Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности
методическая разработка (логопедия) по теме

Куприянова Юлия Александровна

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. 

 

Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь ее неотъемлемой составной частью.

По имеющимся в специальной литературе сведениям расстройства физиологического и речевого дыхания в ряде случаев свидетельствуют о речевой патологии, которая в свою очередь может сопровождать различные отклонения в психофизическом развитии.

Ярким примером того и являются дети с ЗПР. Для данной группы детей характерна сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы, иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить выполнить что-либо. Именно поэтому в данной работе основной акцент сделан на игровой форме предложения материала – яркой, интересной, привлекательной.

Игровой метод предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка с ЗПР положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

В данной методической разработке представлена картотека дыхательных игр, которые могут быть  использованы в процессе коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности»

        

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

  1. Речевое дыхание. Онтогенез речевого дыхания……………………………………….5
  2. Диагностика речевого дыхания…………………………………………………………8
  3. Методическое обоснование и рекомендации по организации работы по формированию речевого дыхания……………………………………………………...9
  1. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с ЗПР…………………...9
  2. Методическое обоснование коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей с ЗПР……………………………………………………………9
  3. Виды коррекционно-логопедической работы по формированию речевого дыхания…………………………………………………………………..………10
  4. Задачи коррекционной работы………………………………………………….11
  5. Этапы коррекционной работы по развитию речевого дыхания……………...12

Заключение…………………………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………………………16

Приложение …………………………………………………………………………………...17

Введение

Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? - громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого.

                                          К. С. Станиславский

Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия.

Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании, в частности, накапливаются человечеством с древнейших времен. Ряд учений, систем, методик в этой области имеют в своей основе только эмпирические наблюдения. Однако многие из этих наблюдений современная наука смогла подтвердить, либо переосмыслить и представить в виде дыхательных упражнений.

В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику (Г. В. Артоболевский, 3. В. Савкова, М. И, Фомичев, М. Е. Хватцев, Э. М. Чарели). Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения.

Анализ литературы показал, что, несмотря на освещенность проблемы развития речевого дыхания в целом, все же есть аспекты, требующие дополнительного изучения. В частности, это разработка системы коррекционной работы по преодолению нарушения речевого дыхания у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с ЗПР, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И. Лубовский, У.В.Ульенкова и др.). Наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказывается несформированной и речевая система. Многим из них характерно нарушение звукопроизношения. Речь таких детей напряженная, аритмичная, смазанная. Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы, иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить выполнить что-либо. В связи с нарушением памяти, у детей с ЗПР отмечается одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Именно поэтому в данной работе основной акцент сделан на игровой форме предложения материала – яркой, интересной, привлекательной.

Целью данного исследования является разработка методов, способствующих повышению эффективности коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР.

Задачи:

  1. теоретический анализ педагогической и методической литературы;
  2. изучение методики работы по развитию речевого дыхания;
  3. отбор диагностических методик;
  4. определение условий и путей коррекционно-педагогической работы;
  5. адаптация игрового материала с учетом особенностей детей с ЗПР;
  6. проверка эффективности предложенной методики работы.

Целесообразность методических рекомендаций, созданных для коррекционной работы с детьми с ЗПР, показывает положительная результативность их использования.

Таким образом, данное исследование имеет практическое значение в работе с детьми с задержкой психического развития.

  1. Речевое дыхание. Онтогенез речевого дыхания.

Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает
нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох - выдох - пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

Развитие дыхательной функции в онтогенезе условно делят на три фазы. Первая фаза короткая - от первого вдоха после рождения до полного расправления легких. Во второй фазе устанавливается устойчивое соотношение между дыхательной и циркуляторной системами; ее длительность от нескольких часов до нескольких недель. Третья фаза - развития дыхательных и циркуляторных регуляций.

Параллельно увеличению размеров тела происходит рост и интенсивное развитие бронхиального дерева (развитие новых бронхиальных ветвей продолжается до 7-8 лет) и легочной паренхимы, чему способствует увеличение двигательной активности ребенка. Развивается дыхательная мускулатура. Увеличивается скорость воздушного потока в дыхательных путях. Об этом свидетельствует увеличение объемных скоростей дыхания.

Частота дыхания с возрастом постепенно снижается. Если у новорожденных от нескольких часов до 3 суток жизни частота дыхания в среднем составляет 56 в минуту, то к 1 году она составляет 36-35 в минуту, к двум годам в норме частота дыхания - 31 дыхательный цикл в минуту, к трем годам - 28 в минуту. К семи годам частота дыхания снижается до 24 в минуту.

Объем дыхания в норме имеет наибольший прирост между 5-6 годами жизни.
Период полового созревания является периодом самого интенсивного роста и развития системы дыхания. Частота дыхания у подростков колеблется от 16 до 22 в минуту. Этот же показатель у взрослых составляет 16-20 в минуту. У взрослых людей емкость легких в 20 с лишним раз превышает таковую у новорожденных.

Дыхание - основа, база речеобразования. Различают 3 типа дыхания: грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) и смешенное - в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие.

Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным. Его характеристики:

-Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.

-Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен.

-Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке.

-Распределение выдоха - умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки - порции.

-Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного: вдох - пауза - выдох. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, и следовательно, каждое слово - полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции;

-Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Перед началом речи в норме делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох, "Речевой " вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления. Большое значения для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания.

В ходе речевого развития вырабатывается специфический "речевой" механизм дыхания и, следовательно, специфические "речевые" движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные движения вдоха и выдоха, причем колебательные движения идут на фоне общего непрекращающегося выдоха. В этом состоит парадокс речевого дыхания, раскрытый Н.И. Жинкиным. По представлению Н.И. Жинкина эти колебательные движения диафрагмы, на каждом звуке речи наслаивающееся на экспирацию, являются собственно речевыми, "артикуляционными" движениями диафрагмы. Эти изменения тонуса мышц, носящие волновой характер, в процессе устной речи выполняют две функции: во-первых, этим регулируется энергия для генерации каждого произносимого звука и, во-вторых, "отпуск энергии" для слогового квантования речи.

Таким образом, на каждом звуке речи диафрагма модулирует с определенной амплитудой и тем самым дублирует артикуляцию речевых эффектов (губ, языка, глотки, гортани). Центральные механизмы четко регулируют и координируют движения диафрагмы в процессе речевого выдоха и других органов.

Речевое дыхание подчиняется разнообразному течению речи, чередованию речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и эпически спокойными, поэтому моменты вдоха, количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не следует в однообразной ритмической последовательности друг за другом. Дыхание в речи имеет условно рефлекторный характер.

Моменты речевых вдохов и выдохов согласуются с лингвистической конструкцией текста и совпадают с лингвистическими (синтагматическими) паузами. Эти паузы являются универсальным средством членения речи на интонационно смысловые единицы. Они возникают на границе между предложениями и между синтагмами, как в ходе устного спонтанного высказывания, так и в процессе чтения текста.

  1. Диагностика речевого дыхания

Для изучения речевого дыхания использовалась методика, разработанная к.п.н. А. Максаковым. Задачами диагностики были следующими: установить длительность и силу выдоха у детей, выявить умение рационально расходовать воздух при произнесении гласных звуков, определить, какое количество слов (слогов) дети способны произнести на одном выдохе. Диагностика включал несколько заданий.

Суть первого: выявить длительность и силу внеречевого выдоха. Дети должны были произнести выдох через рот. Чтобы увлечь их, разыгрывали ситуацию: как можно дольше дуть на ватку (снежинку). Время выдоха фиксировали с помощью секундомера.        

Суть второго задания: выявить длительность произнесения гласных звуков на одном выдохе. Дети должны были как можно дольше на одном выдохе произнести звуки «а», «у», «и», наиболее контрастные по артикуляционным и акустическим свойствам. По заданию следовало как можно дольше спеть колыбельную песенку (произнести звук «а»), песенку паровоза (звук «у), ослика (звук «и»). Время звучания звуков (выдоха) фиксировали с помощью секундомера.

