Методические рекомендации «Особенности развития общения со взрослыми у детей семи лет с задержкой психического развития».
учебно-методический материал
Для детей с задержкой психического развития общение со взрослым является одним из важнейших факторов, необходимых для достижения соответствующего возрасту уровня развития. Общение для детей с ЗПР еще один способ получить необходимые эмоции, накопить эмоциональные образы, что является в старшем дошкольном возрасте важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся отклонений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации «Особенности развития общения со взрослыми у детей семи лет с задержкой психического развития».
Нередко дети с ЗПР стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить Л. И. Переслени - быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы.
- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
- непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения .
Экспериментальные данные Е.С. Слепович свидетельствуют о том, что у детей с задержкой психического развития в разных сферах их деятельности преобладает деловое общение со взрослыми . В игре некоторую роль играют личностные контакты, а обращений ко взрослым, связанных с познанием окружающего мира, крайне мало. Эти данные совпадают с характеристикой поведения обсуждаемых детей во время психолого-педагогического обследования, проведенного Е.С. Большаковой [2].
Автор подчеркивает, что дети осторожны в проявлении своих интересов, в общении со взрослыми отсутствует живость, они пассивны в игре. Даже при незначительных неудачах в работе дети отказываются от ее продолжения, замыкаются, настораживаются [2].
Все существующие барьеры психологи пытаются сгруппировать. Внешние ограничения общения могут быть разными по своей природе. Наиболее важными в аспекте рассмотрения конфликтов являются барьеры лингвистические, социокультурные, барьеры отношения и эмоциональные. Эти же барьеры возникают и при общении с детьми, имеющими задержку психического развития.
Среди лингвистических барьеров, возникающих по ряду причин, можно выделить следующие.
Языковой барьер появляется, когда школьник с ЗПР говорит на другом языке или диалекте. Нечётко и неточно произносимые слова, ошибочные конструкции компенсируются иногда очевидным стремлением другой стороны понять, услышать .
Появляется искажённый грамматический строй речи, ребёнок с ЗПР нарушает грамматические конструкции. И получается текст типа «твоя моя ни понимай». Зачастую такие искажения вызывают смех, насмешки, хотя толерантность подсказала бы более внимательное отношение к другому. Это помогает, стимулирует к продолжению общения.
Фонетический барьер возникает из-за плохой дикции, когда ребёнок с ЗПР имеет существенные дефекты речи, используют большое количество звуков - паразитов. Этот барьер может иметь место, если ребёнок заикается, говорит с сильным акцентом, скороговоркой, быстро и невыразительно или, наоборот, медленно и монотонно .
Семантический барьер связан с различиями «смысловых полей» или систем значений в высказываниях участников общения, например жаргоны и слэнги [4].
Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего стилю речи партнёра. Необходимо следить, чтобы наша речь не воспринималась ребёнком с ЗПР как слишком сложная, высокопарная, недоступная и т.д [3].
Логический барьер появляется в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложна для восприятия, либо кажется неверной, противоречит привычной манере доказательства [3].
Непонимание обеими сторонами традиций, норм поведения, привычек может стать социокультурным барьером общения с ребёнком с ЗПР.
Барьеры отношения - это прежде всего психологическая защита от чужеродного воздействия, т.е. у ребёнка есть фильтр, не пропускающий воздействия «внутрь» и сохраняющий уже сложившуюся систему внутренних взаимосвязей. Что же происходит, если эти барьеры сняты? В таком случае ребёнок доверяет собеседнику, значит, воздействие состоится, а во внутреннем мире будут происходить нежелательные изменения. Барьеры отношения связаны часто с возникновением чувства недоверия, антипатии, неприязни к говорящему, что распространяется и на саму информацию .
Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция, возникшая в результате неуспешного действия .
Чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду и т.д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Здесь и необходимо поговорить об эмпатии. Под эмпатией подразумевают способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей. Умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности. В то же время неумение осмыслить эмоции может привести к возникновению «эффекта толпы», когда группа, заражённая, например, общей эмоцией гнева, совершает насильственный акт [7].
Далее, что немаловажно, необходимо развивать у ребёнка способности воспринимать и учитывать в своём поведении состояние, желания и интересы других людей. Посредством специально организованных групповых занятий в условиях детской общности ребёнок развивает способность к сопереживанию и осмыслению эмоций другого. Но прежде надо понять причину и механизм возникновения эмоций. Так, например, ребёнок, проигрывая сцены, будет оценивать ситуацию, самостоятельно искать и осмысливать более эффективные способы решения проблемы, отраженной в литературном этюде, учиться овладевать эмоциями и соотносить свои действия с чувствами окружающих, быть ответственным за принятое решение .
Предъявляемая программа, автором которой является Новикова Наталья Владимировна, включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. программа рассчитана на младших школьников, имеющих задержку психического развития.
Предъявляемая программа, автором которой является Новикова Наталья Владимировна, включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. программа рассчитана на младших школьников, имеющих задержку психического развития .
У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании картинки разрезанной на 3 – 4 части дети часто не могут осуществить полноценный анализ изображения, установить симметричность, соединить её в единое целое. Увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения [5].
Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания [3].
Родителям не обходимо обратить внимания на ниже представленные рекомендации, потому что работа с ребенком должна проводится не только совместно с педагогом .
Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.
Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала .
Занятия должны носить занимательный характер.
При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
Занятия должны быть регулярными и закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого .
Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение .
Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития....
Статья на тему: «Особенности развития общения со взрослыми у детей с задержкой психического развития»
1.Введение.Человек общается на протяжении всей жизни. Благодаря общению маленький человек познает мир, развивает, выстраивает свой жизненный путь. Общение позволяет ему набираться опыта, получать инфо...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
Методические рекомендации по организации развивающей предметно – пространственной среды для дошкольников с ОВЗ (задержка психического развития) по нравственно-патриотическому воспитанию согласно календарно-тематического планирования
Лексическая темаПримерные темы ООДНаличие материала...
«Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»
laquo;Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дикие животные» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дикие животные» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития....
Игровые технологии в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного ...