Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

 Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нарушения интеллекта носят легкий характер, однако затрагивают все процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Восприятие фрагментарно, замедленно, неточно, трудности в формировании целостных образов окружающего мира.  Внимание неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Память характеризуется мозаичностью запоминания, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; затрудняются упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы. Наиболее часто у детей задержка психического развития сочетается с задержкой речевого развития.

Актуальность представленной методики состоит в том, что трудности формирования обобщающих понятий у детей с ЗПР связано с низким уровнем познавательной активности и речевым недоразвитием, так как обобщение знаний детей о предметах и явлениях осуществляется в процессе познавательной деятельности и закрепляется в употреблении детьми слов, обозначающих обобщающие понятия. Формирование обобщающих понятий в речи детей с задержкой психического развития проходит замедленно и нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослого с применением специальных приёмов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце)...

Презентация «Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Задержка психического развития –наиболее яркий вариант задержанного развития (по классификации дизонтогенеза) характеризующийся снижением темпа психического развития...

Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития

Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нару...

Формирование конструктивных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития

Проблема коррекции недостатков умственного развития особенно остро встает при обучении и воспитании детей с задержкой психического развития в дошкольном детстве, когда наиболее интенсивно идет развити...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), направленного на диагностику уровня развития словесно-логи...