План комплексно-тематического планирования по одной из базовых тем.Тема:"Пришла зима".
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Журавлева Наталья Николаевна

Разработала развёрнутый календарный план на неделю в старшей группе по изучению темы "Пришла зима". Составила технологическую карту организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_dlya_vospitateley.docx54.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

План

комплексно-тематического планирования

по одной из базовых тем

                                         Выполнила: Журавлева Н.Н.

                                                     воспитатель  МДОУ  «Ельниковский                                                                                                                                                                                                                              

                                                     детский сад «Теремок» комбинированного вида»

                                                     Ельниковского муниципального района

Саранск 2014

РАЗВЁРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН НА НЕДЕЛЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «ПРИШЛА ЗИМА»

Понедельник «1» декабря 2014

Тема недели «Пришла зима»

Режимные моменты

Содержание работы

ОО,

Виды деятельности

Форма работы

УТРО

1.Приём и осмотр детей.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная

Беседа.

2.Утренняя гимнастика

Цель: приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

3.Подвижная игра «Снежинки и ветер».

Цель: повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя.

«Здоровье»

двигательная

Игра с правилами.

4.Труд в уголке природы:

полив комнатных растений, опрыскивание листьев.

Цель: воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, инициативность.

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Поручение.

НОД

1.Природа. «Зимующие птицы нашего края».

Цель: Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц,

приспособление их к среде обитания. Учить находить признаки сходства и различия.

Познавательное развитие,

познавательно-исследовательская,

продуктивная;

художественно- эстетическое развитие,

чтение художественной литературы,

музыкально-художественная;

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная

«Здоровье»,

двигательная

Экспериментирование,

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, решение проблемных ситуаций.

Чтение.

Слушание.

Речевая ситуация, игры с правилами, беседа, отгадывание загадок, ситуативный разговор, сюжетная игра.

Игровое упражнение.

2.Конструирование

из бросового материала «Кормушка для птиц».

Цель: учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная;

познавательное развитие,

продуктивная;

физическое развитие,

 двигательная;

социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная,

трудовая

Речевая ситуация, беседа.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Игровое упражнение.

Беседа.

Совместные действия,  поручение.

3.Физкультура (по плану руководителя).

Прогулка

1.Наблюдение за погодой.

Цели: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе, развивать наблюдательность.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная;

познавательное развитие,

познавательно исследовательская

Беседа, отгадывание загадок.

Наблюдение.

2.Трудовая деятельность.

Расчистка снега с дорожек, скамеек.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать в коллективе.

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Совместные действия, поручение.

3. Индивидуальная работа с Данилом Д., Айратом Ш.,    Надей С.. - «Белые снежинки».

Цель: учить плавно двигаться.

Физическое развитие,

двигательная

Игровое упражнение.

4.Подвижная игра«Два Мороза».

Цель: прививать умение выполнять характерные движения согласно текста.

Физическое развитие,

двигательная;

речевое развитие,

коммуникативная

Подвижная игра с правилами.

Игра с правилами.

Вечер

1.Бодрящая гимнастика после сна.

Цель: приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

2.Индивидуальная работа с Никитой С., Никитой К., Артёмом Г. – «Какая сегодня погода» .

Цель: учить описывать погоду.

Речевое развитие,

коммуникативная

Беседа.

3. Игры по инициативе детей.

Цель: воспитывать доброе отношение друг к другу.

Физическое развитие,

двигательная;

 Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная

Игровая.

Речевая ситуация, сюжетные игры.

ВТОРНИК «2» декабря 2014

Утро

1.Приём и осмотр детей.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная

Беседа.

2.Утренняя гимнастика.

Цель: приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

3.Игра на развитие мелкой моторики рук «Снежок».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Физическое развитие,

двигательная

Игровое упражнение.

4.Рассматривание картины «Зимний лес».

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Речевое развитие,

коммуникативная

Беседа, речевая ситуация.

5.Дикактическая игра «Помоги лесным друзьям».

Цель: совершенствовать знания о жизни лесных животных, развивать мышление умение делать умозаключение.

Познавательное развитие,

коммуникативная

Игра с правилами.

6.Труд: закрепить умение раскладывать ложки, ставить салфетницы, бокалы.

Цель: учить сервировать стол.

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Дежурство.

НОД

1.Развитие речи.

«Кто поляны белит белым?».

Цель: Вовлекать детей в диалог, побуждать рассуждать, фантазировать, высказываться на темы из личного опыта. Активизировать в речи детей прилагательные глаголы.

2.Художественное творчество.

Аппликация.

Тема: «Заснеженный дом».

Цель: Учить детей раскрывать особенности образа, творчески применяя разные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная). Разнообразить способы изображения жилища. Расширять спектр технических приёмов обрывное аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать её изобразительно-выразительные возможности.

Речевое развитие,

коммуникативная;

физическое развитие,

двигательная;

художественно-эстетическое развитие,

чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие,

продуктивная;

речевое развитие,

коммуникативная;

физическое развитие,

двигательная

Беседа, речевая ситуация, игра с правилами,

ситуативный разговор.

Игровое упражнение.

Обсуждение.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Беседа.

Игровое упражнение.

3.Музыка (по плану руководителя).

Прогулка

1.Наблюдение за следами животных на снегу.

Цель: учить определять следы,

Составлять короткие рассказы о животных.

Познавательное развитие,

коммуникативная

Наблюдение, беседа.

2.Труд в природе: собрать снег в кучу и свезти к месту построек.

Цель: активизировать деятельность детей.

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Поручение, беседа.

3.Подвижная игра «Зимние салки», «Сяканят» (морд.).

Цель: развивать двигательную активность, ловкость.

физическое развитие,

двигательная

Подвижные игры с правилами.

4.Индивидуальная работа с

Денисом Р., Вадимом Е.,

Яной К. по физической культуре.

Цель: упражнять в ходьбе на лыжах, учить отталкиваться палками.

физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

Вечер

1.Бодрящая гимнастика после сна. Дыхательные упражнения.

Физическое развитие,

двигательная

Оздоровительные мероприятия.

2.Сюжетно-ролевая игра «Моя спортивная семья».

Цель: выявить традиции сохранения здоровья в семье, прививать любовь к спорту.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная

Сюжетные игры.

3.Разучивание пальчиковой гимнастики»Апельсин».

Цель: развивать речь, моторику рук.

Речевое развитие,

коммуникативная

Игра с правилами, разучивание.

4.Занятие в уголке физического воспитания с использованием спортивного оборудования: скакалки, кольцеброс, боксёрский набор.

Цель: упражнять в прыжках через скакалку, развивать глазомер, силу.

Физическое развитие,

 двигательная

Игровые упражнения.

Среда 3 декабря 2014

Утро

1.Приём и осмотр детей.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная

Беседа.

2.Утренняя гимнастика.

Цель: приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

3.Проблемная ситуация: «Безопасное поведение детей дома».

Цель: учить рассуждать, закрепить правила безопасности.

Речевое развитие,

коммуникативная

Речевая ситуация, ситуативный разговор.

4.Дежурство по графику в уголке природы, по столовой.

Цель: воспитывать дисциплинированность, желание трудиться.

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Дежурство.

5.Заучивание стихотворения

И. Сурикова «Зима».

Цель: развивать память детей,

видеть красоту природы через произведения.

Художественно-эстетическое развитие,

чтение художественной литературы

Разучивание.

6.Настольно-печатная игра «Времена года».

Цель: закреплять знания детей о временах года, учить соблюдать правила игры.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная

Игра с правилами.

НОД

1.Математическое развитие.

Тема: «Счёт в пределах 6».

Цель: показать детям как образуется количественная группа, называемая числительным шесть. Учить детей при пересчёте предметов согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным. Учить различать процесс и итог счёта. Тренировать детей в устном счёте до шести.

Познавательное развитие,

познавательно-исследовательская;

речевое развитие,

коммуникативная;

физическое развитие,

двигательная

Решение проблемных ситуаций.

Беседа.

Игровые упражнения.

2.Художественное творчество.

Рисование.

Тема: «Морозные узоры на окне».

Цель: Учить наиболее полно отражать свой замысел в рисунке, доводить начатое дело до конца. Развивать воображение и творчество,  умение и навыки смешивать краски.      

3.Познание окружающего мира. Тема: «Календарь».

Цель: Учить детей ориентироваться в непосредственно прошедшем и ближайшем будущем времени, знать свой день рождения; формировать представление детей о круглом годе; названиях месяцев, знакомить с разными видами календарей.

Художественно-эстетическое развитие,

продуктивная;

речевое развитие,

коммуникативная;

физическое развитие,

двигательная;

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Познавательное развитие,

познавательно-исследовательская;

речевое развитие,

коммуникативная;

художественно-эстетическое развитие,

музыкально-художественная;

физическое развитие,

двигательная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Беседа, отгадывание загадок.

Игровое упражнение.

Дежурство.

Решение проблемных ситуаций.

Беседа, отгадывание загадок.

Слушание.

Игровое упражнение.

Прогулка

1.Наблюдение за движением солнца.

Цель: отметить влияние солнца на продолжительность дня.

Познавательное развитие,

познавательно-исследовательская;

речевое развитие,

коммуникативная

Наблюдение.

Беседа.

2.Трудовая деятельность: постройки из снега на участке.

Цель: учить помогать воспитателю в постройке из снега, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Совместные действия.

3.Индивидуальная работа с

Андреем М., Никитой С., Мишей К..

Цель: упражнять в метании снежков, развивать глазомер.

Физическое развитие,

двигательная

Игровое упражнение.

4.Подвижная игра «Снежинка, сосулька, сугроб».

Цель: познакомить с новой игрой, развивать двигательную активность, ловкость.

Физическое развитие,

двигательная

Подвижная игра.

Вечер

1.Бодрящая гимнастика после сна.

Цель: приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

2.Игры на музыкальных инструментах. Рассматривание иллюстраций композиторов.

Цель: воспитание интереса к искусству, к музыке.

Художественно-эстетическое развитие, музыкально-художествен-

ная

Музыкально-дидактические игры.

Беседа.

3.Игра-драматизация «Зимовье зверей».

Цель: учить использовать средства выразительности, развивать самостоятельность детей в организации.

Речевое развитие,

коммуникативная

Игра-драматизация.

4.Индивидуальная работа с

Алёшей Б., Юлей П., Сашей Х..:

Закрепить названия времён года, зимних месяцев, дней недели.

Речевое развитие,

коммуникативная

Ситуативный разговор.

5.Предложить детям краски, пластилин для самостоятельной деятельности детей.

Цель: развивать творчество, моторику рук.

Художественно-эстетическое развитие,

продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Четверг декабря 2014

Утро

1.Приём и осмотр детей.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная

Беседа.

2.Утренняя гимнастика.

Цель: приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

3.Дидактическая игра «Найди перелётных и зимующих птиц».

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде. Учить находить их на картинках.

Познавательное развитие,

познавательно-исследовательская

Игра с правилами.

4.Индивидуальная работа с

Никитой К., Айратом Ш..

Цель: Отработать шипящие звуки. Разучивание стихотворений с шипящими звуками.

Речевое развитие,

коммуникативная

Игровые упражнения, разучивание.

5.Чтение стиха А. Яшин «Покормите птиц»

Цель: С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям. Воспитывать любовь к птицам.

Художественно-эстетическое развитие,

Чтение художественной литературы

Чтение, обсуждение.

НОД

1.Художественное творчество. Лепка.