Третье задание — на материале стихотворения А. Барто «Наша Таня» (включает 17 слов или 31 слог), помогало нам установить, какое количество слов (слогов) могут произнести дошкольники на одном выдохе. Наблюдая, мы фиксировали, когда ребенок добирает воздух, делает вдох в процессе речевого высказывания. В процессе чтения стихотворения на подготовленных карточках с текстом отмечались места, где производился вдох.

Полученные данные протоколировали. Результаты, полученные в группе для детей с ЗПР (4-5 лет), сравнивались с результатами, полученными в общеобразовательной группе (4-5 лет).

3. Методическое обоснование и рекомендации по организации работы по формированию речевого дыхания у  дошкольников с ЗПР

Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

3.1. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с ЗПР:

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
  3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
  4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
  5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
  6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

3.2. Методическое обоснование коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей с ЗПР.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР обязательно включают в себя работу над дыханием.

Основанием для этой работы является положение о целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и координировании этого взаимодействия корой головного мозга. О значении дыхания и артикуляции часто говорят специалисты в области фониатрии.

В рамках теории деятельности в логопедической работе с детьми с ЗПР широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка  с ЗПР положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.  Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир  сказок, песен, игр, стихов.

Сказка - популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Особое внимание обращается на тесную связь сказки с игрой. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.

Стихи - короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются  и эмоционально воспринимаются детьми. Пояснения, относительно смысла упражнений, приемов их выполнения или правил игры лучше воспринимаются и запоминаются детьми, если предъявляются в форме стихотворений, коротких рифмовок. В самом стихотворении может содержаться какой-либо  сказочный сюжет, призывающий к игре.

Вспомогательным средством, необходимым для создания  позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка. Помощь в подборе музыкального репертуара для сопровождения дыхательных игр и упражнений может оказать музыкальный руководитель.

Пение - форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.

3.3. Виды коррекционно-логопедической работы по формированию речевого дыхания.

  1. Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
  2. Дыхательные и звукодыхательные игры, как фрагмент образовательной деятельности - 5 минут.
  3. Звукоречевые игры как фрагмент образовательной деятельности - 5 минут.
  4. Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент  прогулки - 5 минут.
  5. Голосовые упражнения и исполнение песен в процессе музыкальной деятельности.
  6. Дыхательные игры в процессе самостоятельной деятельности детей.

        При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  3. одежда не должна стеснять движений;
  4. не заниматься сразу после приема пищи;
  5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

3.4 Задачи коррекционной работы..

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с ЗПР предполагает решение следующих задач:

  1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  4. Развивать речевое дыхание.
  5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется в двух аспектах:

• участие в процессе коррекции разных специалистов: логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателя;

• использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (в том числе и в домашних условиях): в процессе образовательной деятельности, в  совместной деятельности взрослого (педагога, родителя) и ребенка, на прогулках.

Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды логопедических кабинетов, музыкального и спортивного залов, групповых комнат.

3.5. Этапы коррекционной работы по развитию речевого дыхания.

Этапы работы по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с ЗПР соответствуют решаемой задаче. Переход к следующему этапу регламентируется только результатами работы.

I этап

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания ребенка.

В процессе занятий дети получают знания о том, что:

-дышать надо носом;

-нельзя поднимать плечи при вдохе;

-в дыхании должен активно участвовать живот.

Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики - происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.

Упражнения этого этапа выполняются столько, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Сформированность грудобрюшного типа дыхания определяется  визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка). Необходимо следить, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Ребенок может также самостоятельно осуществлять зрительный контроль над правильностью  дыхания, выполняя упражнения перед зеркалом. На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры: «Покачай игрушку», «Бегемотик», «Качели», «Ныряльщики за жемчугом» и др. (см. Приложение 1).

 На этом же этапе проводится консультативно-просветительская работа с родителями (см.Приложение 2).

II этап

Цель: выработать у детей более глубокий вдох и более длительный выдох.

В процессе занятий дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать.

Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха.

Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль:

  1. наматывание нитки на клубок;
  2. поднесение тыльной стороны ладони ко рту;
  3. движение руками по графическим схемам: горки, дорожки, спирали.

Рекомендуемые игры и упражнения: надувание воздушного шарика, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка), « Футбол», «Листопад», «Снегопад», «Кораблик»  и др. (см. Приложение 1).

III этап

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.

На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем - согласные звуки. Сначала выдох делается на глухих проторных согласных: "Ф", "С", "Ш", "Х". Для упражнений берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Продолжительность выдоха регулируется самим ребенком.

Звуковые дыхательные игры могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки в детском саду и дома. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Рекомендуемые игры и упражнения: «Лесная азбука», «Комар», «Жуки», «Рычалка», «Мычалка» и др. (см. Приложение 1)

IV этап

Цель: развитие речевого дыхания.

Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. Дети сначала обучаются в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов, поговорки и скороговорки.

На первых занятиях используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.

Для упражнений берутся только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (ма-мо-му-мы-мэ; на-но-ну-ны-нэ). Затем дети "поют" двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др.), трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки), двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу).

Рекомендуемые звуковые речевые игры: «Изобрази животное» - сочетание речи с движением, «Эхо» и др.  (см. Приложение 1).

V этап

Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.

Логопед проговаривает фразу, типа: "Это яблоко большое и красное", поднимает руку вверх (вдох), опускает вниз (выдох). При акценте на одном из слов - рука движется в горизонтальной плоскости.

Используются схемы предложений, где слово - "вагончик", на котором сделан акцент, закрывается фишкой.

Как звукоречевая гимнастика используется произнесение на выдохе стихотворных строк в сочетании с движением, пение песен.

Успех ребенка на каждом этапе закрепляется постоянным надзором за дыханием, разъяснением и соответствующим внушением.

Рекомендуемые игры: "Поезд", "Полет на шарике",  «Мой веселый звонкий мяч» и др.  (см. Приложение 1).

Заключение

Речевое дыхание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в  коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием.

Целенаправленное формирование правильного речевого дыхания включает различные виды работы и типы деятельности.  Интерес детей поддерживается игровой формой их проведения, а так же использованием наглядного материала.

Задачи, поставленные в работе по формированию правильного речевого дыхания у детей с ЗПР, решаются поэтапно:

- улучшение функции внешнего (носового) дыхания.

- выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

- развитие фонационного (озвученного) выдоха.

- развитие речевого дыхания.

- тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста.

Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

В дальнейшем нами планируется осуществлять поиск новых методов, приёмов и средств оптимизации коррекционного процесса в работе с детьми с ЗПР.

Список литературы

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. – М., 2004.
  2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов н/Д., 2007.
  3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения //Логопед в детском саду, 2005, №2.
  4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.
  5. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – СПб, 2005.
  6. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М., 2007.
  7. Кучергина О.В. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. // Логопед, 2004, №5.
  8. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Ш. Шаховской. – М., 1999.
  9. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М., 2002.
  10. Никитина Е.Н. О правильном дыхании. // Логопед, 2007, №4.
  11. Печинина С.И. Играя, лечим. // Логопед, 2007, №4.

Приложение

Игры для развития

речевого дыхания

  1. Игра «Бегемотик» 

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
 Сели бегемотики, потрогали животики.

 То животик поднимается (вдох),

 То животик опускается (выдох).

  1. Игра «Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

  1. Игра «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

  1.  Игра «Дыхание»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после каждой строчки).

  1. Игра «Воздушный футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

 Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

  1. Игра «Листопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

  1. Игра «Снегопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

  1. Игра «Кораблик»

 Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

  1. Игра «Лети, перышко!» 

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера.

 Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

  1.  Игра «Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

  1.  Игра « Лесная азбука» 

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

  1.  Игра «Комар»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "комар".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

  1.  Игра «Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "жук".

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

  1.  Игра «Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

  1.  Игра «Варим кашу»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится.

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два,три,

Горшочек, не вари!

  1.  Игра «Мычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

  1.  Игра «Дирижер»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.

Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).

Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.

  1.  Игра «Изобрази животное»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

 Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

  1.  Игра «Эхо»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.

Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

  1.  Игра «Поезд»

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.
Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др.

Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это яблоко" и выставляет два вагончика.

Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик".

Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко".

На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик".

Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.

  1.  Игра «Полет на шарике»

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.

Оборудование: разноцветные мячи.

Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

Все дети во сне летают.

(Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).

К звездам полететь мечтают.

Мы подрастаем, пока летаем.

(Дети двигаются по кругу с мячами в руках).

Мы подрастаем, пока мечтаем.

(Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя).

  1.  Игра «Веселые движения»

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

  1.  Игра «Загони мяч в ворота»

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

  1.  Игра «Задуй свечу»

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

  1.  Игра «Чей паровоз громче гудит»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).

Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

  1.  Игра «Погреем руки»

Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.

  1.  Игра «Конфетки»

Цель: формировать носовой вдох.

Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).

Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.

  1.  Игра «Отгадай по запаху»

Цель: формировать носовой вдох.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.

    29. Игра «Покачай игрушку»

Цель: формировать диафрагмальное дыхание.

Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Затем отрабатываются варианты сидя, потом стоя.

  1. Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Кто больше скажет без передышки»

Цель: формирование плавной слитной речи.

Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.

  1.  Игра «Ледоход»

Цель: формирование длительного направленного ротового выдоха.

На макет реки укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям показывается кораблик. Объясняется, что кораблик не может проплыть по реке из-за льдинок. Нужно подуть, чтобы разогнать льдинки.

Дует ветер по реке,

Льдинки разгоняет.

Мчит кораблик налегке

Трудностей не знает.

  1.  Игра «Трудный маршрут»

Цель: формирование направленного  ротового выдоха, закрепление последовательности числового ряда, цифр в пределах 10, основных цветов, букв в зависимости от варианта задания.

На столе расставлены флажки (разных цветов, с цифрами или буквами). Ребенок должен направить машинку (из бумаги) к флажку.

Наш помощник-грузовик

По дороге быстро мчит.

Помоги ему добраться,

Мимо цели не промчаться.

  1.  Игра «Цыплята»

Цель: формирование направленного ротового выдоха.

1 вариант. На столе расположена фигурка (игрушка, картинка) курицы. У каждого ребенка небольшой бумажный цыпленок. Задание: помогите цыплятам попасть к маме.

2 вариант. На столе выставлены фигурки – курица, утка… Задание: помогите цыпленку найти свою маму.

В нашем дворике, ребята,

Гомон с самого утра.

У мамы-курицы цыплята

Разбежались кто куда.

Помогите квочке

Собрать «желтые комочки».

  1.  Игра «Звуковые клубочки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.

  1. Игра «Колобок»

Цель: формировать сильную направленную воздушную струю.

В невысокой коробочке делается макет леса с дорожкой и животными (волк, заяц, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

Колобок-колобок,

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

  1. Игра «Горох»

Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.

На дно неглубокой тарелки приклеивается картинка, сверху насыпается горох. Ребенок должен раздуть горох с середины, чтобы увидеть картинку.

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я

И скажу, что там, друзья.

  1. Игра «Бабочка»

Цель: формировать сильную воздушную струю.

На стол выставляется цветочная полянка. Ребенок должен сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

Бабочка-красавица

На ладошку села.

Вместе с легким ветерком

На полянку полетела.

  1. Игра «Мишка»

Цель: формировать направленный ротовой выдох.

Мишка очень шишки любит,

Угощу его я ей.

Благодарен он мне будет,

Сразу станет подобрей.

Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.

  1. Игра «Хорошая погода»

Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.

На столе приклеено солнце, его закрывают тучи из ваты или пенопласта. Дети раздувают, разгоняют тучи.

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите, тучи, прочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе дл...

Патриотическое воспитание дошкольников 6-7 лет с ОВЗ ( задержкой психического развития) в процессе проектной деятельности

В статье представлен опыт работы  по патриотическому воспитанию дошкольников с ОВЗ в процессе проектного метода в соответствии с ФГОС.   Особенностью проектной деятельности в коррекцион...

Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»...