Познавательно - исследовательская деятельность "Как хорошо быть исследователем".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познавательно — исследовательская деятельность
(опыты с водой) с детьми старшей группы
на тему
«Как хорошо быть исследователем!»
воспитатель:
Дубровина Е.О.
Саратов, 2014г.
Цель: Развивать умение детей взаимодействовать с исследуемым объектом, используя его как источник познания окружающего мира.
Задачи: Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов
Формирование представлений о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, жидкая, может течь, не имеет формы).
Дать представление о состояниях воды: вода, пар, лед.
Подвести к пониманию, что пар — это тоже вода.
Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы, используя схемы опытов.
Продолжать развивать разговорную речь детей. Побуждать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Обогащение словаря: свойства воды, бесцветная, прозрачная, жидкая, пар.
Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Оборудование и материал: стаканы с водой, ложками (по 2 на каждого ребенка), по 1 стакану молока на каждого ребенка (разведенная белая гуашь), по 1баночке густой гуаши, разноцветные полоски на каждого ребенка, посуда разной формы,
термос с горячей водой, зеркало, схемы для опытов, картинки, иллюстрации с живой и неживой природой.
Предшествующая работа: наблюдения за живой и неживой природой, чтение художественных произведений о воде, загадки, стихи о воде, рассматривание иллюстраций, беседы, опыты, эксперименты, работа со схемами, дидактическая игра «Путешествие капельки», подвижная игра «Пар-дождь-лед», игра с мячом « Какая бывает вода».
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические
Приемы: вопросы поискового характера, прием переключения с одной части занятия на другую, игровой момент – приход Царицы-Водицы, приглашение в лабораторию «Интересных открытий», наблюдения за опытами, прием привлечения и сосредоточения внимания.
Ход:
Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам приехала важная особа – Царица-водица, давайте встретим ее дружными аплодисментами.
Царица-водица: Здравствуйте дети! Очень рада встречи с вами! Я – Царица на земле и на небе, царица всей природы. Ни одно живое существо не может обходиться без воды.
Ведущая: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
1 ребенок: В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
2 ребенок: Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей.
3 ребенок: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае…
4 ребенок: Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Царица – водица: Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без меня вам не прожить!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кому нужна вода? (Ответы детей)
Воспитатель: Действительно так, вода – это одно из самых удивительных веществ на нашей планете, она наш добрый друг и помощник, ее надо беречь.
Царица – водица: А сейчас, ребята, я хочу поиграть с вами в одну игру и узнать, знаете ли вы какая бывает вода.
(Игра с мячом на подбор прилагательных — минеральная, родниковая, речная, водопроводная, безвкусная, соленая, сладкая).
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать побольше о свойствах воды? (ответы детей)
Царица – водица: Тогда я приглашаю вас в лабораторию «Интересных открытий».
Ходьба по канату через ручеек.
Лаборатория «Интересных открытий».
Царица-водица: Ребята, а вы знаете в каком состоянии я бываю зимой? (ответы детей).
1. Проводится опыт со льдом. (В стакан с водой опустили льдинку. Льдинка плавала в воде, таяла, становилась все меньше и меньше, потом полностью растаяла). Повторяем опыт по схеме и делаем вывод.
Какой вывод можно сделать по этому опыту? (Льдинка в воде таит и превращается в воду). Верно, этот опыт говорит еще о том, что лед- это вода в твердом состоянии. Молодцы, вы все вспомнили и правильно ответили.
Проводятся опыты на свойства воды.
2. Вода — прозрачная
У каждого из вас есть чайные ложки. Опустите 1ложку в стакан с молоком, а другую в стакан с водой. Видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком? (нет). А в стакане с водой? (да). Значит, что можно сказать о воде? Какая она? (прозрачная). Правильно, ложку в стакане с водой видно. Значит вода — прозрачная.
Посмотрите на схему к этому опыту и расскажите, как мы его проводили.
3. Вода -бесцветная. Ребята, на ваших столах — полоски цветные. Выберите полоску, которая по цвету совпадает с цветом молока. (дети выбирают белую полоску). Теперь подберите полоску, которая совпадает с цветом воды. Есть ли такая полоска? (нет). Есть ли у воды цвет? (нет). Значит вода какая? (бесцветная). Сделайте вывод сами. (У молока цвет белый, а у воды цвета нет, она — бесцветная).
4. Вода — это жидкость. У вас на столах — баночка с гуашью. Попробуйте ее перелить в пустой стакан. Получилось? (нет). Как вы думаете, почему? (гуашь -густая, не переливается). Попробуйте перелить воду в пустой стакан. Получилось? Почему? (вода — жидкая, ее можно переливать). Расскажите об опыте по схеме и сделайте вывод.
Царица – водица: Пришло время поиграть. Игра «Вокруг себя все повернитесь и в капельки скорее превратитесь». Если я буду говорить про дождь- вы все будете прыгать, когда про пар — покачивать руками над головой. А про лед — присесть. Начинаем игру: Мимо тучка пролетала. На землю дождиком упала. Тут солнце вышло из-за туч. В пар превратило много луж. Вновь ветер тучи нам принес и на землю пролился дождь. Вдруг появляется мороз, он льдинки целый воз привез. Солнца луч задел все льдинки- превратились все в дождинки. Вокруг себя 3раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!
5. Вода не имеет своей формы. На моем столе — посуда разной формы. Давайте нальем в нее воды (поочередно наливают в посуду воду, отмечая, какую форму приобрела вода). Давайте сделаем вывод. (Вода принимает форму, в которую она была налита).
6. Вода — это пар, может быть в газообразном состоянии. У меня на столе — термос с горячей водой. Как вы думаете. Что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (пар). Давайте проверим. (подношу к термосу зеркало и говорю: «когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деваться и они оседают на зеркальце. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли. Значит, пар- это вода, да? Пар -это что? (ответ детей). Таким образом, при нагревании вода превращается в пар, а потом опять в воду, в капельки воды.
Посмотрите на эту схему. Я расскажу про опыт, а вы мне поможете
в рассказе. Хорошо? (совместное рассказывание).
Возвращение (ходьба по канату).
Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в лаборатории «Интересных открытий».
Итог: Ребята, давайте с вами еще раз вспомним все свойства воды о которых мы говорили сегодня. В каких состояниях бывает вода? (ответы детей).
Царица –водица: Молодцы, ребята, я вижу, что вы хорошо знаете свойства воды, а теперь мне пора уходить. Дети прощаются с Царицей.
Воспитатель: Ребята, мы много провели опытов с водой, узнали ее свойства и знаем, что человек ни дня не может прожить без нее. Вот и закончилось наше исследование воды. Скажите, ребята, а исследователями быть вам понравилось? Я рада за вас! Вы многое узнали и были молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с детьми подготовительной к школе группы "Хорошо быть мальчиком. Хорошо быть девочкой"
Занятие с гендерным подходом в воспитании детей старшего дошкольного возраста....
НОД Познание с детьми старшей группы "Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой"
Цели занятия:- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учётом их интересов;- Развивать логическое мышление, смекалку;- Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;- Форми...
конспект интегрированного занятия в старшей группе по гендерному воспитанию "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"
конспект интегрированного занятия по гендерному воспитанию : "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"...
Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности...
"Как хорошо быть мальчиком, как хорошо быть девочкой, как здорово быть вместе"- конспект занятия по гендерному воспитанию для детей средней группы
Цель этого занятия-формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о гендерной принадлежностий ; формирование у детей понятия о положительных чертах характера ...
Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
Познавательно-исследовательский проект «Мы маленькие исследователи»
Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе...