Выступление на Районном семинаре «Создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся ДОУ в соответствии с ФГОС»»
проект по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Васильева Ирина Николаевна

Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по  авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Мы не говорим, что полностью сможем преодолеть имеющиеся речевые нарушения, так или иначе часть детей  будет нуждаться в коррекционной поддержке в старшем дошкольном возрасте. Но мы надеемся, что качественная реализация данного проекта положительным образом отразиться на речевом развитии младших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы по проекту «Школа красивой речи или профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»

Воспитатель: Васильева И.Н.

        Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по  авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или профилактика речевых нарушений у младших дошкольник

         Я несколько лет работала воспитателем речевой  группы и уже тогда задумывалась - как было бы здорово начать коррекционную работу раньше! Ведь младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической  работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

        Мы не говорим, что полностью сможем преодолеть имеющиеся речевые нарушения, так или иначе часть детей  будет нуждаться в коррекционной поддержке в старшем дошкольном возрасте. Но мы надеемся, что качественная реализация данного проекта положительным образом отразиться на речевом развитии младших дошкольников.

Реализация этого проекта осуществляется уже второй год и приносит свои положительные результаты.        Участники проекта стали: дети группы № 2 «Анютины глазки»; их родители; воспитатели группы  и учитель – логопед.

Цель проекта:  создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей средствами нетрадиционных технологий, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

        Стратегия достижения поставленной цели определяется основными принципами:

• Начинать сопровождение детей с младшей группы.

• Профилактическая работа не менее важна, чем коррекционная.

• Комплексная и системная деятельность обеспечивает более высокие результаты.

• Грамотное просвещение и консультационная работа с родителями играют важную роль в профилактике проблем развития ребёнка.

Механизмом реализации проекта по проблеме речевого развития ребёнка является система педагогических и психологических воздействий, интересных и разнообразных форм речевой работы.

Актуальность данной разработки мы видим в том, что на современном этапе система дошкольного воспитания строится на передаче дошкольникам знаний, а мы хотим представить разработку позволяющую развивать речь через развитие познавательных процессов и здоровье сберегающими технологиями. Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика и других выявил возможность и необходимость сочетания  различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных форм и технологий: таких как кинезиологические упражнения, биоэнергопластикиа, Су Джок терапия, Даосский комплекс «Шесть целительных звуков», нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

        Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 3 до 5 лет в условиях комбинированного детского сада без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей. Вся работа строится на основе комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса как условие реализации ФГОС ДО  

        Изначально проект рассматривался нами как долгосрочный. Но принимая во внимание масштабность работы над проблемой, мы разделили его на проекты-периоды, соответствующие каждой возрастной группе со своими целями, задачами и формами работы:

- 2 младшая группа «Лепетушечки

- Средняя группа «Чистоговорушечки»:.

        Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности мы стараемся установить взаимосвязь логопеда с детьми, педагогами,  родителями.

Нашей группе очень повезло: ведь именно с нами занимается учитель- логопед- Дедова Ольга Ивановна. Он проводит логоминутки два раза в наделю с использованием игровой артикуляционной гимнастики,  биоэнергопластики, дыхательных упражнений,  речевых игр и упражнений на обогащение словаря.  

        Это комплексы специально подобранных логопедических упражнений, которые составлены в соответствии с возрастными особенностями детей  на неделю согласно комплексно - тематическому планированию группы. К каждой лексической теме подобран речевой материал, определены коррекционные цели и приемы их реализации. Организация этой деятельности может быть фронтальной, чаще подгрупповой и индивидуальной. Ведь на сегодняшний день уже идет работа на автоматизацию отдельных звуков.

        Для улучшения результата работы над артикуляцией мы решили использовать метод – биоэнергопластики.  

        Применение данной технологии способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшает эффективность гимнастики.

        Соединение движений кисти руки с артикуляционным аппаратом способствует  развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Следующее направление работы - Развитие  мелкой моторики «Веселые ладошки»- пальчиковый игротренинг  проводится ежедневно 3-4 раза в день.

Для развития моторики рук  используем самомассаж кистей рук различными предметами; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал); семянотерапия и жгутотерапия,         пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

        Очень восстребованы детьми  новейшие и авторские игры и пособия на развитие мелкой моторики: игры с резиночками для волос, коктейльными трубочками. Нами создана и используется богатая картотека пальчикового игротренинга по всем лексическим темам.

Хорошим развивающим эффектом обладает пальчиковый театр.

