Выступление на районном семинаре «Адаптация детей к условиям ДОУ».
консультация на тему

Зыкина Светлана Владимировна

Как происходит адаптация, и что это собственно  такое?

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик, несомненно ,является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в ДОУ. Т. е. каждый ребёнок привыкает по-своему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey_k_dou.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей к условиям  ДОУ.

Как происходит адаптация, и что это собственно  такое?

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик, несомненно ,является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в ДОУ. Т. е. каждый ребёнок привыкает по-своему.

На процесс адаптации ребёнка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закалённости, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально – стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Мы наблюдаем 3 уровня адаптации  детей при поступлении в детский сад.

Лёгкая или благоприятная. Поведение нормализуется в течение первой недели. Аппетит снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон восстанавливается в течение двух недель. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. Эмоционально – поведенческие реакции слабо выражены нормализуются в течение 30 дней.

Средней тяжести или условно благоприятная. Поведение восстанавливается до 40 – 45 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое. Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков самообслуживания. Восстанавливается до возрастной нормы в течение полутора месяцев. Сон восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 - 45 дней. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Тяжёлая или  неблагоприятная. Поведение неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребёнок апатичен. Аппетит снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота или длительный отказ от еды. Сон не стабилен, не глубок (ребёнок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна. Срок адаптации растягивается из – за частых и длительных болезней. Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет. Малыш  апатичен по отношению к близким взрослым при встрече разлуке.

Каковы же основные особенности нормально текущего периода адаптации?

*Нарушение настроения.

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивное поведение у других (продолжительность от недели до 1,5 месяцев).

*Нарушение сна.

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном, утром же их трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днём в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбуждённые, не могут успокоиться до 22-23 часов. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей, практически сразу оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность от 1 -2 месяцев).

*Нарушение аппетита.

Дети начинают плохо есть (причём и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приёму протёртой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей может привести к кратковременным желудочно – кишечным расстройствам – рвоте, болям в животе. Продолжительность от 1 недели до 1 месяца.

*Понижение иммунитета.

Вследствие стресса, у маленьких детей страдает иммунная система. Они начинают чаще болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, на перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность от 2 до 10 месяцев, у некоторых ещё дольше).

Подготовка ребёнка к поступлению в ДОУ.        

Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа – начало сентября. В это время у ребёнка имеется естественная закалённость организма, запас витаминов, роста простудной заболеваемости ещё нет.

1 Перед оформлением в ДОУ обязателен углублённый осмотр ребёнка всеми необходимыми для данного возраста специалистами с определением его физического и нервно-психического развития, проведение лабораторных исследований. По результатам осмотров проводятся лечебно – профилактические и реабилитационные мероприятия, оформляется эпикриз для ДОУ с комплексной оценкой здоровья, указанием прогноза адаптации, рекомендациями по режиму дня, питанию, физическому воспитанию и закаливанию.

2. Предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребёнка. Надо иметь в виду, что формирование иммунитета после проведённой вакцинации также вызывает напряжение адаптационных систем организма. Поэтому, направлять ребёнка в ДОУ можно не ранее, чем через 2-3 недели после проведения последней прививки.

3. Максимальное приближение домашнего режима и питания к режиму и питанию в ДОУ. Это позволит заблаговременно в привычной домашней обстановке создать у ребёнка новые стереотипы, в результате адаптационная нагрузка при поступлении в ДОУ уменьшится. Изменять режим ребёнка надо не менее чем за 2 недели, а лучше значительно раньше.

4. Разъяснительная работа с родителями.

*Объяснять родителям важность предстоящего изменения в жизни ребёнка;

*Ознакомить с педагогическими подходами, используемыми в детском саду;

*Дать рекомендации по изменению неправильных подходов в семейном воспитании, если таковые имеются, по отучению ребёнка от вредных привычек, которые не могут осуществляться в детском саду (кормление из бутылочки, сосание пустышки, укачивание и т. д.)

*Перевести домашний режим  в соответствии с режимом ДОУ (дневной сон с 12 часов и т. д.)

*Обратить внимание на формирование у малыша необходимых по возрасту навыков самообслуживания. К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь: самостоятельно садиться на стул, пить из чашки, пользоваться ложкой, активно участвовать в раздевании и одевании, пользоваться горшком.

* Научить ребёнка самостоятельно и по назначению пользоваться игровым материалом (занятый интересным делом малыш не так остро будет переживать разлуку  с мамой).

*Снять, если она есть, аффективную привязанность к одному из членов семьи (маме, бабушке и др.), т. к. это послужит серьёзным препятствием для успешного прохождения адаптации.

*Необходимо расширить рамки социализации ребёнка: ходить с ним в гости к родным и знакомым; оставлять его ночевать у бабушки; учить ребёнка налаживать контакты с детьми на детской площадке, в общественных местах.

В период адаптации проявлять интерес к новым событиям в жизни малыша, обсуждать их с ним.

Эту информацию и рекомендации по подготовке детей к ДОУ мы предоставляем родителям на собрании, которое проходит за 2-3 месяца до поступления детей в детский сад. А также проводим анкетирование с целью выявления готовности детей к поступлению в ДОУ, которое помогает прогнозировать будущую адаптацию и подробнее узнать характер, привычки и навыки ребёнка, чтобы по возможности создать некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребёнком перед сном на кровати, предложить поиграть в лото и т. д.).

