Опыт работы по теме: «Приобщение старших дошкольников к традициям и праздничной культуре русского народа»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Цель:Приобщение детей к праздничной культуре русского народа - традициям, обрядам, литературному, изобразительному, музыкальному наследию.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
•Формировать активный познавательный интерес к традициям и праздничной культуре русского народа
Воспитательные:
Для воспитания у дошкольников чувства патриотизма я использовала понятие о том, что семья – это сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов.
Дети с удовольствием участвовали в праздничных вечерах, концертах, литературных вечерах со своими родителями.
Интересно проходила работа по ознакомлению детей с родословной их семей с целью:
- расширения представлений о том, что такое семья
- усвоения детьми родственных отношений, терминов родства
- усвоения правил общения и поведения с родными
Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине. Для овладения знаниями
о своём поселке, своей улице дети ходили на экскурсии, рассматривали альбомы
с иллюстрациями, фотографиями. Не менее интересно проходил просмотр мультимедийных презентаций, подготовленными мною для ребят. Чтобы ознакомление воспитанников с родными просторами стало для детей более привлекательным, наглядным, мною использовались различные игры «Чей костюм?» о народных
костюмах, встречи с интересными людьми, домино «Флаги» - о геральдике, интерактивная игра «Мой посёлок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Приобщение детей к праздничной культуре русского народа - традициям, обрядам, литературному, изобразительному, музыкальному наследию
Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского устного народного творчества Развивать фантазию, творческие способности дошкольников через ознакомление с декоративно-прикладным искусством Обогащать словарь, развивать лексико-грамматический строй, выразительность речи, фонематический слух. Развивающие: Формировать активный познавательный интерес к традициям и праздничной культуре русского народа Воспитательные: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций
Для воспитания у дошкольников чувства патриотизма я использовала понятие о том, что семья – это сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов. Дети с удовольствием участвовали в праздничных вечерах, концертах, литературных вечерах со своими родителями. Интересно проходила работа по ознакомлению детей с родословной их семей с целью: - расширения представлений о том, что такое семья - усвоения детьми родственных отношений, терминов родства - усвоения правил общения и поведения с родными
Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине. Для овладения знаниями о своём поселке, своей улице дети ходили на экскурсии, рассматривали альбомы с иллюстрациями, фотографиями. Не менее интересно проходил просмотр мультимедийных презентаций, подготовленными мною для ребят. Чтобы ознакомление воспитанников с родными просторами стало для детей более привлекательным, наглядным, мною использовались различные игры «Чей костюм?» о народных костюмах, встречи с интересными людьми, домино «Флаги» - о геральдике, интерактивная игра «Мой посёлок»
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Именно поэтому при ознакомлении детей с устным народным творчеством решала задачу - развитие эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, пытаясь максимально достичь воспитательного эффекта. Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. По содержанию наши пословицы важны тем, что в них, «как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми живописными с особенностями». Итогом явился конкурс рисунков по пословицам в детском саду «Скучен день до вечера, коли делать нечего», совместно с родителями провела речевое развлечение «Шутку шутить – людей насмешить».
Праздник - это день, который наполнен радостью, весельем. Академик Ю. Г. Круглов говорил, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традицией, обычаями, обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора, а повтор - это уже традиция, обычай, средством выражения которых являются обряд, обрядовые действия. Праздник - радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Решая задачу развития фантазии, творческих способностей дошкольников, давала понятие, что источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Знакомила детей с сестрицами-матрёшками: «мал- мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная да нарядная». Рассказывала детям о красоте и особенностях этой игрушки, о том, что это народная игрушка. Знания использовались для декоративной росписи плоскостных матрёшек, из детских работ составлена сувенирная книга «Моя матрёшка».
Расширяла представления о дымковских расписных игрушках, рассказывала, что они тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где «каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости – уважение, младости – заботу и ласку»
С помощью родителей организовала в группе мини - музей «Русская изба». Задача музея - как хранителя предметов культурного наследия - развитие интереса детей к экспонатам, историческому прошлому родного народа. Музейный предмет даёт богатую пищу для раздумий и размышлений. Посещения мини-музея «Русская изба» посвящала ознакомлению с предметами русского быта, их названиями, способами действий с ними.
Не остались воспитанники равнодушными и к народной кукле. Хотя народная кукла ушла из нашей жизни, я считаю, что ребёнок должен знать и иметь народную куклу. С этой целью провела мастер-класс для родителей по изготовлению куклы для своего ребенка. Родители и дети были вовлечены в вихрь творчества, на групповой выставке самодельных кукол не оказалось ни одной одинаковой
Неотъемлемой частью русской культуры являются русские народные календарно-обрядовые праздники. Ценность обрядовых праздников заключается в том, что с их помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, а также их мудрость и простота помогают донести высокие нравственные идеалы. Проводим развлечения «Новый год - Коляда», «Играем Масленицу», «Дружно мы весну встречаем», «Праздник Пасхи и Весны».
Дети с удовольствием готовились к праздникам: расписывали пасхальные яйца, рисовали с натуры веточки вербы, готовили поздравительные рождественские и пасхальные открытки, изображали солнце и солнечные дни, рассматривали лаковые миниатюры палехских мастеров с сюжетами зимних народных праздников
Непременным элементом народных обрядовых праздников являются игры. В наши дни они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Весело и задорно мы играем в народные игры «Бабка Ёжка », «Жмурки», «Два Мороза», «Горелки» и др.
Определив для себя задачу ознакомления детей с народным творчеством, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Свидетельством тому служили детские вопросы: «После праздника будет чаепитие?» так как дети знают, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Но самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ
Для получения стабильных положительных результатов важно было создать информационную и предметно-развивающую среду для эффективной работы. Информационная среда была создана для родителей воспитанников - как участников образовательного процесса: консультации в родительском уголке, организация разных форм взаимодействия. Информационную среду обеспечила и для своей профессиональной деятельности в виде научно-методической литературы, программ, конспектов, сценариев и др.
Предметно – развивающая среда создана в соответствии с возрастом, интересами детей: библиотечка красочных книг (как рукописных, так и издательского формата) с русскими народными c казками , потешками , загадками. Отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок « ряжения » с элементами народных костюмов, атрибутами для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры
Уровень знаний и представлений детей
В заключение хотелось бы сказать, что праздничная культура способствует приобщению детей к национальной культуре своего народа. Эта особенно актуальная задача сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного наследия, приобщения детей к праздничной культуре русского народа. Результатом совместной деятельности педагога, детей и родителей считаю: - создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания; - построение богатой развивающей среды; - социальное партнерство с родителями (активное участие в жизни детей в детском саду и, очень хочется надеяться, что и дома); - устойчивые представления детей о русском быте, праздниках (названия элементов русского костюма, посуды, предметов прикладного искусства), эмоциональная отзывчивость на фольклорные произведения, активное использование знаний о русской культуре при создании ролевого образа в свободной творческой деятельности .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской православной культуры"
Опыт работы по данной теме поможет начинающим воспитателям организовать работу...
опыт работы по теме: "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
В данной работе я систематизировала свою работу по русскому народному творчеству. Так же представляю планирование по данной теме в рамках программы "Детство."...
Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева
Актуальность проблемы Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духо...
Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...
Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»
формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике «Мы входим в мир прекрасного» на основании программы «Здравствуй, музей!»
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике «Мы входим в мир прекрасного»на основании программы«Здравствуй, музей!»...