Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении
материал на тему
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении
Одним из основных механизмов в работе с детьми является оптимально выстроенное взаимодействие разных специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей.
Одной из форм, такого взаимодействия специалистов, является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк),
1. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения осуществляется в соответствии с
· законом РФ «Об образовании»,
· Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее Консилиум) (ПМПк) образовательного учреждения»
· Договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника,
· Договором между ПМПк и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).
· Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
2. Задачи:
Основными задачами ПМПк являются
· выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;
· профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
· выявление резервных возможностей развития;
· определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
· подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
3. Состав ПМПк
В состав консилиума по приказу заведующего дошкольного учреждения из числа сотрудников учреждения вводятся:
· заместитель заведующего образовательного учреждения по ВМР (председатель консилиума),
· учителя-логопеды,
· педагог-психолог,
· воспитатели, имеющие опыт коррекционной работы,
· социальный педагог, медицинская сестра (по запросу)
4. Основные области деятельности специалистов ПМПк
Председателем ПМПк является заместитель заведующего ДОУ по ВМР.
Председать ПМПк занимается руководством деятельностью консилиума,
организует подготовку и проведение заседаний ПМПк, ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка, ведением текущей документации, координирует деятельность и взаимодействие специалистов, осуществляет контроль организации работы и ее эффективности.
В обязанности педагога - психолога
входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи воспитателям в осуществлении образовательного процесса, направленной на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков развития у ребенка; разработка индивидуального маршрута развития ребенка.
В обязанности учителя – логопеда и учителя – дефектолога входит: мониторинг речевого и психического развития воспитанников и определение направления коррекционной работы, разработка рекомендаций специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком, плановая коррекционная работа с целью создания ситуации успеха в усвоении воспитанниками программного материала, консультативная и просветительская работа в пределах своей компетенции.
В обязанности воспитателя входит: мониторинг уровня сформированности видов деятельности в соответствии с программой воспитания и обучения, планирует индивидуальный маршрут воспитанника.
Специалисты, включенные в состав ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени.
5. Формы организации ПМПк
ПМПК разделяются на плановые и внеплановые. Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже 3 раз в год.
Плановые консилиумы – ознакомление с планом работы консилиума на учебный год и обсуждение результатов мониторинга и достижений воспитанников на начало, середину и конец года (как правило это сентябрь, январь, май).
Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам педагогов, непосредственно работающих с ребёнком или перед проведение ТПМПК, а так же по запросу педагогов из других образовательных учреждений, куда переходит воспитанник (они проводятся в течение года).
Задачи внепланового консилиума следующие:
1. решение вопроса о необходимости принятия адекватных мер по выявленным обстоятельствам;
2. внесение изменений в индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
Организация деятельности
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников (договор заключается при поступлении ребенка в ДОУ).
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка и на заседание ПМПк предоставляется следующая документация:
- педагогическая характеристика воспитателя на ребенка;
- представление психолога, составленное по результатам обследования особенностей развития ребенка;
- представление логопеда, дефектолога составленное по результатам обследования ребенка;
- представление педагога (независимого воспитателя) составленное по результатам обследования ребенка;
- осуществляется запись воспитанника в журнал ПМПк ДОУ
По данным обследования каждым специалистом ПМПк составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуру психофизического развития ребенка.
На заседаниях ПМПк все специалисты, участвующие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации специалистов – членов консилиума, подписывается председателем и всеми членами ПМПк
Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) воспитанников в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Заключение каждого специалиста и окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого – педагогической помощи вкладывается в Карту развития ребенка.
Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума.
Архив ПМПк хранится у председателя консилиума и выдается только специалистам и воспитателям, работающим в ПМПк. Председатель и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ПМПк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad_na_pmpk.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении
Одним из основных механизмов в работе с детьми является оптимально выстроенное взаимодействие разных специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей.
Одной из форм, такого взаимодействия специалистов, является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк),
(слайд 2)
1. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения осуществляется в соответствии с
- законом РФ «Об образовании»,
- Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее Консилиум) (ПМПк) образовательного учреждения»
- Договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника,
- Договором между ПМПк и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).
- Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
(слайд 3)
2. Задачи:
Основными задачами ПМПк являются
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
(слайд 4)
3. Состав ПМПк
В состав консилиума по приказу заведующего дошкольного учреждения из числа сотрудников учреждения вводятся:
- заместитель заведующего образовательного учреждения по ВМР (председатель консилиума),
- учителя-логопеды,
- педагог-психолог,
- воспитатели, имеющие опыт коррекционной работы,
- социальный педагог, медицинская сестра (по запросу)
4. Основные области деятельности специалистов ПМПк
Председателем ПМПк является заместитель заведующего ДОУ по ВМР.
Председать ПМПк занимается руководством деятельностью консилиума,
организует подготовку и проведение заседаний ПМПк, ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка, ведением текущей документации, координирует деятельность и взаимодействие специалистов, осуществляет контроль организации работы и ее эффективности.
В обязанности педагога - психолога
входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи воспитателям в осуществлении образовательного процесса, направленной на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков развития у ребенка; разработка индивидуального маршрута развития ребенка.
В обязанности учителя – логопеда и учителя – дефектолога входит: мониторинг речевого и психического развития воспитанников и определение направления коррекционной работы, разработка рекомендаций специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком, плановая коррекционная работа с целью создания ситуации успеха в усвоении воспитанниками программного материала, консультативная и просветительская работа в пределах своей компетенции.
В обязанности воспитателя входит: мониторинг уровня сформированности видов деятельности в соответствии с программой воспитания и обучения, планирует индивидуальный маршрут воспитанника.
Специалисты, включенные в состав ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени.
(слайд 5)
5. Формы организации ПМПк
ПМПК разделяются на плановые и внеплановые. Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже 3 раз в год.
Плановые консилиумы – ознакомление с планом работы консилиума на учебный год и обсуждение результатов мониторинга и достижений воспитанников на начало, середину и конец года (как правило это сентябрь, январь, май).
Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам педагогов, непосредственно работающих с ребёнком или перед проведение ТПМПК, а так же по запросу педагогов из других образовательных учреждений, куда переходит воспитанник (они проводятся в течение года).
Задачи внепланового консилиума следующие:
- решение вопроса о необходимости принятия адекватных мер по выявленным обстоятельствам;
- внесение изменений в индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
Организация деятельности (слайд 6 - 10)
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников (договор заключается при поступлении ребенка в ДОУ).
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка и на заседание ПМПк предоставляется следующая документация:
- педагогическая характеристика воспитателя на ребенка;
- представление психолога, составленное по результатам обследования особенностей развития ребенка;
- представление логопеда, дефектолога составленное по результатам обследования ребенка;
- представление педагога (независимого воспитателя) составленное по результатам обследования ребенка;
- осуществляется запись воспитанника в журнал ПМПк ДОУ
По данным обследования каждым специалистом ПМПк составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуру психофизического развития ребенка.
На заседаниях ПМПк все специалисты, участвующие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации специалистов – членов консилиума, подписывается председателем и всеми членами ПМПк
Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) воспитанников в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Заключение каждого специалиста и окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого – педагогической помощи вкладывается в Карту развития ребенка.
Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума.
Архив ПМПк хранится у председателя консилиума и выдается только специалистам и воспитателям, работающим в ПМПк. Председатель и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ПМПк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду необходимо для своевременного компелексного обследования и оказания ребенку целенаправленной специальной помощи. Специалист...
Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, де...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Выступление на районном обучающем семинаре для председателй и членов ПМПк....
Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ
ПМПК-это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами. Главной ее целью является выявление каких-либо отклонений в психо-физическом развитии ребенка. Члены ком...
«Организация деятельности психолого – медико -педагогического консилиума в ДОУ»
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения восп...
Консультация для родителей «Деятельность психолого – медико – педагогического консилиума ДОУ, не имеющем в своей структуре групп компенсирующей направленности»
Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду необходимо для своевременного комплексного обследования и оказания ребенку целенаправленной специальной помощи. Специалисты...
Организация деятельности психолого – медико – педагогического консилиума.
Краткое описание деятельности ПМПк на базе детского сада....