Опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской православной культуры"
материал по окружающему миру на тему
Опыт работы по данной теме поможет начинающим воспитателям организовать работу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_skobelkinoy_tatyany_vasilevny.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы Скобелкиной Татьяны Васильевны
по теме: «Приобщение детей к истокам русской православной культуры»
Детство - это пора самая прекрасная в жизни человека, пора радости, счастья. Ведь недаром в народе бытует славословие: «Счастливое детство», «Дети наше будущее», «Детский мир». Так бы и должно быть, но в жизни все далеко не так. Самые беспомощные и самые беззащитные остались детские души. Как часто мы видим, что все чаяния взрослых направлены на добывание хлеба насущного, а дети остались, где-то сбоку, сами по себе.
У родителей не остается время, чтобы занять ребенка, приласкать, приголубить, прижать его к себе, согреть сердце ребенка своей любовью.
Потеряна радость, благодать в сердце дитяти, умение радоваться наступающему дню. радоваться радости других, умение сопереживать., все это дало мне повод для раздумья - почему так глухо, так безнравственно выросшее поколение, почему так много в мире не прощенных обид, слез, зла. Почему сердце одного глухо к сердцу другого?
Задача всей моей работы, достучаться в сердце каждого ребенка. Научить ребенка радоваться жизни, радоваться каждому новому дню, нести в своей душе любовь, тепло, познать деяния Господа Бога Иисуса Христа.
Хочу, чтобы мой воспитанник был настоящим человеком на земле, нашел свое место в жизни, делал свое дело с любовью.
Детский сад - это только первые ступени в познании жизни, но как сказал Господь в притче о сеятеле: «Семя должно упасть в удобренную землю и дать хорошие всходы».
Свою работу с малышами начинаю с иконы «Божья Матерь с младенцем». Через любовь к матери, я раскрываю образ Богородицы, которая дала миру Спасителя Иисуса Христа. Вношу икону и ставлю ее в группе. Дети видят, чувствуют эту связь, эту любовь и эта божественная любовь наполняет сердце ребенка, укрепляет союз ребенка и родителей, это как раз то о чем говорит Всевышний в 5 заповеди (Почитай своих родителей и Господь продлит твои годы на земле).
Знакомлю детей с нашим приходским храмом. Первый раз приезжаем в храм только для знакомства с внешним и внутренним строением храма. Обязательно приглашаю родителей, как бы знакомлю их с началом духовной жизни ребенка. Обязательно знакомлю детей со священником, дети сами ведут с ним беседу, знакомятся и по возможности священник рассказывает им о святых имя, которого носит ребенок, дарит именные иконы. С какой любовью ребенок принимает этот подарок, эту икону, которая становится защитой от всех невзгод.
Далее перед каждым посещением храма рассказываю о событиях, которые вспоминает Православная церковь в эти дни. Обязательно напоминаю детям о правилах поведения в храме.
В храме дети ведет себя достойно, уважают традиции русской Православной церкви.
И вот так шаг за шагом идем мы с детьми по духовной лестнице, которая ведет к Богу.
На втором этапе своей работы знакомлю детей с Православным уголком, где проходят занятия_f по духовному росту ребенка. Рассказываю детям об иконах православного — «Казанская Божья Матерь», «Спасс в силах», «Нерукотворный образ Иисуса Христа», иконы — жития Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца.
Дети с удовольствием занимаются в православном уголке. С какой любовью, с каким доверием они слушают мои рассказы о Господе Боге Иисусе Христе, о его Пречистой матери, о Божьих угодниках, О Православных праздниках. В какой тишине, в каком покое проходят эти беседы. В праве уверуешь, что дети - ангелы Божьи. Ребенок раскрывает душу, сердце, он говорит о том, что ему интересно, что ему близко, дорого, что его волнует, тревожит.
Пусть это будет сначала тихий голосок и после беседы ребенок только подойдет ко мне, только прислонится ко мне своей головкой и я сразу узнаю эту чистую детскую любовь, о которой говорил Создатель: «Будьте чисты, как дети и унаследуете Царствие небесное».
Даже с детьми других групп сразу создается радость общения. К моим беседам, рассказам дети относятся очень серьезно, т.к. это им интересно, они хотят познать Творца. Мне нравится, что при внимательном слушанье, дети задают вопросы, умозаключают, делают выводы, да и просто рассказывают о себе.
Всю работу по Православию я разделила на 12 праздников.
Праздник - это радость, это - ликование, это -радостное, эмоционально настроение.
Этой радости предшествует определенная работа.
Непосредственно в празднике участвуют дети старших и подготовительных групп.