Тема: «Снегири и яблочки».

Цель: Показать возможность лепки птиц из ваты в сравнении с техникой папье-маше. Расширить представление детей о способах создания пластичных образов. Развивать восприятие объёмных форм в трёхмерном пространстве (пространственное мышление).

Художественно-эстетическое развитие,

продуктивная;

речевое развитие,

коммуникативная;

физическое развитие,

двигательная;

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Беседа, отгадывание загадок.

Игровое упражнение.

Дежурство.

2. Музыка (по плану руководителя).

Прогулка

1.Наблюдение за птичьими следами на снегу.

Цель: расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит.

Познавательное развитие,

коммуникативная

Наблюдение, беседа.

2.Труд. Расчистить дорожки от снега.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать в коллективе.

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Поручение, совместные действия.

3.Индивидуальная работа с

Викой Т., Никитой С..

Цель: упражнять в ходьбе на лыжах.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

4.Подвижные игры «Весёлый снеговик», «Метелица».

Цель: развивать двигательную активность, ловкость.

Физическое развитие,

двигательная

Подвижные игры.

Вечер

1.Бодрящая гимнастика после сна.

Цель: приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

2.Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц».

Художественно-эстетическое развитие,

чтение художественной литературы

Чтение, обсуждение.

3.Индивидуальная работа со

Стасом К., Игорем Т. : повторить стих «Зима».

Цель: развивать дикцию, выразительность речи.

Речевое развитие, чтение художественной литературы

Разучивание.

4.Исследовательская деятельность. Опыты со снегом.

Цель: закрепить свойства воды, учить делать выводы.

Познавательное развитие,

познавательно-исследовательская

Экспериментирование.

Пятница 5 декабря 2014

Утро

1.Приём и осмотр детей.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная

Беседа.

2.Утренняя гимнастика.

Цель: приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

3.Загадки о зимних явлениях природы.

Цель: учить отгадывать загадки, развивать мышление.

Познавательное развитие,

коммуникативная

Отгадывание загадок.

4.Беседа «Я иду через дорогу».

Цель: закрепить навыки поведения на дороге в зимний период во время гололедицы.

Познавательное развитие,

коммуникативная

Беседа.

5.Труд в уголке природы: полить комнатные растения, лук и укроп в «зимнем огороде».

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Совместные действия,

поручения.

НОД

1.Художественная литература.

Тема: Словацкая сказка в пересказе С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Цель: Учить детей вспоминать содержание литературного произведения и размышлять о нём. Обогащать нравственное представление детей о человеческих качествах и отношениях.

Художественно-эстетическое развитие,

чтение художественной литературы

Чтение, обсуждение.

2.Физкультура на свежем воздухе (по плану руководителя).

Прогулка

1.Наблюдение за прохожими, их походкой в гололёд.

Цель: развивать наблюдательность.

Познавательное развитие,

коммуникативная

Наблюдение, беседа.

2.Труд: посыпать дорожки песком.

Цель: воспитывать чуткое отношение к людям, трудолюбие.

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Поручения.

3.Индивидуальная работа с

Жасмин З., Данилом Д., Артёмом Г..

Цель: упражнять в прыжках со снежных валов.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

4.Подвижная игра «Мороз-красный нос».

Цель: учить чётко говорить текст в игре, развивать двигательную активность соблюдать правила игры.

Физическое развитие,

двигательная

Подвижная игра.

5.Самостоятельная деятельность детей. Игры детей со снегом, выносными игрушками.

Цель: воспитывать самостоятельность, дружелюбие.

Социально-коммуникативное развитие,

коммуникативная,

двигательная

Самостоятельная деятельность детей.

Вечер

1.Бодрящая гимнастика после сна.

Цель: приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое развитие,

двигательная

Игровые упражнения.

2.Индивидуальная работа с

Викой Т., Сашей Х. : повторить название зимних месяцев, дней недели, частей суток.

