Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
консультация по коррекционной педагогике на тему
На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности.Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое.
Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-медико-педагогический консилиум.
В образовательном учреждении психолого-медико-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности.
Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое.
Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-медико-педагогический консилиум.
В образовательном учреждении психолого-медико-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.
Ю.К. Бабанский писал, что для улучшения изучения воспитанников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений воспитателей групп о педагогических проблемах и главное на коллективной разработке мер индивидуального подхода как к отдельным воспитанникам таки возрастным группам в целом. Психолого-медико-педагогический консилиум является одним из перспективных форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для сопровождения обучающихся с учетом их психофизического и индивидуального развития.
Цель консилиума - определение форм, методов психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья, выстраивания индивидуального маршрута, как отдельных детей, так и групп в целом.
ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения.
ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г №27/901-6 «О психолого-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении», Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника. Первым шагом управленца является создание документа, регламентирующего деятельность службы. Это «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме».
Участниками ПМПк являются: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, медицинский работник, педагоги дополнительного образования.
Старший воспитатель является ведущим консилиума, готовит необходимую документацию для проведения ПМПк, оформляет протоколы.
Регулярность проведения психолого-педагогического консилиума:
- Консилиумы планируются в начале учебного года, и проводится в соответствии с планом (плановые – 2 раза в год по заявленной проблеме).
- Внеплановые (по запросу) – по возможности проводятся отдельно, либо в день проведения планового консилиума.
Предметом обсуждения на консилиуме может быть:
Предлагается проводить следующие плановые консилиумы:
1 младшие группы - проблемы адаптации к ДОУ;
Старшие группы – уровень развития, соответствие возрастной норме.
Подготовительные группы – готовность к школьному обучению.
Внеплановые (по запросу): индивидуальные особенности ребенка (поведение), адаптация в ДОУ
Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения консилиума.
Проведение консилиума и реализация его решений состоит из нескольких этапов:
- первый этап – подготовительный: проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка, по результатам обследования пишется справка либо заключение, которое предоставляется на ПМПк;
- второй этап – основной: проводится заседание консилиума, где обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Все рекомендуемые меры будут определять основное содержание индивидуального сопровождения ребенка.
- третий этап - контролирующий: члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Вопрос о выполнении рекомендаций консилиума, динамика развития воспитанника может быть рассмотрен на педагогическом совете, на совещании при заведующей, на методических объединениях педагогов. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальной программе развития ребенка.
Обследованию на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы:
- не нарушающие их права на конфиденциальность;
- формируются доступным и понятным педагогу и медику языком.
Старший воспитатель, в первую очередь, отводит время тем детям, которые (по данным психолога, воспитателя, медика) являются наиболее «проблемными», затем - на обсуждение информации по дошкольникам с проблемами, в последнюю очередь для «психологически благополучных» дошкольников.
Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по группам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству.
По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ "ПОСТАВЛЯЕТ" КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ
Воспитатель предоставляет на консилиум:
- результаты своих собственных наблюдений и бесед с родителями и педагогами дополнительного образования;
- педагогическую характеристику результативности воспитательно-образовательной деятельности (усвоение ЗУН), а так же поведения конкретных детей и группы в целом;
Давая характеристику дошкольнику, воспитатель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.
Организация регулярного мониторинга и представление информации о уровне развития детей позволяет воспитателям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
Педагог-психолог представляет на консилиум:
- результаты наблюдений (занятия, режимные моменты, игровая деятельность, сформированность умений и навыков);
- результаты экспертных опросов педагогов и родителей (сбор анамнеза, поведение в группе, развитие с психологической точки зрения;
- результаты обследования самих детей.
Опрос педагогов дополнительного образования осуществляется при организационной и административной поддержке старшего воспитателя и содержательной помощи психолога.
Медицинский работник предоставляет:
- информацию о состоянии здоровья;
- физических особенностях дошкольников.
Основные показатели:
1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам.
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы.
2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом заболеваний и травм;
- наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за последний год.
Что позволяет медицинскому работнику, представляющему интересы воспитанников в учреждении при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей), направлять его в детскую поликлинику,
Старший воспитатель
- собирает информацию о тех детях, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
- разрабатывает схему проведения консилиума.
Рассмотрим порядок работы консилиума
в рамках обсуждения одного случая:
Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика – то обсуждение конкретного случая начинается с заслушивания их информации.
Если все участники консилиума относят данного ребенка к числу наиболее проблемных, либо на консилиум выносится общий вопрос развития детей определенной возрастной категории, правильнее начать обсуждение с педагога.
Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы-заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-педагогического состояния дошкольника.
Результатом работы ПМПк является разработка стратегии помощи конкретному ребенку
Участники консилиума оговаривают:
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;
- какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;
- какую работу могут взять на себя участники консилиума;
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;
- что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне ДОУ.
Определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, дополнительными - педагогами, осуществляется социально-диспетчерская деятельность.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-протокола консилиума, при необходимости отправить ребенка на комиссию пишется коллегиальное заключение.
- Коллегиальное заключение ПМПк содержит общую характеристику структуры психофизиологического развития воспитанников (без указания диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов
- Коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
- Изменение условий воспитания и развития ребенка (в рамках возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ПМПк.
Психолого-медико-педагогического консилиум является подразделением психолого-медико-педагогической службы и позволяет:
- объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и полноценном развитии детей;
- составить программу индивидуального развития ребенка;
- распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.
Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ПМПк позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности
В целом хочется отметить, что пришло время реального профессионального объединения представителей разных профессий в единую комплексную психолого-медико-педагогическую службу, целью которой должно стать оказание поддержки детям, родителям и педагогам, а также сопровождение всех педагогических, управленческих и социальных инноваций в образовании. Научиться работать не рядом, а вместе - главная задача нашей деятельности.
«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»
Бернард Шоу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении Одним из основных механизмов в работе с детьми является оптимально ...
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения»....
Роль дидактической игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫДидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и средством ...
Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательн...
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для педагогов«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровлениядошкольного образовательного учреждения»...
Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения
Совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов в ДОУ...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения" Опубликовано 07.03.2022
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения"...