Воспитание у детей с задержкой психического развития интереса к социальной действительности
консультация по коррекционной педагогике

Мухина Елена Геннадьевна

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Данная статья познакомит педагогов и родителей с тем, как помочь "особенным" деткам эффективно адаптироваться к постоянно меняющейся социальной среде, и выделить свое "Я"  среди других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sots._deystviteotnost_muhina.zip9.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание у детей  с задержкой психического развития интереса к социальной действительности»

         

         В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей.

У детей с ЗПР отмечаются большие  сложности в понимании и осмысливании событий собственной жизни, жизни окружающих, сложности в выстраивании взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми. Для того чтобы ребенок научился легко адаптироваться к новым условиям, видеть и понимать человеческие чувства, переживания и поступки, более осознанно воспринимать и понимать события, явления и факты социальной действительности, необходима планомерная систематическая работа в данном направлении.

Как же происходит воспитание интереса к социальной действительности?

       Воспитание у детей интереса к социальной действительности, обогащения социальности опыта детей, происходит прежде всего в процессе общения со сверстниками. Это общение позволяет оценить поступки и поведение сначала других, а затем свои. Ребенок сравнивает свои поступки и  свое поведение с поступками других детей, осуществляет поиск взаимоотношений в общении, ищет социально-приемлемые способы выхода из каких то конфликтных ситуаций.

Взрослый помогает детям приобщиться к широкому кругу общечеловеческих ценностей. У детей формируется интерес к собственной жизни, к себе, своему имени, телесным возможностям, полоролевому образу. Происходит осознание и понимание своего прошлого, настоящего и будущего.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра.  

Игра представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира, человеческих отношений.

 Игра содержит «идеальную» форму, она образец эталон будущей взрослой жизни, и понятном и доступном примере объединяет «мир взрослых» и  «мир детей».

      Воспитанию у детей интереса к социальной действительности способствуют сюжетно – ролевые игры, игры –драматизации, подвижные, имитационные, дидактические игры.

      Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. В своей группе организуем много сюжетно- ролевых игр, каждый раз дополняя их новыми сюжетами.

        Воспитанию интереса детей к социальной действительности способствуют  беседы. В своей группе мы проводим беседы на темы: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Кого зовут Зазнайкой?», «Что такое  скромность?», которые могут быть дополнены тренингами адаптивного поведения: «Как поступить, если друг, не делится игрушками?», «Как помирится после ссоры по пустякам?».

        Педагог может выступать как носитель социальных норм и правил, помогая открыто обсуждать всё то, что ребёнку непонятно: «Диалог с взрослыми», «Интервью у взрослых» дискуссионное обсуждение «Что нужно делать, если ты не знаешь, что нужно делать?».

       Особая роль отводится методам передачи знаний, чтению художественных произведений.

Для ребёнка любое новое знание имеет жизненный смысл, так как кругозор влияет на его психическое и культурное развитие.

Художественные образы из русских народных сказок, притчей, рассказов становятся моральными регуляторами поведения самих детей. Содержание произведений на доступном ребёнку уровне помогает познать осмыслить чувства, поступки героев произведений, сравнить их с собственными.

Чтение художественных произведений  - это метод, организующий и планирующий поведение детей сейчас и в будущем.

      Метод творческого самовыражения помогает каждому ребенку соприкоснуться с собственным творчеством, реализовать свои желания и возможности, улучшить «качество жизни».

Самовыражение происходит в рисовании, лепке, сочинении, загадок, сказок, небылиц о себе, составлении творческих рассказов. Субъективное творчество и положительные переживания убеждают ребенка в своей значимости, умелости, нужности для других и воспитывают интерес к социальной действительности.

      Расширение границ освоения социального мира детьми происходит в совместной с взрослыми деятельности на экскурсиях, походах, целевых прогулках: «Экспозиция за добрыми поступками», «Экскурсия по нашему микрорайону», «Целевая прогулка по дороге, которая ведет в детский сад».

В преддверии нового года мы наметили мероприятия с детьми:

1. «Поздравь дедушку Мороза с праздником». Дети совместно с воспитателем напишут  письмо деду Морозу  и поздравят его с новым годом. И конечно   получат ответное письмо от дедушки Мороза.

2. Планируем провести акцию: «Подари окружающим радость» детки на занятиях аппликацией сделают небольшие подарочки и подарят сотрудникам детского сада. Такие подарочки так же планируем подарить прохожим на улице.

3. Оформить фотовыставку: «Новый год в моем городе». В новогодние праздники дети посещают много мест: это и новогодние елки, атракционы, и.т.д. Дети принесут в д/с новогодние фотографии, и в группе оформим выставку. Думаю, дети с удовольствием расскажут где они побывали, и как провели новогодние праздники.

        Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.

        Формирование у детей с ЗПР представлений о себе и социуме – необходимый элемент подготовки их к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальное воспитание детей с задержкой психического развития" (методические рекомендации)

В статье освещаются основные особенности развития детей с задержкой психического развития, общие задачи музыкального воспитания, условия для успешной работы с детьми с ЗПР, методы и приёмы, используем...

Формирование понятий о семье у ребёнка с задержкой психического развития с целью социального воспитания

Рассматриваются вопросы формирования социальных навыков у детей с проблемами в развитии в процессе проведения серии игровых занятий, дидактических игр и упражнений, опираясь на задачи программы...

Организация коррекционной работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в детском саду.

Мотроное развитие ребенка с задержкой психического развития осложняется целым рядом психофизических особенностей. Развитие двигательной сферы таких детей отстает от нормы и характеризуется непропорцио...

Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития

Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого воспитанника или группы детей неодинаковых ус...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с задержкой психического развития на основе фольклора и семейных традиций

В статье раскрывается опыт работы духовно-нравственному воспитанию дошкольников с задержкой психического развития на основе фольклора и семейных традиций, описываются разнообразные формы и методы рабо...

Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР,  становиться патриотиче...

«Патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития посредством устного народного творчества»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.       И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики,...