Речевое развитие,

коммуникативная

Ситуативный разговор.

3.Работа в книжном уголке. Выставка книг на зимнюю тематику.

Цель: познакомить с новыми книгами, активизировать словарь детей, прививать любовь к книгам.

Речевое развитие,

коммуникативная

Рассматривание книг.

4.Хозяйственно-бытовой труд по подгруппам. Мытьё комнатных растений, детской мебели, игрушек.

Цель: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.

Социально-коммуникативное развитие,

трудовая

Совместные действия.

5.Самостоятельная деятельность детей. Настольно-печатные игры по желанию.

Цель: развитие мышления, памяти, внимания, самостоятельности, усидчивости.

Социально-коммуникативное,

познавательное

развитие

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями.

Понедельник.

Домашнее задание «Умелые руки не знают скуки» (изготовление кормушек для птиц).

Цель: изготовить кормушки для птиц, развесить их на участке детского сада.

Вторник.

Консультация для родителей «Зимние игры и развлечения».

Цель: Познакомить родителей с многообразием зимних игр. Обозначить роль игр для физического развития ребёнка.

Среда.

Анкетирование родителей: «Какое место занимают зимние виды спорта в вашей семье».

Цель: выяснить какие семьи отдают предпочтение зимним видам спорта.

Четверг.

«Снежные граффити» (изготовление снежных построек, украшение их). Привлечение родителей.

Цель: воспитывать целеустремлённость и организованность.

Пятница.

Выставка рисунков (совместная работа родитель - ребёнок) на тему «Зимушка-зима».

Цель: способствовать развитию совместной художественно-эстетической деятельности.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Самостоятельная деятельность родителей.

Консультация.

Анкетирование.

Совместные действия.

Совместные действия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по природе на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зимующие птицы нашего края»

Задачи:

Образовательные:

Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.

Учить находить признаки сходства и различия.

Развивающие:

Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике «Оригами»).

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Оборудование:

Картинки и фотографии зимующих птиц; записи голосов птиц на CD-диске; кормушки; корма для птиц; бумага на каждого ребёнка; ножницы; фломастеры.

Предварительная работа:

Разучивание стихов о птицах.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Содержание непосредственно образовательной деятельности :

 1.Организационная часть.

Доброе утро! – птицы запели –

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

 Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Включить запись пения птиц. Попросить детей закрыть глаза.

Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас?

Выслушиваются мнения детей.

-  А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц?

 

2.Основная часть.

Актуализация знаний детей.

 Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?

Я предлагаю вам поиграть. Игра на внимание «Прилетели птицы».

Воспитатель читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши. Сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее их количеству.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи, воробьи,
Комары и снегири,

Дятлы и лягушки,

Совы и ватрушки.

Поисково – исследовательская деятельность.

 Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных?

Выслушиваются ответы детей. 

 На столе у вас лежат перья.  Скажите, для чего нужны перья птице?

Ответы детей.

Верно. Перья птице необходимы для полёта, а ещё они обогревают её тело. Но всё-таки, некоторые птицы не выдерживают низких температур, и улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?

Ответ детей (перелётными).

  Ребята, давайте рассмотрим как устроены перья у птиц.

У пера есть проходящий в середине упругий стержень и плоское опахало.

А что можно ещё сказать о стержне?

Ответы детей: плотный, пустой.

  Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так падает?

Ответы детей. Оно падает медленно, плавно кружась. Перо лёгкое и эластичное. Это помогает птицам в полёте.

Новый материал.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

 Давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы ребята.

Но сначала отгадаем загадку.

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (воробей)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение):

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

В: Как чирикает воробей? (чик-чирик)

Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску. Включается запись голоса.

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зёрнышками овса, только воробьи клюют пшено.

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж… (снегири).

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение):

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

В: Послушайте, как снегирь поет (запись голоса).

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Любит полакомиться ягодами рябины, облепихи, барбариса, семечками арбуза и тыквы.    