Мы придерживаемся следующей системы приёма детей в ДОУ:

Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование группы вновь поступающими детьми (не более 3 -4 детей в неделю), укороченное пребывание ребёнка в ДОУ (начиная с  2 -3 часов) с постепенным увеличением времени на 1 -2 часа в день в зависимости от поведения малыша,  дополнительный выходной (если есть необходимость). И так, первый, второй день – пребывание 2 -3 часа. Родители должны прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. На третий – шестой дни надо забирать ребёнка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника следующей недели малыша следует забирать сразу после сна, постепенно увеличивая время пребывания в детском саду. И лишь с третьей недели можно оставлять ребёнка на целый день в саду. Эту схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребёнка. Мы не рекомендуем родителям находиться с ребёнком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать. Малыш должен знать, что этим  в детском саду занимается воспитатель.

И, конечно же, в уголке для родителей размещаем консультации о том, как родители могут помочь ребёнку в период адаптации к ДОУ, даём простые советы. Если ребёнок, поступающий в ДОУ, уже способен к речевому общению, рекомендуем родителям проводить с ним беседы о поступлении в ДОУ. В этих беседах необходимо подчёркивать, что родители по- прежнему любят ребёнка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как взрослые) на «работу», помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда в гости. Ни в коем случае нельзя показывать свою тревогу и обеспокоенность и пугать ребёнка детским садом. Нужно подробнее рассказать о режиме дня детского сада, что и как в какой последовательности он там будет делать. Чем детальнее будет рассказ, тем спокойнее будет чувствовать себя малыш, потому что обычно пугает неизвестность. Когда же ребёнок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему обещано, он чувствует себя увереннее. Рекомендуем разработать вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков – так ему будет легче отпустить маму или папу. Например, поцеловать в одну щёчку, в другую, а затем помахать рукой. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский садик – ведь вместе веселее! Облегчить переживания от расставания может какая – то семейная фотография.

Слёзы во время утреннего расставания с родителями практически не являются индикатором уровня адаптации к детскому саду. Гораздо важнее психосоматические параметры состояния ребёнка: сон, аппетит, уровень возбудимости.

За психосоматическими параметрами состояния ребёнка мы наблюдаем в течение месяца ( если нужно, то дольше). На каждого малыша заводим «Лист наблюдения за адаптацией», который ежедневно заполняем.

Наблюдение за адаптацией осуществляется по следующим критериям: эмоциональное состояние, состояние аппетита, сна, социальные контакты, познавательная и игровая деятельность, реакция на изменение привычной ситуации. Дети, имеющие отклонения по вышеперечисленным критериям, направляются на консультацию к педиатру или психологу. По истечении срока адаптации «Листы наблюдения» анализируются воспитателем, медицинской сестрой и психологом. Выставляется оценка адаптации и заносится в таблицу.

Организация игровой деятельности в первые дни ближе к взрослому, в стороне от детей, помогает ребёнку привыкнуть к новому фактору – большому количеству сверстников – и удовлетворить чрезвычайно острую в период адаптации потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. Удовлетворению этой потребности также хорошо помогает частое ласковое обращение к ребёнку, общение «лицом к лицу», периодическое пребывание малыша на руках, тактильный контакт. Нужно помнить: первые контакты с ребёнком – контакты помощи и заботы. При первом знакомстве с помещениями группы и их предметным содержанием особое внимание нужно обратить на те объекты, которые станут « собственностью» ребёнка (его шкафчик, постель, горшочек, полотенце). Осознание, что в детском саду, как и дома, есть вещи, принадлежащие лично ему, позволит ребёнку быстрее привыкнуть новым условиям. В данный период нужны фронтальные игры, чтобы ни один малыш не почувствовал себя обделённым вниманием воспитателя. Инициатором игры всегда выступает воспитатель. Играя с детьми, ставим простые знакомые детям игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижении. Дети вместе с воспитателем могут собирать цветы или грибы, прятаться от дождя под зонтик и т. д. Лучше поиграть с детьми несколько раз в день, но понемножку. Восстанавливать эмоциональное равновесие детей в период адаптации помогают пальчиковые игры, потешки. Потешки возникли как средство общения именно с маленькими детьми и существуют уже не одно столетие. За счёт своей ритмичности, покачиваний, поглаживаний, похлопываний песенки позволяют снять стресс и благотворно воздействуют на нервную систему ребёнка. Именно в этих играх рождается доверие и тепло. Облегчают адаптацию музыкальные занятия, функциональная музыка (музыкальное сопровождение таких режимных моментов, как отход ко сну, подъём, зарядка) и рисование. Родителям рекомендуется в период нахождения ребёнка вне ДОУ увеличить объём двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объём новых впечатлений (хождение в гости, просмотр телепередач, игры на компьютере).

И так, главное к чему мы должны стремиться в первые недели пребывания ребёнка в детском саду, чтобы он освоился в новой обстановке, привык к нам и решил для себя, что воспитатель – совсем как мама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Районном семинаре «Создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся ДОУ в соответствии с ФГОС»»

Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по  авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Мы не го...

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Выступление на педагогическом совете "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения"

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, ...

Презентация выступления на районном семинаре «Двигательная активность ребенка дошкольного возраста, как необходимое условие укрепления здоровья»

Двигательная активность дошкольников должна составлять 50% периода бодрствования.Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровн...

Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка....

Выступление на районном семинаре-практикуме «Творческий педагог – творческие дети» Тема выступления: «Творческий педагог – какой он?»

laquo;Творчество»… - слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Творчество служит человеку для его саморазвития, само...