Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева
методическая разработка на тему
Актуальность проблемы
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в русской народной традиции. Мы считаем, что любая народная культура в своей основе не только духовна, но и нравственна. С 2009 года в детском саду планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех: педагогов, детей и родителей, а также с установлением внешних связей. Нас интересовало, прежде всего, что такое народные методы и какие именно особенности делают русскую культуру исключительно эффективной основой воспитания и обучения. Беря за основу народные методы воспитания и образования, стараемся ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей
(например: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию (например: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни
всего детского сада);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
Цель работы - развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, мы выделили следующие задачи:
1. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю.
2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.
3. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры.
5. Развитие художественно-творческой активности детей.
Основная идея
Воспитательная система, сложившаяся в детском саду по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Компоненты воспитательной системы:
- содержательный компонент - овладение детьми доступных возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни советского народа, истории страны, культуры, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны
- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно-полезном труде
- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Принципы реализуемого проекта:
- социальное партнерство ДОУ
- учет мнения родителей
- добровольность участия родителей и педагогов в работе по реализации проекта
- систематичность, последовательность, преемственность в обучении
- принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает)
- принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании)
- результативность
- интеграции.
Система работы по духовно-нравственному воспитанию в детском саду
1. Предметно-развивающая среда
Для решения поставленных задач в детском саду создана соответствующая предметно-развивающая среда. Воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры: «Льняные смотрины», «В гости к дедушке Фольклору», «Куклы-самокрутки» и другие. Они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. В детском саду создан мини-музей «Русская изба», где дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы быта, изделия старины, рассказывать друг другу о них. В оформлении мини-музея активное участие принимали и дети и родители. Мы часто водим туда детей для знакомства с русским бытом, на развлечения, связанные с русскими обрядами.
2. Виды деятельности. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых Поисково-исследовательская, Игровая, Трудовая, Познавательная, Продуктивная, Театрализованная.
Поисково-исследовательская деятельность.
К старшему дошкольному возрасту поисково-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). К этому виду мы относим проектную деятельность: «Моя родословная», «Мое имя», «Моя семья», «Мой дом», «Моя малая родина», «Города России» и другие.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Это могут быть хороводные и подвижные национальные игры: «Раю-раю», «Салки», «Чей головной убор», «Во поле береза стояла», «Спутай нас» и другие.
Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Например, ежегодно мы проводим акцию «Неделя добрых дел», где дети готовят поделки для сотрудников детского сада, для малышей, пожилых людей и с желанием их дарят.
Познавательная деятельность
Педагоги осуществляют с детьми непосредственно образовательную деятельность, начиная со второй младшей группы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» с применением федеральных государственных требований, затрагивая образовательную область «Познание» (Формирование целостной картины мира). А также осуществляют экспериментальную деятельность по теме: «Мир твоей души». В рамках экспериментальной деятельности воспитатели разработали тематическое планирование для детей: «Уроки доброты», «По страницам добрых книг», которые успешно реализуются в детском саду. С целью выявления изменений в развитии субъекта диагностики, для определения эффективности педагогической деятельности разработаны диагностические карты, анкеты для педагогов и родителей.
Театрализованная деятельность
Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструктивная) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей.
3. Формы работы
Предпочтение при реализации данного проекта отдаем тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и ее самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. В педагогическую деятельность при этом включаются:
- интерактивные занятия.
По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия». Например: «Путешествие в прошлое ручки». Ребятам необходимо справиться с несколькими задачами:
- вернуть с помощью «Клуба юных исследователей» письменные принадлежности (гусиное перо, перьевую ручку, шариковую ручку) в наше время;
- выявить закономерность в развитии письменных принадлежностей.
Познавательные беседы
Развивают мышление ребенка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. Беседы организуются как итоговые по окончании праздничного периода с детьми старшего дошкольного возраста. Дети сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия; рассуждают и устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.
Предпраздничные посиделки
Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, водят хороводы, но и изготавливают необходимые атрибуты для праздника, знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.
Оформление мини-музея и выставок
Выставки организуем тематические и сезонные. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих детей: вышивки, кружева, дорожки, полотенца, картины, творческие работы по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
Творческая продуктивная и игровая деятельность
Из глины, пластилина, бумаги, картона дети изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Праздники
Праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Именно через праздник мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.
4. Социальное партнерство
Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Детский сад в своей работе активно использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды. С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся совместные мероприятия. Социальное партнерство детского сада и краеведческого музея дарит дошкольникам возможность знакомства с историей малой родины, её природой, культурой и искусством родного края. В течение учебного года дети посещают специально организованные тематические занятия: «Как рубашка в поле выросла», «Не боги горшки обжигают», «Путешествие в старый город», «Они защищали Родину» и другие. Ознакомление детей с родным краем, воспитание у них любви к своей малой Родине связано с формированием основ патриотического воспитания и является фундаментом духовно-нравственного развития. В рамках преемственности в работе детского сада и школы организуются совместные мероприятия: образовательная деятельность, экскурсии. Традиционно воспитанники детского сада принимают активное участие на торжественной линейке посвященной Дню Знаний, проводятся совместные праздники: «Рождество», «Пасха», «Мое родное село». Учащиеся школы приходят в детский сад с театральными постановками. Работники детской центральной библиотеки проводят для детей тематические выставки, знакомят с новинками детской литературы, проводят конкурсы, посвященные юбилею писателей и т.д. Педагоги детской музыкальной школы приглашают воспитателей и детей детского сада в музыкальную гостиную, где знакомят детей с классической музыкой, композиторами и музыкальными инструментами. Дети имеют возможность послушать живое исполнение музыкальных произведений воспитанниками музыкальной школы.
5. Работа с родителями. Позитивный опыт общения родителей с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей. Семья – первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание мы уделяем внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Анализ социального статуса семей показал, что 23 % семей относятся к группе социального риска. В таких семьях чаще всего отсутствуют условия для полноценного воспитания и развития детей. Нет порядка в организации жизни и деятельности семьи в целом и ее членов. Отсутствуют добрые семейные традиции, родители в них не чувствуют ответственности за воспитание детей. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок много перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Учитывая данные результаты, педагогический коллектив определил формы работы с родителями: информационно-аналитические – анкетирование, - опрос, наглядно-информационные - выпуск газет, - открытые мероприятия, - мини-библиотека,- информационные стенды,,- дни открытых дверей,
познавательные – практикумы,- нетрадиционные родительские собрания, - устные журналы, - экскурсии, досуговые- праздники,- совместные досуги,- участие родителей в конкурсах, выставках.
Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Родное село», «Берегите природу!», «Если с другом вышел в путь» и другие. В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда мы относим создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов. На очередном собрании вниманию родителей были представлены презентация проектов: «Песни Великой Победы», «Православный праздник Пасха», «Народная игрушка – Матрешка», «Мое родное село», «Мой край родной». Педагог-психолог проводит с родителями тренинги детско-родительских отношений в семье: «Погода в доме», «Пойми меня», позволяющие родителям взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать взгляды некоторых родителей на воспитание собственных детей. Тренинги получили высокую оценку родителей, одобривших данную форму работы. Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Регулярно в детском саду проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам: «Осенняя ярмарка», «Готовим вместе», «Любимая мамочка», «Мои друзья» и другие. Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях, проходящих в дни каникул. Ежегодно проводятся спортивные праздники: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «За здоровый образ жизни», «Умники и умницы». Планирование процесса воспитания.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Комаровой, Т.С. Гербовой с применением федеральных государственных требований, а также образовательной программой детского сада. В образовательной программе определена специфика организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, содержание образования, формы организации деятельности детей, гарантирующие ребенку получение комплекса образовательных услуг. Образовательная программа ДОУ обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое.
В работе используются дополнительные программы и методические пособия, которые позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс комплексным, а также способствуют реализации задач духовно-нравственного воспитания, делая образование вариативным. Методическое пособие «Сердце на ладошке». Научный редактор: Баранов А.А.- кандидат философских наук. Методическое пособие «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. Методическое пособие «Народная культура и традиции» В.Н.Косарева. Методическое пособие для дополнительного образования. «Пластилинография» Давыдова Г.Н. Методическое пособие для дополнительного образования «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А. Методическое пособие для дополнительного образования «Календарные и народные праздники в детском саду» Лапшина Г.А.
8. Этапы и сроки реализации инновационного проекта
Этап I - подготовительный
апрель – май 2013 г.
Цель: Определение основных направлений работы
Задачи:
1. Изучить мнение родителей и педагогов.
1. Изучить теоретические и практические наработки по избранной теме.
2. Создание инициативной группы для разработки Проекта.
3. Планирование работы инициативной группы и разработка Проекта.
Прогнозируемые результаты.
• Разработка проекта
Этап II - организационный
сентябрь 2013 –октябрь 2013
Цель: Создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта по внедрению культуры русского народа.
Задачи: 1. Обеспечить нормативно-правовую базу.
2. Обучить воспитателей на курсах повышения квалификации.
3. Пересмотреть содержание воспитательно-образовательного процесса старших дошкольников и внести соответствующие дополнения.
4. Разработать авторскую программу, направленную на формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста «Мир твоей души».
5. Разработать календарно-тематический план, технологию реализации содержания авторской программы «Мир твоей души».
6. Заключить договоры с социальными партнерами о совместной деятельности.
7. Обеспечить программно-методическое сопровождение.
8. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.
Прогнозируемый результат:
- Пакет нормативно-правовых документов.
- Методические рекомендации.
Этап III - практический
октябрь 2013 – май 2014
Цель: Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта. Задачи:
1. Разработать и апробировать организационно-структурную модель взаимодействия педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
2. Осуществить развитие профессиональных компетенций педагогов, осуществляемых работу по данному направлению.
3. Сформировать развивающую среду в соответствии с изменениями содержания образования старших дошкольников.
4. Разработка дидактических игр, пособий.
5. Подбор демонстрационного материала.
6. Открытие мини-музея народных культурных традиций.
7. Провести мероприятия по обобщению и распространению опыта работы ДОУ среди педагогического сообщества района, округа.
Прогнозируемый результат:
- научно-методическое сопровождение апробации и внедрения программы (методические разработки, методические рекомендации, перспективно-тематический план);
- разработка перспективно-тематического планирования деятельности всех исполнителей;
- разработка методических рекомендаций.
Этап IV - обобщающий
Май 2014
Цель: Подведение итогов инновационной работы. Задачи:
1. Проанализировать результаты деятельности творческой группы по реализации инновационного проекта.
2. Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.
3. Подвести итоги реализации авторской программы по формированию интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста «Мир твоей души».
4. Продолжить мероприятия по обобщению и распространению опыта работы ДОУ среди педагогического сообщества района, округа.
Прогнозируемый результат:
- Обобщенные результаты реализации разработанных методических рекомендаций.
- Аналитическая справка.
- Распространение опыта среди ДОУ района, округа.
9. Условия, необходимые для реализации проекта:
- научно-методическое и педагогическое обеспечение
- организация совместной деятельности педагогов ДОУ в рамках реализуемого проекта
- социальное партнерство (учреждения культуры, родители, образовательные учреждения).
10. Организация работы педагогических кадров
Методическая работа в дошкольном учреждении - это часть системы
непрерывного образования педагогов, которая отражается на повышении качества дошкольного образования, достижении оптимального уровня развития каждого дошкольника. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива. Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. В детском саду используются разнообразные формы и методы работы с педагогами в вопросах духовно-нравственного воспитания. Благодаря таким формам работы с кадрами поддерживается высокий уровень воспитательно-образовательной работы в детском саду. Знания и опыт, получаемые в ходе проведения методической работы, педагоги с успехом внедряют в практическую работу с детьми. Выстроенная система работы с педагогическим коллективом показала и другие значимые результаты в течение учебного года. Воспитанники с педагогами принимали активное участие в различных конкурсных мероприятиях районного, окружного, областного и всероссийского уровней.
11. Поддержка мотивации и воспитательной деятельности педагогов. Существенным фактором мотивационного управления является мотивационная среда образовательного учреждения, которая представляет собой совокупность усилий, прилагаемых работниками для достижения поставленных целей. В детском саду разработана система мотивационного управления, в основе которой лежит организация мотивационной среды, благоприятной для освоения педагогических новшеств. Данная работа проводится в следующих направлениях: Система стимулирования педагогов - Поощрение деятельности творчески работающих педагогов (положение о выплатах стимулирующего характера).
Контроль и оценка деятельности педагогов - Совершенствование системы контроля в ДОУ
- Разработка критериев и показателей результативности педагогов
- Обсуждение результатов контроля и выработка рекомендаций
- Изучение системы учета достижений детей и педагогов в различных видах деятельности.
- Раскрытие профессиональных и личностных качеств работника.
Участие педагогов в управлении и планировании - Решение вопросов инновационного, глубокого и гибкого подхода к реализации образовательных задач
- Развитие кооперативной модели управления, преимуществом которой являются её прогрессивность, экономичность, гуманность и возможность не ограничивать деловую инициативу членов коллектива.
Создание условий для инновационной деятельности Развития каждого педагога в учреждении, с учетом их объективных возможностей, уровня профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.
Мотивационная среда создает психолого-педагогический комфорт всем участникам учебно-воспитательного процесса. А это в свою очередь позволяет каждому педагогу почувствовать свою значимость, что обеспечивает рост личностных достижений каждого воспитанника.
12. Прогнозируемые результаты.
Дети - Имеют необходимые знания и представления о нравственных правилах и нормах поведения,
- Повышенная мотивация к изучению культурного наследия русского народа у педагогов, воспитанников и родителей
- Умеет выражать чувства сопереживания, добра и долга, милосердия и сострадания, правдолюбия и ответственности
-Использует полученную информацию в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, игровой, музыкальной, изобразительной, с ярко выраженным эмоциональным настроением)
Педагоги - Активизировалась работа педагогов на педсоветах, консультациях, семинарах и улучшилась содержательная сторона их проведения
- Повысилась эффективность методов и приемов в работе с детьми
- Пополнилась предметно-развивающая среда в ДОУ
- Улучшилось качество планирования воспитательно-образовательной работы с детьми
- Систематизировались знания воспитателей в теоретических вопросах
Родители - Повысилась мотивация к сохранению семейных традиций и зарождение новых
- Повысилась компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания
- Высокая активность участия в мероприятиях ДОУ.
Социум - Обогащение знаний педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Создание условий для успешной социализации ребенка.
ДОУ - Создание системы методической работы, диагностик, тестов, анкет:
- для педагогов
- родителей
- Методические рекомендации для работы с родителями
-Методические рекомендации для педагогов
-Повышение статуса ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа"
•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения круглых столов, самообразования. •Разработать перспективный план работы с детьми; •Органи...
Тема: «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»
План работы окружной площадки на 2013 - 2014 учебный год...
Аналитическая справка о ходе реализации инновационного проекта«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»
Старший воспитатель Атяшева В.Д....
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...
Отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа с учетом регионального компонента»
Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков.Задачи:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения кру...
Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творчес...
Презентация "Воспитание гражданственности и чувства патриотизма через знакомство дошкольников с историей и культурой русского народа"
Воспитание патриотизма дошкольника....