Познавательно - исследовательская деятельность "Как хорошо быть исследователем".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Дубровина Елена Олеговна

Опыты в старшей группе с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_khorosho_byt_issledovatelem.odt16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно — исследовательская деятельность

(опыты с водой) с детьми старшей группы  

на тему

 «Как хорошо быть исследователем!»

                                                                                                         

                                                                                                          воспитатель:

                                                                                                         Дубровина Е.О.

                                                                                                                                   

Саратов, 2014г.

Цель: Развивать умение детей взаимодействовать с исследуемым объектом, используя его как источник познания окружающего мира.

Задачи: Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов

Формирование представлений о свойствах  воды (прозрачная,  бесцветная, жидкая, может течь, не имеет формы).

 Дать представление о состояниях воды: вода, пар, лед.

Подвести к пониманию, что пар — это тоже вода.

Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы, используя схемы  опытов.

Продолжать развивать разговорную речь детей. Побуждать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

Обогащение словаря: свойства воды, бесцветная, прозрачная, жидкая, пар.

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Оборудование и материал: стаканы с водой, ложками (по 2 на каждого ребенка), по 1 стакану молока на каждого ребенка (разведенная белая гуашь), по 1баночке густой гуаши, разноцветные полоски на каждого ребенка, посуда разной формы,  

термос с горячей водой, зеркало, схемы для опытов, картинки, иллюстрации с живой и неживой природой.

Предшествующая работа: наблюдения за живой и неживой природой, чтение художественных произведений о воде, загадки, стихи о воде, рассматривание иллюстраций, беседы, опыты, эксперименты, работа со схемами, дидактическая игра «Путешествие капельки», подвижная игра «Пар-дождь-лед», игра с мячом « Какая бывает вода».

Методы: наглядные, словесные, игровые, практические

Приемы: вопросы поискового характера, прием переключения с одной части занятия на другую, игровой момент – приход Царицы-Водицы, приглашение в лабораторию «Интересных открытий», наблюдения за опытами, прием привлечения и сосредоточения внимания.

Ход:

Ребята, сегодня  у нас с вами  необычное занятие. К нам приехала важная особа – Царица-водица, давайте встретим ее дружными аплодисментами.

Царица-водица: Здравствуйте дети! Очень рада встречи с вами! Я – Царица на земле и на небе, царица всей природы. Ни одно  живое существо не может обходиться без воды.

Ведущая: Вы слыхали о воде?

                  Говорят, она везде!

1 ребенок: В луже, в море, в океане

                   И в водопроводном кране,

                   Как сосулька, замерзает,

                   В лес туманом заползает.

2 ребенок: Ледником в горах зовется,

                   Лентой серебристой вьется.

                   Средь высоких, стройных елей

                   Рушится потоком селей.

3 ребенок: На плите у вас кипит,

                   Паром чайника шипит,

                   Растворяет сахар в чае…

4 ребенок: Мы ее не замечаем,

                   Мы привыкли, что вода –

                   Наша спутница всегда!

Царица – водица: Без меня вам не умыться,

                               Не наесться, не напиться!

                               Смею вам я доложить,

                               Без меня вам не прожить!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кому нужна вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Действительно так, вода – это одно из самых удивительных веществ на нашей планете, она наш добрый друг и помощник, ее надо беречь.

Царица – водица: А сейчас, ребята, я хочу поиграть с вами  в одну игру и узнать, знаете ли вы какая бывает вода.

 (Игра с мячом на подбор прилагательных — минеральная, родниковая,    речная, водопроводная, безвкусная, соленая, сладкая).

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать побольше о свойствах воды? (ответы детей)

Царица – водица: Тогда я приглашаю вас в лабораторию «Интересных открытий».

 Ходьба по канату через ручеек.

Лаборатория «Интересных открытий».

Царица-водица: Ребята, а вы знаете в каком состоянии я бываю зимой? (ответы детей).

   1. Проводится  опыт со льдом.   (В стакан с водой опустили льдинку. Льдинка плавала в воде,  таяла, становилась все меньше и меньше, потом полностью растаяла). Повторяем опыт по схеме и делаем вывод.

Какой вывод можно сделать по этому опыту? (Льдинка в воде таит и превращается в воду). Верно, этот опыт говорит еще о том, что лед- это вода в твердом состоянии. Молодцы, вы все вспомнили и правильно ответили.

Проводятся опыты на свойства воды.

   2. Вода — прозрачная

У каждого из вас есть чайные ложки. Опустите 1ложку в стакан с молоком, а другую в стакан с водой. Видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком? (нет). А в стакане с водой? (да). Значит, что можно сказать о воде? Какая она? (прозрачная). Правильно, ложку в стакане с водой видно. Значит вода — прозрачная.

Посмотрите на схему к этому опыту и расскажите, как мы его проводили.

  3. Вода -бесцветная. Ребята, на ваших столах — полоски цветные. Выберите полоску, которая по цвету совпадает с цветом молока. (дети выбирают белую полоску). Теперь подберите полоску, которая совпадает с цветом воды. Есть ли такая полоска? (нет). Есть ли у воды цвет? (нет). Значит вода какая? (бесцветная). Сделайте вывод сами. (У молока цвет белый, а у воды цвета нет, она — бесцветная).

  4. Вода — это жидкость.                                                                                             У вас на столах — баночка с гуашью. Попробуйте ее перелить в пустой стакан. Получилось? (нет). Как вы думаете, почему? (гуашь -густая, не переливается). Попробуйте перелить воду в пустой стакан. Получилось? Почему? (вода — жидкая, ее можно переливать).                                      Расскажите об опыте по схеме и сделайте вывод.      

Царица – водица:  Пришло время поиграть.  Игра «Вокруг себя все повернитесь и в капельки скорее превратитесь».                                                                       Если я буду говорить про дождь- вы все будете прыгать, когда про пар — покачивать руками над головой. А про лед — присесть. Начинаем игру:  Мимо тучка пролетала. На землю дождиком упала. Тут солнце вышло из-за туч. В пар превратило много луж. Вновь ветер тучи нам принес и на землю пролился дождь. Вдруг появляется мороз, он льдинки целый воз привез. Солнца луч задел все льдинки- превратились все в дождинки.  Вокруг себя 3раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!

  5. Вода не имеет своей формы. На моем столе — посуда разной формы. Давайте нальем в нее воды (поочередно наливают в посуду воду, отмечая, какую форму приобрела вода). Давайте сделаем вывод. (Вода принимает форму, в которую она была налита).

  6. Вода — это пар, может быть в газообразном состоянии. У меня на столе — термос с горячей водой. Как вы думаете. Что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (пар). Давайте проверим. (подношу к термосу зеркало и говорю: «когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деваться и они оседают на зеркальце. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли. Значит, пар- это вода, да? Пар -это что? (ответ детей). Таким образом, при нагревании вода превращается в пар, а потом опять в воду, в капельки воды.

Посмотрите на эту схему. Я расскажу про опыт, а вы мне поможете

в рассказе. Хорошо? (совместное рассказывание).

Возвращение (ходьба по канату).

Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в лаборатории «Интересных открытий».

Итог: Ребята, давайте с вами еще раз вспомним все свойства воды о которых мы говорили сегодня.  В каких состояниях бывает вода?  (ответы детей).

Царица –водица: Молодцы, ребята,  я вижу, что вы хорошо знаете свойства воды, а теперь мне пора уходить. Дети прощаются с Царицей.

 Воспитатель: Ребята, мы много провели опытов с водой, узнали ее свойства и знаем, что человек ни дня не может  прожить без нее.                                              Вот и закончилось наше исследование воды. Скажите, ребята, а исследователями быть вам понравилось? Я рада за вас! Вы многое узнали и были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с детьми подготовительной к школе группы "Хорошо быть мальчиком. Хорошо быть девочкой"

Занятие с гендерным подходом в воспитании детей старшего дошкольного возраста....

НОД Познание с детьми старшей группы "Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой"

Цели занятия:- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учётом их интересов;- Развивать логическое мышление, смекалку;- Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;- Форми...

конспект интегрированного занятия в старшей группе по гендерному воспитанию "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"

конспект интегрированного занятия по гендерному воспитанию : "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"...

"Как хорошо быть мальчиком, как хорошо быть девочкой, как здорово быть вместе"- конспект занятия по гендерному воспитанию для детей средней группы

Цель  этого занятия-формирование у детей среднего дошкольного  возраста представлений о гендерной  принадлежностий ; формирование  у детей понятия о положительных чертах характера ...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Познавательно-исследовательский проект «Мы маленькие исследователи»

Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе...