Выступление на районном семинаре-практикуме «Творческий педагог – творческие дети» Тема выступления: «Творческий педагог – какой он?»
материал по психологии

Алексеева Ольга Валерьевна

«Творчество»… - слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Творчество служит человеку для его саморазвития, самовоспитания и самообучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.13 КБ
PDF icon tvorchestvo-szhatyy.pdf1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре-практикуме

«Творческий педагог – творческие дети»

Тема выступления: «Творческий педагог – какой он?»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы знаете самую точную примету - если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет? Тогда что же может произойти сегодня, если собралось вместе столько педагогов?! Я уверена, что в этом зале присутствуют люди  творческие, инициативные, креативные и энергичные, поэтому нам точно не будет скучно!

Что такое творчество, какими качествами должен обладать современный творческий педагог, как личность педагога влияет на ребенка – на эти и другие вопросы я постараюсь творчески ответить в своем выступлении.

Слайд 2

«Творчество»… - слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Творчество служит человеку для его саморазвития, самовоспитания и самообучения. Творчество - это созидательная энергия, которая направлена на его личностный рост, соприкосновение с душевной гармонией своей и других людей, реализацию собственной индивидуальности. Творчество приходит тогда и только к тем, кто ценит труд, стремится к пополнению знаний и изучению опыта коллег.

Слайд 3

Творческий процесс помогает преодолеть грусть и подавленное состояние. Ученые обнаружили, что после 45 минут занятий творчеством значительно снижается уровень кортизола – гормона, высокое содержание которого повышает чувство тревоги и стресса. Один из участников эксперимента признался, что после 5 минут рисования, он почувствовал легкость и готовность решать наболевшие вопросы.

Преимущества искусства были также отмечены в области нейрохирургии. Так, в ходе исследований было отмечено, что пока человек вовлечен в изобразительное творчество, его нейронные соединения заметно усилились благодаря данному процессу.

Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было известно о влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.

Об этом знали не только древние китайцы, но и известный педагог В.А. Сухомлинский, который говорил что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Также он подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Слайд 4

А чтобы проверить насколько вы креативная и творческая личность я предлагаю вам прямо сейчас пройти «Контрольный тест на креативность».

Не нужно ни бумаги, ни карандаша, ни калькулятора.

Просто следуйте моим инструкциям - так быстро как сможете. Не надо записывать задания и ответы, считайте в уме.

Сколько будет:

15+6?

3+56?

89+2

12+53

75+26

25+52

63+32

Я знаю, вычисления - это тяжелая работа, но финиш близок... Еще немного...

123+5

250+77

А теперь БЫСТРО ЗАДУМАЙТЕ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И ЦВЕТ!

Итак…..Вы только что задумали красный молоток, не так ли?

Если нет, то вы среди 2% людей, кто имеет "другое" или "нестандартное" мышление. 98% людей отвечают в этом тесте "красный молоток". Если вы не верите в это, проверьте на своих родственниках и знакомых.

Педагог – это не просто профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Сейчас более успешен тот, кто помимо развитого интеллекта, умет себя выгодно подать, умеет ориентироваться в обстановке, обладает гибким и творческим умом.

Слайд 5

Весьма наглядной в этом отношении является притча про два плуга:

«В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!

Второй плуг усмехнулся и сказал:

- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!»

Слайд 6

Нам с вами тоже некогда ржаветь, поэтому к решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить творчески. И именно этому учатся дети у нас – своих педагогов. 

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

В наших руках находится возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • способную к организации собственной деятельности;
  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Важным условием раскрытия творческого потенциала ребенка является взаимодействие педагога с семьей. Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха зависит от того, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и педагог. Какие бы задачи общество ни ставило перед учреждениями образования, без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности, наличии у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Партнерство семьи и детского сада должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование.

Слайд 7

Результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и каждое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим!

Творческий педагог – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет», как выразился Николай Константинович Рерих. Педагог вкладывает в своих воспитанников некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, т.е. вдыхает жизнь. Поэтому невозможно говорить о творчестве отдельно от педагога!

Какие они – творчески люди? Это, как правило, люди с тонким чувством юмора, имеющие разносторонние интересы, глубоко понимающие себя и других, с развитым эмоциональным интеллектом, хорошо переносящие состояние неопределенности, игривы, по-хорошему авантюрны, имеющие свое мнение, открытые для общения. Творческий человек способен из конфликтной ситуации выйти с наименьшими потерями.

Характеризуя творческую личность в целом, можно отметить следующие ее особенности:

Интеллектуальный потенциал – гибкость, скорость, способность к подражанию.

Любознательность – внутренняя познавательная мотивация, ощущение нового.

Инициатива – постоянная активность и занятость, трудолюбие, любовь к трудностям.

Независимость, самостоятельность, стремление к самовыражению.

Источниками творчества педагога могут быть:

- анализ воспитательно-образовательного процесса, выявление «западающих» проблем;

- изучение опыта коллег;

- чтение научной и методической литературы;

- вопросы детей, которые воспитатель записывает и анализирует;

- общение с коллегами, друзьями, собственными детьми;

- система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;

- участие в конкурсах профессионального мастерства.

Творческий педагог подходит творчески и к проведению различного рода мероприятий с детьми. Хочу поделиться с вами рецептом приготовления хорошего мероприятия.

Слайд 8

Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!

Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:

• 12 порций мудрости,

• 11 порций терпения,

• 10 порций храбрости,

• 9 порций работоспособности,

• 8 порций оптимизма,

• 7 порций преданности своёму делу,

• 6 порций вольнодумия и свободомыслия,

• 5 порций доброты,

• 4 порции отдыха и заботы о здоровье,

• 3 порции юмора,

• 2 порции такта,

• 1 порцию веры в каждого своего воспитанника.

Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом.

Следуйте четко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждого своего мероприятия. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к своему труду и творчеству!

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетическ...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМЕНАРЕ ДЛЯ ЗАВЕДУЮЩИХ И СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КЛУБЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДОКЛАДОМ НА ТЕМУ: «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ».

В докладе рассмотрены факторы, обуславливающие семейное воспитание, приведены результаты исследования по методике Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи»....

Семинар-практикум «Творческий педагог-творческие дети»

Семинар-практикум «Творческий педагог-творческие дети»Дата: 30.10.2018 годаЦель: формировать креативное мышление, повысить свой  профессиональный уровень.Добрый день, уважаемые коллег...

Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...

Семинар - практикум творческой деятельности, совместно с родителями на тему: «Лепим с мамой! Лепим с папой!»

«Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими с...

Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей  дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...