Верещунья, белобока,

А зовут её… (сорока).

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение):

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой сорока.

Картинка с изображением сороки помещается на выставку - доску.

В: Послушайте, как трещит сорока  (включается запись голоса).

Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и сидит разглядывает. Потом схватит, в гнездо своё утащит. Сорока всеядна.

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. ( синица)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение):

Пусть снег вокруг искриться

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Картинка с изображением синицы помещается на выставку - доску.

В:  Послушайте, как поёт синица.(запись голоса)

 Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян, любят сырое несолёное сало и мясо.

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор.(дятел)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение):

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку - доску.

В: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живёт в дупле.

Послушайте, как стучит дятел (включается запись).

Окраской – сероватая,

Повадка – вороватая,

Крикунья  хрипловатая.

Известная персона.

Кто это?  ( ворона)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение):

Особа всем известная,

Она -  крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

А это ведь ворона.

В: Послушайте, как ворона каркает (включается запись).

Ворона – важная, горластая. Вороны имеют полностью чёрную окраску, но встречаются и чёрные с серой окраской. Летают обычно стаями. В стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Проводится физкультминутка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо-влево,

Удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

Полечу-ка я домой».

Полетела, полетела,

В гнёздышко своё присела.

В: Молодцы ребята!  Красивая получилась у нас выставка!

 Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

Сейчас поиграем в игру «Какой птички не стало?»

(На доске несколько картинок с изображениями зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)  

Ребята, подумайте может каких-нибудь птиц не назвали? (тетерев, галка, голубь).

Голубь часто мы видим эту доверчивую птицу. Они любят крупу и хлеб. Как голубь воркует? (гру-гру).

Голубя считают символом мира.

Конструирование из бумаги в технике «Оригами».

Я предлагаю вам смастерить голубя из бумаги.

 

Соединим их вместе. Посмотрите, какая красивая получилась стайка.

3. Заключительная часть.

В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

 Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

В:Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашей площадке мы повесим кормушки и будем насыпать в них корм. Может быть, за зиму мы спасём ни одну птицу.

В: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Но помните, что каждая птица предпочитает свой корм.

Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитают птицы). 

В: Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

 Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать.

Приучите этих птиц

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА

ОРГАНИЗАЦИИ  СОВМЕСТНОЙ  НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С  ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Тема: «Зимующие птицы нашего края»

Программное содержание:

Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.

Учить находить признаки сходства и различия.

Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике «Оригами»).

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

                    Деятельность  педагога

                      Деятельность детей

1.Приветствую детей.

2.Создаю эмоциональный настрой. Прошу детей закрыть глаза.

3.Включаю аудио запись пение птиц.

4.Задаю вопрос «Ребята, что вы представили сейчас, слушая пение птиц?».

5.Задаю вопрос «Как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное пение? Почему?».

6.Организую игру на внимание «Прилетели птицы».

а) знакомлю с правилами игры, прошу хлопать в ладоши, если называю не птицу;

б) читаю стихотворение;

в) прошу сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее их количеству.

7.Поисково-исседовательская деятельность.

а) задаю вопрос «Ребята, какие особенности отличают птиц от других животных?»;

б) прошу рассмотреть перья птиц, лежащие на столе, приподнять их вверх и отпустить;

в) задаю вопрос «Скажите, какие они?»;

г) задаю вопрос «Для чего нужны перья птице?»;

д) помогаю делать вывод.

е) задаю вопрос «Как одним словом называют птиц, которые улетают в тёплые края? Которые остаются с нами зимовать?».

8.Предлагаю отправиться на птичью выставку.

9.Загадываю загадки (поочерёдно о зимующих птицах).

10.Прошу прочитать стихи о зимующих птицах (поочерёдно).

11.После каждого стихотворения включаю аудио запись голоса птицы.

12.Рассказываю о зимующих птицах: их внешнем виде, среде обитания, питании.

13.Провожу физкультминутку.

