Использование ИКТ на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН
консультация по обж (младшая группа)

Ольга Викторовна Дувакина

С 01 января 2021 г. вступили в действия новые Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые, в том числе, регламентируют продолжительность непрерывного использование технических средств обучения на музыкальных занятиях в ДОУ.

В целом, использование ИКТ важно не только для усвоения музыкального материала, но и для ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования его духовного мира. Все мы по своему опыту знаем, что использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ:

  • дети лучше воспринимают материал,
  • у них возрастает заинтересованность,
  • осуществляется индивидуализация обучения,
  • происходит развитие творческих способностей.

Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

В тоже время, как показала наша с вами практика, для музыкальных руководителей актуален вопрос правомерности, правильности использования ИКТ в образовательном процессе.

Предлагаю поговорить сегодня об этом подробнее. В своем выступлении я бы затронула и теоритические и практические аспекты использования ИКТ на занятиях в ДОУ.

На сегодняшний день для современного дошкольного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности музыкального руководителя, педагога.

Именно использование информационно-коммуникационных технологий зачастую помогает нам достичь требуемых результатов реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.  

Для оптимального восприятия материала и обеспечения здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальных занятий большое значение имеют следующие факторы:

· длительность и частота демонстрации экранных средств мультимедиа;

· продуманность системы использования средств мультимедиа на разных этапах образовательной деятельности;

· выполнение требований к режиму использования электронных средств обучения. 

    Понятие электронные средства обучения (ЭСО) сформулировано в пункте 2.4.5. санитарных правил. К ЭСО отнесены интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения.

    В пункте 2.10.2 определены возможности использования электронных средств обучения в процессе организации непосредственной образовательной деятельности на занятиях.

     Так последний абзац пункта 2.10.2 СанПин вводит запрет на использование электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет.  При этом запрета на использование электронных ресурсов педагогом нет. Равно как нет запрета на использование ЭСО в других формах организации образовательного процесса. Из этого следует, что программную информацию на развивающих ресурсах и платформах педагоги могут использовать как методическое пособие. Специалисты получает грамотно построенный сценарий, конспект занятия и тд.. в котором он может заменить цифровые ресурсы на бумажные средства обучения, атрибутику или традиционные игровые средства.

Пункт 2.10.2 СанПин вводит и нормы непрерывного использования ИКТ в образовательной деятельности с детьми 5-7 лет, которая не должна превышать 10 минут. Причем для часто детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ должна быть сокращена до 7 минут.

Также мы с вами знаем, что образовательный процесс в дошкольной организации не исчерпывается только музыкальными занятиями. Согласно пункту 2.5 ФГОС дошкольного образования, образовательная программа в детском саду реализуется в течение всего времени пребывания в нем детей. НОД «Музыка» может проходить в разнообразных формах взаимодействия не только музыкальных руководителей с детьми, но и музыкального руководителя с воспитателями, педагогами. Именно они посредством игровой деятельности могут помочь нам в достижении поставленных целей в работе с детьми.

Также достигать свои цели музыкальные руководители могут и посредством взаимодействия с семьями воспитанников, что в последующем станет значительным подспорьем в самостоятельной деятельности детей.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие педагога с одним ребенком и позволяет построить индивидуальную программу развития дошкольника с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Такую форму работы целесообразно использовать для детей с особенностями в развитии (например, речевые нарушения).

В стремлении усовершенствовать, модернизировать процесс обучения, не нужно забывать о здоровьесберегающих технологиях. Главная роль в музыкальном воспитании всегда остаётся за живым общением детей с музыкальным руководителем и друг с другом!    В первую очередь нужно видеть и чувствовать детей, поэтому нам, как профессионалам необходимо заметить первые признаки усталости от применения электронных средств обучения.

Предлагаю остановиться на них подробнее:

1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.

2. Потеря интереса к электронных средствам обучения: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.

3. "Утомленная" поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.

4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, истерический смех и др.

Я думаю, что каждый профессионал и понимает, что подобные проявления на музыкальных занятиях, в первую очередь будут служить сигналом для смены вида НОД. В идеале – предупредить и исключить появление признаком компьютерной усталости у детей.

Исходя из требований новых Санитарных правил, можно сделать вывод, что наиболее правильным является совместная или индивидуальная работа музыкального руководителя с воспитателем и детьми, в которой равномерно чередуются различные формы НОД с применением электронных средств обучения, наличие двигательной паузы, гимнастики для глаз.

В противном случае можно нанести непоправимый вред здоровью детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_ikt.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Использование ИКТ на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии

с возрастом детей и требованиями СанПиН

С 01 января 2021 г. вступили в действия новые Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые, в том числе, регламентируют продолжительность непрерывного использование технических средств обучения на музыкальных занятиях в ДОУ.

В целом, использование ИКТ важно не только для усвоения музыкального материала, но и для ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования его духовного мира. Все мы по своему опыту знаем, что использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ:

  • дети лучше воспринимают материал,
  • у них возрастает заинтересованность,
  • осуществляется индивидуализация обучения,
  • происходит развитие творческих способностей.

Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

В тоже время, как показала наша с вами практика, для музыкальных руководителей актуален вопрос правомерности, правильности использования ИКТ в образовательном процессе.

Предлагаю поговорить сегодня об этом подробнее. В своем выступлении я бы затронула и теоритические и практические аспекты использования ИКТ на занятиях в ДОУ.

На сегодняшний день для современного дошкольного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности музыкального руководителя, педагога.

Именно использование информационно-коммуникационных технологий зачастую помогает нам достичь требуемых результатов реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС.  

Для оптимального восприятия материала и обеспечения здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальных занятий большое значение имеют следующие факторы:

· длительность и частота демонстрации экранных средств мультимедиа;

· продуманность системы использования средств мультимедиа на разных этапах образовательной деятельности;

· выполнение требований к режиму использования электронных средств обучения. 

    Понятие электронные средства обучения (ЭСО) сформулировано в пункте 2.4.5. санитарных правил. К ЭСО отнесены интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения.

    В пункте 2.10.2 определены возможности использования электронных средств обучения в процессе организации непосредственной образовательной деятельности на занятиях.

     Так последний абзац пункта 2.10.2 СанПин вводит запрет на использование электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет.  При этом запрета на использование электронных ресурсов педагогом нет. Равно как нет запрета на использование ЭСО в других формах организации образовательного процесса. Из этого следует, что программную информацию на развивающих ресурсах и платформах педагоги могут использовать как методическое пособие. Специалисты получает грамотно построенный сценарий, конспект занятия и тд.. в котором он может заменить цифровые ресурсы на бумажные средства обучения, атрибутику или традиционные игровые средства.

Пункт 2.10.2 СанПин вводит и нормы непрерывного использования ИКТ в образовательной деятельности с детьми 5-7 лет, которая не должна превышать 10 минут. Причем для часто детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ должна быть сокращена до 7 минут.

Также мы с вами знаем, что образовательный процесс в дошкольной организации не исчерпывается только музыкальными занятиями. Согласно пункту 2.5 ФГОС дошкольного образования, образовательная программа в детском саду реализуется в течение всего времени пребывания в нем детей. НОД «Музыка» может проходить в разнообразных формах взаимодействия не только музыкальных руководителей с детьми, но и музыкального руководителя с воспитателями, педагогами. Именно они посредством игровой деятельности могут помочь нам в достижении поставленных целей в работе с детьми.

Также достигать свои цели музыкальные руководители могут и посредством взаимодействия с семьями воспитанников, что в последующем станет значительным подспорьем в самостоятельной деятельности детей.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие педагога с одним ребенком и позволяет построить индивидуальную программу развития дошкольника с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Такую форму работы целесообразно использовать для детей с особенностями в развитии (например, речевые нарушения).

В стремлении усовершенствовать, модернизировать процесс обучения, не нужно забывать о здоровьесберегающих технологиях. Главная роль в музыкальном воспитании всегда остаётся за живым общением детей с музыкальным руководителем и друг с другом!    В первую очередь нужно видеть и чувствовать детей, поэтому нам, как профессионалам необходимо заметить первые признаки усталости от применения электронных средств обучения.

Предлагаю остановиться на них подробнее:

1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.

2. Потеря интереса к электронных средствам обучения: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.

3. "Утомленная" поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.

4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, истерический смех и др.

Я думаю, что каждый профессионал и понимает, что подобные проявления на музыкальных занятиях, в первую очередь будут служить сигналом для смены вида НОД. В идеале – предупредить и исключить появление признаком компьютерной усталости у детей.

Исходя из требований новых Санитарных правил, можно сделать вывод, что наиболее правильным является совместная или индивидуальная работа музыкального руководителя с воспитателем и детьми, в которой равномерно чередуются различные формы НОД с применением электронных средств обучения, наличие двигательной паузы, гимнастики для глаз.

В противном случае можно нанести непоправимый вред здоровью детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться...

Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбирать...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Для гармоничного всестороннего развития ребенка с младенчества , большую роль играют музыкальные занятия в ДОУ. Работа назанятиях проводится разносторонняя по всем направлениям музыкальной деятельност...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...