживание руками лежащих палочек
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
Приложение 2
Чистоговорка «ШУ-ШУ-ШУ»
Вот послушайте, прошу! ШУ-ШУ-ШУ
Я шуршунчиком шуршу! ШУ-ШУ-ШУ
Я с собой его ношу! ШУ-ШУ-ШУ
И шуршу, шуршу, шуршу! ШУ-ШУ-ШУ
Приложение 3
Чистоговорка «ЧЕ-ЧУ-ЧИ-ЧА»
Че-че-че-че.
Грязь у Мишки на плече.
Чу-чу-чу-чу.
Искупать его хочу.
Чи-чи-чи-чи.
Тише, Мишка, не кричи!
Ча-ча-ча-ча.
Ведь вода не горяча.
Приложение 4
Шведская народная песня «Паучок»
Пау-паучина
Паутину свил.
Вдруг закапал дождик,
Паутину смыл.
Вот и солнце вышло,
Стало припекать.
Пау-паучина
Трудится опять!
Приложение 5
Коммуникативный танец «Обезьянки вышли погулять»
Обезьянки вышли погулять.
Обезьянки стали танцевать.
И одна из них вдруг пошла домой поспать,
Потому что надоело танцевать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Мастер-класс для педагогов по теме: "Развитие речи дошкольников через формирование дыхания""
Данная информация будет полезна педагогам ДОУ....
Мастер- класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях. З...
Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"
Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...
Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».
Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Мастер- класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Предлагаем вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нар...