С этого учебного года мы стали использовать технологию Су Джок терапия, которая направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Комплексы пальчиковых игр сочетаются с массажем  шариками и эластичными кольцами.        Форма организации работы с су-джок массажерами может быть разной: мы используем индивидуальные и подгрупповые занятия.        Массажеры  всегда в свободном доступе для детей,  и , по желанию, ребенок сам манипулирует с ними.

Дыхательная гимнастика проводится систематически. Традиционные дыхательные упражнения объединены нами так же по лексическим темам.         И опять же, все материалы, оборудование для игр находятся в свободном доступе. Ребята уже сами «загоняют мяч в ворота», «сдувают с носа снежинку», «создают бурю в стакане», дуют на ватные шарики через коктейльную трубочку.

        А сегодня мы стали знакомиться и применять даосский комплекс «Шесть целебных звуков», при использовании которого не только формируется правильный вдох и выдох, но и происходит самооздоровление организма. Звуки  произносятся трижды на длинном выдохе в установленном порядке. Использовать этот комплекс можно в любое, удобное для педагога время, в любом режимном моменте.

        С успехом интегрируются в наш проект кинезиологические упражнения. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

В этом учебном году мы стали использовать элементы мнемотехники. Мы используем мнемодорожки и  мнемотаблицы на автоматизацию звуков, обогащение словаря, , заучивание стихотворений, чистоговорок. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. Самым продуктивным явился этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности  стали рассказывать знакомые произведения

Отдельным блоком нашего проекта выступает работа с родителями. По  инициативе  самих родителей начал свою работу Клуб «Школа красивой речи», занятия в котором проходят один-два  раз в месяц. Формы организации таких занятий различны: это и открытые занятия, и семинары- практикумы, и мастер- классы. Родители активно участвуют в различных конкурсах по проекту: «Лучшая мнемотаблица», «Оригинальное пособие для дыхательных упражнений».        Открыта группа в социальной сети по проекту, где родители информируются о всех мероприятиях, учитель- логопед и воспитатель выкладывают лексический материал, познавательную информацию и многое другое.

        В рамках нашего педагогического проекта  организованы и реализуются детские творческие проекты, в которые интегрируются представленные нами технологии. «В гостях у сказки», «Книжки малышки», «Я здоровье берегу- сам себе я помогу», «Расскажем лесовичку, как живут звери осенью», «Здравствуй, гостья- Зима!» и другие  стали неотьемлемой частью выстраиваемой нами модели.

Подводя промежуточные итоги, можно сделать вывод, что реализация разработанной нами системы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений в практической работе с детьми младшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии.

        Прежде всего, в ходе проектной деятельности  значительно расширились знания детей об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные, дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, себе и своему здоровью.

        Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

В результате систематического применения здоровье сберегающих технологий-  кинезиология, целительные звуки и дыхательная гимнастика, игровой самомассаж, Су Джок терапия- посещаемость детей нашей группы очень высокая!

Мы прекрасно понимаем, что важнейшей задачей является оценка эффективности мы совместно с учителем - логопедом создали свою систему мониторинга и отслеживания результатов нашей работы. По сравнению с началом второй младшей группы значительно повысился уровень развития мелкой моторики детей. Очевидна положительная динамика в развитии всех сторон речи, если учесть, что по приходу во 2 младшую группу мы имели двух неговорящих детей и 5 с не внятным лепетом.

        Использование наряду с традиционными  инновационных педагогических технологий открывает новые возможности речевого развития дошкольников.

        Данная работа не является исчерпывающей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов об использовании эффективных нетрадиционных технологий речевого развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

консультация предназначена для педагтогов ДОУ, содержит практические рекомендации, соответствует ФГОС ДО...

Консультация для педагогов "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

В представленной консультации раскрыты условия, а также основные педагогические методы и приемы для развития речи дошкольников в ДОУ. Данная работа будет интересна практическим работникам дошколь...

Консультация для воспитателей "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Согласно ФГОС ДО развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной монологич...

Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»

                               Консультация для педагогов     «Создание условий для развития...

Создание условий для развития способностей и самореализации дошкольников в соответствие с ФГОС ДО

В современных условиях развития общества человеку необходимо уметь реализовывать себя в различных областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств и постоянно ускоряющегося темпа жизни. Особую ценнос...

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ на районном семинаре для старших воспитателей на тему « Апробация программно-методического обеспечения православного компонента ФГОС ДО в ДОО ИГОСК»

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и по...