Выступление на районном семинаре "Организация работы педагога в группах раннего возраста в период адаптации ребенка к детскому саду"
материал
Представление опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Представление опыта работы на РМО воспитателей младших групп на тему «Организация работы педагога в группах раннего возраста в период адаптации ребенка к детскому саду »
г.Гагарин
2021 г.
Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества организации процесса адаптации детей зависит уровень их физического и умственного развития, психологического здоровья на данном возрастном этапе развития.
В изменившихся условиях, связанных с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, данный вопрос требует изменения подходов к решению проблемы адаптации. По мнению Е. Л. Тарасовой остроту проблеме придает состояние здоровья детей раннего возраста, особенности развития современной семьи, взаимосвязанные с возможностями успешной адаптации детей к окружающему миру.
Анализ исследований по проблемам адаптации свидетельствует о том, что адаптация представляет собой сложный процесс, в котором отражается взаимодействие разных уровней психического развития: психофизиологического, социально-психологического, педагогического. Соотношение этих уровней определяет специфику адаптационных механизмов.
На процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие:
- социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребёнка;
- психофизиологический уровень, характеризующийся особенностями психомоторного развития детей раннего возраста;
- педагогический уровень, характеризующийся компетентностью и профессионализмом педагогов.
Адаптация детей раннего возраста к новым условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении протекает труднее, так как они испытывают эмоциональный стресс. Эта психотравмирующая ситуация является одной из причин нарушения здоровья. Таким образом, можно говорить о том, что у детей указанного возраста условия эмоционального напряжения приводят к увеличению периода адаптации. Трудности адаптации у детей раннего возраста требуют специальной работы, направленной на их преодоление и создание условий гармоничного развития ребенка.
Для преодоления трудностей адаптации у детей раннего возраста нами была разработана программа психолого - педагогического сопровождения. Целью программы являлось создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Задачи программы:
1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности. Основу практической работы составляло взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МБДОУ «Детский сад «Снежинка». За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взяты подходы к организации работы с детьми раннего возраста, представленные в работах К. Л. Печоры, Е. О. Смирновой, О. Л. Трофимовой, С.Н. Теплюк. Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, нами были использовали разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества, формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Организация процесса адаптации включала следующие этапы:
Первый этап — подготовка родителей и воспитателей к взаимодействию. На общем родительском собрании (как правило, проводимом в мае) просим родителей уделить внимание рациону питания ребенка, приучить его есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада – это первые впечатления.
Второй этап – в августе начинает работу родительский клуб «В детский сад вместе с мамой», цель которого создание положительного отношения к взаимодействию со сверстниками, с сотрудниками детского сада.
Третий этап - посещение родителей с ребенком группы детского сада. Важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации — помочь ребенку в создании положительного образа воспитателя.
Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 1-1,5 часа для малышей в возрасте 1,5 года, и 2 часов – для малышей с 2 лет, в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
Четвертый этап — постепенное привыкание.
Задачами воспитания в адаптационный период являлись:
1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
- организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
- формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
- обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
- воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
2. Закладывать основы будущей личности:
- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
В ходе психолого-педагогического сопровождения реализовывались следующие условия, содействующие адаптации детей к ДОУ:
- учет психологических особенностей адаптации детей;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе ДОУ;
- психолого-педагогическое консультирование родителей.
Результаты оценки эффективности проведенной работы показали положительную динамику в степени адаптации детей: детей с низким уровнем адаптации выявлено не было.
Таким образом, результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что учет психологических особенностей адаптации детей к новому социальному окружению, создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе ДОУ, психолого-педагогическое консультирование родителей в период адаптации детей к пребыванию в ДОУ – способствуют успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Поступление детей раннего возраста в детский сад требует повышенного внимания педагогического коллектива ДОУ. Методологической основой для организации работы являются пособие Печора К.Л., Пантюхиной Г.В., Голубевой Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» и программа: Теплюк С.Н. «Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации» (отдельное пособие к программе Вераксы)
Педагогическим коллективом ДОУ разработана и реализуется программа по успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Работа по обеспечению адаптационного периода осуществляется в три этапа: 1 этап – до поступления детей в группы, 2 этап – непосредственно сам период адаптации, 3 этап – подведение итогов адаптационного периода.
В нашем детском саду работают две адаптационные группы : 1 группа раннего возраста, в которую принимаются дети с 1, 5 лет и 2 группа раннего возраста – в которую приходят двухлетние дети. В мае мы проводим общее родительское собрание, на котором знакомим родителей с режимом дня детского сада, просим уделить внимание рациону питания ребенка, приучить его есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д., обращаем внимание на формирование навыков самостоятельности. В августе начинает работу родительский клуб «В детский сад вместе с мамой». Работа клуба строится на основе рекомендаций Роньжиной Анны Сергеевны (Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению). Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. На занятия приглашаются 2- х летние дети, и проводят их воспитатели наборной группы.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, помогают отвлечь от плача объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом. Главное условие при проведении занятий - это желание самого ребенка.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю. Потом, как правило, дети, которые приходили на занятия, более легко адаптируются к условиям детского сада.
С сентября месяца мы начинам прием детей. Работа в адаптационных группах строится на основе разработанной программы «Здравствуй, малыш», которая разработана на месяц, но, так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации и пополнение группы вновь поступающими детьми растягивается, (хотя мы стараемся, чтобы все детки собрались в течение 1,5 -2 месяцев) занятия проводятся не только в первые два месяца, но и на протяжении 3-4 месяцев, к 1 декабря как правило, все дети приходят. В декабре мы подводим итоги адаптации , пользуемся разработанными таблицами и рекомендациями Печора К.Л., Пантюхиной Г.В., Голубевой Л.Г.
Во второй половине года работа педагогов строится на основе программы «Первые шаги»,
- методического пособия Найбауэр Альбины Валентиновны и Куракиной Олеси Викторовны «Мама-рядом». Авторы предлагают построить работу на основе игровых сеансов. Основными достоинствами этих занятий является: то что их может проводить один воспитатель, без привлечения специалистов; материалы, используемые на игровых сеансах, могут быть сделаны руками самого воспитателя; занятия организованы таким образом, что не зависят от количества детей и степени оборудованности помещений.
- Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. Таким образом, правильно спланированная и организованная работа позволяет создать благоприятные условия по адаптации ребенка к условиям детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании в группе раннего возраста по теме «Адаптация детей к детскому саду»
Ваш ребёнок поступает в детский сад и тем самым ему предстоит приспосабливаться к новым для него условиям, условиям жизнедеятельности в детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый...
Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
Презентация "Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада"...
Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...
Дистанционное обучение для педагогов "Применение игровых методов и приемов развитие речи, в работе педагога с детьми раннего возраста, в период адаптации к условиям ДОУ"
Цель: v развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения связной диалогической речью. Задачи: v вовремя заметить и скорректировать отставание в фор...
Игры для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада
В вашей жизни и в жизни вашего ребенка наступил очень ответственный период: поступление в детский сад — новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну — это ...
Представление опыта работы на РМО воспитателей младших групп на тему «Организация работы педагога в группах раннего возраста в период адаптации ребенка к детскому саду»
Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества ...
Виды нетрадиционных техник рисования, используемых в работа с детьми раннего возраста в период адаптации ребенка к детскому саду
Виды нетрадиционных техник рисования, используемых в работа с детьми раннего возраста в период адаптации ребенка к детскому садуВыступление на педагогическом советеАдаптацией принято называть процесс ...