14.Предлагаю дидактическую игру «Какой птички не стало».

а) объясняю правила игры;

б) прошу закрыть глаза и незаметно убираю одну из картинок с изображением птицы.

в) задаю вопрос «Какой птички не стало?»

15.Задаю вопрос «Ребята, подумайте, может каких-нибудь зимующих птиц не назвали?»

16.Рассказываю о голубе.

17.Предлагаю смастерить голубя из бумаги. (Конструирование из бумаги в технике «Оригами»)

18.Прошу поднять сделанных голубей над головой.

19.Прошу посмотреть вверх на голубей и задаю вопрос «Что получилось».

20.Делаю вывод: «Зима – трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная».

21.Задаю проблемный вопрос: «Ребята, а как мы можем помочь выжить птицам зимой?»

22.Обобщаю их высказывания.

23.Прошу одного ребёнка прочитать заранее подготовленный стих «Покормите птиц зимой» А. Яшина.

24.Создаю игровую ситуацию. Ставлю две кормушки. Говорю, на одну прилетели снегири, а на другую воробьи. Ставлю разные виды кормов.

25.Задаю вопрос «Чем кормить снегирей, а чем воробьёв?» и прошу разложить нужные корма по двум кормушкам.

26.Подвожу итог занятий. Спрашиваю, что понравилось детям больше на занятии? Что интересного узнали?

Слушают воспитателя, отвечают на приветствие.

Закрывают глаза.

Слушают аудио запись с закрытыми глазами.

Эмоционально реагируют.

Высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Слушают.

Внимательно слушают, хлопают в ладоши.

Считают птиц, называют число и показывают его.

Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение.

Рассматривают перья, поднимают вверх и отпускают.

Отвечают на вопрос, используя прилагательные, высказывают соё мнение.

Размышляют, анализируют и делают вывод.

Отвечают.

Размышляют.

Отгадывают загадки.

Читают наизусть предварительно выученные стихи.

Слушают, восхищаются.

Слушают, задают вопросы.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Слушают.

Закрывают глаза.

Внимательно рассматривают картинки, отвечают.

Задумываются, дают ответы.

Слушают.

Конструируют, задают вопросы, помогают друг другу.

Поднимают.

Размышляют. Отвечают - стайка голубей.

Слушают.

Высказывают своё мнение.

Ребёнок читает стих. Другие дети внимательно слушают.

Рассматривают кормушки, корма.

Отвечают на вопрос.

По желанию подходят к кормушкам и сыплют в них тот корм, который предпочитает птица.

Высказывают свои мысли. Делают выводы и обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План комплексно-тематического планирования по одной из базовых тем. Занятие РЫБЫ

Комплексно-тематическое планирование на тему Морские жители...

План Комплексно-тематического планирования по теме «Мой папа»

ПланКомплексно-тематического планированияпо теме «Мой папа»   Понедельник «16» февраля 2015Тема недели «Мой папа»Режимные моментыСодержание работыОО,Виды деятельностиФорма организации р...

План комплексно-тематического планирования по теме: «Мои любимые игрушки» во второй младшей группе

Представлена примерная структура написания плана в соответствии с ФГОС. В планировании указана совместная деятельность с детьми, согласно режимным моментам, учтены индивидуальные, возрастные   ос...

План Комплексно-тематического планирования в подготовительной группе д/сада по теме «Насекомые»

ПланКомплексно-тематическогопланирования  в подготовительной группе д/садапо теме«Насекомые»  Понедельник 14 апреля 2014г.Тема недели: НасекомыеРежимные моментыСодержание работыО.О.Виды...

ПЛАН Комплексно-тематического планирования по одной из базовых тем «Зима»

ПЛАНКомплексно-тематического планирования по одной из базовых тем«Зима»...

ПЛАН Комплексно-тематического планирования по одной из базовых тем «Зима»

ПЛАНКомплексно-тематического планирования по одной из базовых тем«Зима»...