Познавательно-исследовательский проект «Мы маленькие исследователи»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_experimentirovaniy.docx | 35.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
в младшей группе
«Мы маленькие исследователи»
Пояснительная записка
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
а) максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
б) безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.
в) показ только существенных сторон явления или процесса.
г) отчетливая видимость изучаемого явления.
д) возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
B процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т. п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Актуальность проекта
В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам, способствует развитию памяти.
Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).
Еще одна из задач проекта - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Я предлагаю, организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Тема проекта
Опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе
Цель проекта
Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, глины, камня, древесины, пластмассы, металла и ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних предметов на свойствах других.
Задачи проекта
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения;
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Тип проекта: практико-экспериментальный.
Сроки реализации: 1год (долгосрочный).
Ожидаемые результаты
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе; Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
Этапы:
1. Подготовительный.
- Постановка цели и задач проекта
- Определение актуальности и значимости проекта
- Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты)
- Разработка перспективного планирования по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе к проекту «Мы маленькие исследователи»
- Разработка плана по взаимодействию с родителями по опытно – экспериментальной деятельности в младшей группе к проекту «Мы маленькие исследователи»
- Подбор художественной литературы для детей
- Подбор дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме.
2. Основной.
- Создание и обустройство экспериментирования для успешной реализации проекта
- Реализация опытно-экспериментальной деятельности с детьми по перспективному планированию
- Планирование занятий, приложения, работа с родителями.
3. Заключительный.
- Создать для детей предметно — развивающую среду для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
- Оформление картотеки по экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста по возрастным категориям
- Фото-коллаж для родителей
- Публикация на сайтах воспитателей.
Материалы и оборудование
Лупы, ложка, посуда, игрушка, шкатулка с тканью разной фактуры, персонажи в одежде из бумаги и ткани, лоскутки ткани, бумага, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы, пробки, пух и перья, разноцветные прищепки; камешки разного размера
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.д.), «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.д.), семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов; вата, ватин, синтепон
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья и т.д.
Формы работы с детьми
Дидактические игры:
«Найди пару»
«Узнай предмет»
«Узнай на вкус»
«Узнай на ощупь»
«Узнай звук»
Сюжетно – ролевые игры:
«Лаборатория»
«Ветер и листочки»
Игра — эксперимент «Рисовальщики»
Настольно-печатные игры:
«Времена года»
«Природные явления»
«Что происходит в природе»
Разрезные картинки «Собери растения»
«Что, где растет?»
Лото «Цветы»
«Признаки осени, зимы, весны, лета»
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»
«Пузырь»
«Мой веселый звонкий мяч»
«Что спрятано?»
«Шишки»
Пальчиковые игры
«Дождик» (Русская народная потешка)
Ах ты, радуга-дуга… (Русская народная потешка)
«Снежок»
«Солнышко»
«Осенние листья»
«Шарик»
«Листопад»
«Снежинки»
«Что делать после дождика?»
«Дождик»
«Упражнения с пробками»
Стихи и загадки про живую и неживую природу
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.
Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию
Привлечение родителей к пополнению атрибутами и материалом.
Консультации:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Экспериментальная деятельность в детском саду. Экспериментируем играя»
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Памятки для родителей:
«Детское экспериментирование»
«Что можно, что нельзя»
«Признаки познавательной активности»
«По организации познавательно – исследовательской деятельности» «Экспериментирование с водой»
Оформление картотеки для наглядной агитации родителей проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях.
Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы.
1. Тема
2. Совместное элементарное экспериментирование (содержание)
3. Выводы (задачи и цели)
№1 «Узнаем, какая вода»
Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая).
№2 «Что в пакете»
Материал: Полиэтиленовые пакеты.
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
№3 «Тонет-не тонет, плавает»
Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.
Цели: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).
№4«Волшебница - вода»
Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка- гриб, краски (красная, зелёная, стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.
Цель: Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц
№5 «Кораблики»
Материал: тазик, бумага.
Цель: показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде.
№6«Плавает-тонет»
Предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон.
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы
№7«Бумага, ее качества и свойства»
Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит).
Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой.
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства.
№8 «Камушки – какие они?»
Материал: коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря.
Цель: показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет.
№9 «Легкий – тяжелый.»
Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).
Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
№10 «Почему песок сыплется?»
Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.
Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
№11 «Игры с соломинкой» (Трубочка)
Материал: трубочки, стаканы с водой.
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
№12 «Здравствуй, солнечный зайчик»
Материал: зеркала.
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
№13 «Надувание мыльных пузырей»
Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.
Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды.
№14«Что в коробке»
Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).
№15 «Летающие шарики»
Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)
Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.
№ 16 «Ветер»
Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.
Цель: Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.
№17 «Волшебная водичка»
Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.
Цель: Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики.
№18 «Чудесные фигурки»
Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.
Цель. Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.
№19 «Сравнение песка и глины»
Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода.
Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
№20 «Вот какой песочек»
Материал: Тазик с сухим песком, камешки, набор игрушки из киндер-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.
Цель: Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка.
№21 «Мокрый песок принимает любую нужную форму».
Материал: тазик воды, песок.
Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка
№22 «Дождик» (игры с водой)
Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне.
Цель: Закреплять свойства воды.
№23 «Перо»
Материал: тазик с водой, пух.
Цель: Формировать представление детей о том, что пух легче воды воздуха.
№24 «Рисовальнички»
Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.
Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.
№25 «Что-то в коробке»
Материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
№26 «Кто живёт в воде»
Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист.
Цель: развивать познавательный интерес и воображение.
№27 «Пейте куклы вкусный сок»
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
№28 «Сказка о том, как радуга в воде купалась»
Материал: семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.
Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.
№30 «Тает льдинка»
Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
№31 «Времена года»
Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
№32 «Считалочка-купалочка»
Материал: ванночка с водой, игрушки.
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
№33 «Как вода гулять отправилась»
Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
№34 «Пенный замок»
Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
№35 «Почему кораблики не плывут»
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
№36 «Рыбалка»
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
№37 «Мыльные пузырьки»
Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
№38 «Водопад»
Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
№39 «Сказка о камешке»
Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская деятельность "Как хорошо быть исследователем".
Опыты в старшей группе с водой....
Проект "Лаборатория маленьких исследователей"
Педагогический проект дополнительного образования детей...
Проект Лаборатория "Маленькие исследователи"
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через эк...
Проект мы маленькие исследователи
Проект поможет проявить интерес младших дошкольников к экспериментированию...
проект Энциклопедия маленького исследователя
Расширение возможностей получения знаний детьми, необходимых для проведения самостоятельных исследований в процессе создания «Энциклопедии маленького исследователя»...
Проект "Мы - маленькие исследователи".
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом....
Проект "Мы - маленькие исследователи"
Проект "Мы - маленькие исследователи"...