Формирование понятий о семье у ребёнка с задержкой психического развития с целью социального воспитания
статья на тему
Рассматриваются вопросы формирования социальных навыков у детей с проблемами в развитии в процессе проведения серии игровых занятий, дидактических игр и упражнений, опираясь на задачи программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gomzina_lv_statya_2.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование понятий о семье у ребёнка
с задержкой психического развития с целью социального воспитания
Л.В. Гомзина, воспитатель МБДОУ №17, г. Орёл
Социальный опыт рассматривается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения. На ребенка большое влияние оказывает стиль жизни ближайшего окружения. Семья - это постоянное и ближайшее окружение ребенка.
Семья для ребенка является и средой обитания и воспитательной средой. Семейное воспитание есть управляемая система взаимоотношений родителей и детей. По выражению А.Г. Харчева, семья для дошкольника - «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. В семье ребенок опосредует нормы социальной жизни, усваивает нравственные ценности. На развитие ребенка в семье в большей мере влияет сама семейная ситуация, взаимоотношение между родителями, стиль семейной жизни.
Ребенок с ЗПР трудно взаимодействует с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящее изменение, усложняющиеся требования. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что вызывает у них неадекватную реакцию и приводит к отклонениям в поведении. У них наблюдается снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию. Ребенок с проблемами в развитии плохо выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия. Овладение партнерскими отношениями происходит очень медленно. Нередко отношение к матери, другим членам семьи лишено положительной эмоциональной окраски, не сформировано коммуникативное поведение.
С целью социального развития дошкольника необходимо формировать представление о себе, знакомить с именем, фамилией; формировать понятие о ближайшем социальном окружении - семье, учить понимать родственные связи и свою социальную роль, учить адекватному поведению в ближайшем окружении.
Развитие социальных навыков у детей с проблемами в развитии как показывает практика нашей работы, следует осуществлять в процессе проведения серии игровых занятий, дидактических игр и упражнений, опираясь на задачи программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой.
В начале года дети с ЗПР не всегда могут вспомнить имена тех с кем ходили в группу в предыдущем году. Кроме того, в группе могут появиться «новенькие», с которыми дети должны познакомиться и принять в свой коллектив. Для этого полезно провести игры: «Наши имена», «Назови свое имя», «Я позову», «Раздаем имена», «Кого не стало?».
Ребенку с проблемами в развитии тяжело образовывать «ласковые» имена, особенно если нет опыта такого общения в семье. Дети не помнят, как их ласково по имени зовут мама и папа, бабушка и дедушка. Проведение игр «Назови ласково», «Ласковые имена» помогает понять, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей, по имени можно обратиться. Для закрепления знаний фамилий можно использовать игры: «Назови свою фамилию», «Услышишь свою фамилию - хлопни в ладоши», «Позвони колокольчиком».
Важным является формирование умения познавать себя с помощью зеркала, узнавать в зеркале сверстника; себя и сверстников, членов семьи на фотографии.
Для закрепления у детей понимания различения полов, формирования правильного отношения к различиям во внешнем облике и поведении, нужно предложить игры «Мальчики и девочки», «Кому что нужно?», «Найди отличия», «Кому что подарим?». Учить детей выделять себя по половому признаку можно, используя специальные приемы: девочки – белочки, мальчики – зайчики; все девочки пляшут, а мальчики прыгают.
Воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям необходимо начинать с формирования первоначальных понятий о семье. Для начала целесообразно провести беседу о семье. Спросить, у кого есть мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Уточнить с кем живет ребенок, попросить назвать членов семьи. Эффективным будет использование наглядного материала: плаката «Семья», картинок с изображением отдельных моментов жизни семьи (обед, просмотр фильма, лечение больного, купание ребенка), фотографий, фотоальбомов.
Педагогически целесообразным в этой работе является использование дидактических игр: «Моя семья», «Дети и взрослые», «Кто ты?», «Какой ты?», «Я расту, я развиваюсь».
Через беседы можно подвести детей к пониманию, что семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, дарят подарки. Семья нужна человеку. Семья может быть маленькая (мама, папа, дочь) и большая (мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка).
Дети испытывают трудности, отвечая на вопрос «Кто ты в семье?». Лучшему пониманию способствуют игры с мячом «Кто я» (Я мама, а ты мне кто? Я папа, а ты мне кто? и т. д.). Для уточнения знаний о составе семьи, о членах семьи можно использовать игры – загадки «Сколько нас?», а также упражнения пальчиковой гимнастики.
Одной из задач формирования представлений о семье является воспитание нежного, заботливого отношения к членам семьи. В этом случае необходимо знакомить детей с литературными произведениями, смысловая сторона которых связана с человеческими взаимоотношениями. Например, стихи Драгунского «Сестра моя Ксения»; А. Барто «Две сестры глядят на братца», «Разлука», «Одиночество»; Е. Серовой «Папа дома», «Стирка»; В. Осеевой «Хорошее» и др. Важно разучить пословицы о доме, близких людях «Материнское сердце лучше солнца греет» и т. д.; поиграть в дидактические игры «Поищем и найдем волшебные слова», «Письма доброго сказочника», «Поиски добрых слов», «Позовем сказку».
Для закрепления знаний о семье можно предложить детям нарисовать свою семью в праздники, когда члены семьи собираются вместе; организовать сюжетно-ролевые игры, в которых дети берут на себя роль членов семьи и выполняют адекватные действия.
Коррекционно - педагогическая работа, построенная на игре, способствует развитию у ребенка интереса к положительному взаимодействию с детьми и взрослыми, формированию вербальных и невербальных форм общения, средств и способов усвоения социального опыта.
Литература:
- Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г.
- Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2009г.
- Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....
Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...
Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"
Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...
Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития
Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нару...
Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития
Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нару...
Методические рекомендации «Особенности развития общения со взрослыми у детей семи лет с задержкой психического развития».
Для детей с задержкой психического развития общение со взрослым является одним из важнейших факторов, необходимых для достижения соответствующего возрасту уровня развития. Общение для детей с ЗПР еще ...
Воспитание у детей с задержкой психического развития интереса к социальной действительности
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Данная статья познакомит педагогов и родителей с тем, как помочь "особенным" деткам э...