Рассказываю детям о событиях давно минувших столетий, знакомлю с евангельским текстом тех событий. Рассказываю, как этот праздник встречали на Руси, как к нему готовились, что подмечали в природе, т.к. эти дни были самыми яркими и запоминающимися в жизни людей. Дети с интересом слушают, какое участие принимали их сверстники в те далекие времена, в какие игры играли, чем занимались, в какие игрушки играли, как учились, как дружили.
Полностью разработана программа, где совместно с другими воспитателями, продуман каждый шаг духовного нравственного возрастания ребенка (показываю). На примере русских святых, дети закрепляют нравственные черты характера, это прежде всего любовь к ближнему, доброта, любовь к животным, честность, правдивость, желание помогать другим в беде, не перекладывать вину на других. Мои дети отличаются этими чертами характера. Конечно процесс воспитания еще долог, но дети стараются быть такими и в этом я им помогаю своими беседами, рассказами, книгами: « А.Толстой - детям», «Колосок»,«Русское слово» - К.Д.Ушинский , сборник «Божья искра», «Православный букварь» и многие другие.
Еще большему раскрытию духовного мира ребенка, помогает методика развития изобретательских задач. При получении определенных знаний ставлю перед ребенком задачу: как бы ты поступил в том или ином случае, как бы ты помог этому человеку, чем, чему бы ты научил своего товарища, как бы ты успокоил своего друга? Ставлю ребенка в затруднительное положение и вместе с ним ищу выход из него. Это требует от воспитателя большого терпения, выдержки. Это нам кажется все просто и легко, а душа ребенка сама ищет, сама желает, сама помогает.
Очень в моей работе помогают статьи из журналов «Дошкольное воспитание» из серии «Наследие» с моей работой. Очень обогащают мои знания статьи Приходько в журнале «Дошкольное воспитание». которые знакомят детей с библейскими сказаниями.
Моя работа не ограничивается только моей должностью. Мне очень помогают мои коллеги, воспитатели, которые ведут предметное обучение.
Дети при помощи карандаша, краски и глины раскрывают свое отношение к религии, как культуре, как к искусству. Знакомим с иконописью, дети знают отличие портрета от иконы, знают иконы иконописца А.Рублева и его икону «Троица», «Спасс в силах» современного иконописца, конструируют храмы из бумаги.
Рассказываю детям, что на иконе главное лик, глаза, взгляд. А если это праздничная икона, то то событие, которое описано в Евангелии. Показываю несколько икон, которые говорят об одном и том же событии. Очень это удалось в праздничной иконе «Благовещенье», где 5 показанных икон рассказывали об одном и том же событии. Чаще всех предлагаю детям иконы с образом Божьей матери и сына Иисуса Христа. Мне самой близок этот образ. При рассказе об иконах Божьей матери обязательно говорю Архангельское приветствие «Богородице Дево радуйся...», как прошение к Господу Богу Иисусу Христу при всякой нужде.
На своих занятиях рисует храмы, купола, колокольни. Дети с большой любовью изображают на листе, увиденное ранее, что помогает творческому подходу к ребенку. Пример тому,что произошло, почему, чем вызван такой душевный порыв ребенка, очень тихого, неразговорчивого, замкнутого, какую струну затронули, никто не знает, но ребенок нарисовал замечательный храм, с крестами, куполами, звонницами. До этого момента ребенок никогда ничего подобного не изображал.
В крепком союзе работаю с музыкальными руководителями. На их занятиях дети знакомятся с церковными распевами, с колокольным звоном, с песнями православного характера. Очень большая заслуга их в проведении православных праздников. Это праздники - Рождество Христово, Благовещенье, Троица - пятидесятница, Пасха, Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Эти праздники приводят в восторг не только детей, но и взрослых. В подготовке праздника принимает участие все педагогический коллектив. Организована певческая группа, танцевальная группа, группа организации праздничного стола. Все праздники проводятся в русских национальных традициях, что воспитывает в детях любовь к русскому народу, его традициям, к его вере. Приятно и то, что родители с удовольствием участвуют в праздниках, так и в открытых занятиях. С предыдущими детьми посетили Святые места Красной площади. Рассмотрели Кремлевскую стену, Красную площадь, торговые ряды, Покровский собор (храм Василия Блаженного), часовню иконы Иверской Божьей Матери, храм Казанской божьей Матери, где дети причастились. В поездке принимали участие родители. Автобус для поездки дал настоятель храма Рождество Пресвятой Богородицы отец Сергий (Сергей Казаков). Поездку снимали на кинокамеру, сейчас готовится фильм об этой поездке и альбом с фотографиями.
Мне очень отрадно видеть как дети принимают, впитывают в себя мои рассказы о промысле Божьем, пусть познания их еще не велики, но дети любят друг друга, дружат, умеют отличить хорошее от плохого, радуются всему доброму, хорошему, и с ненавистью относятся ко всему злому, жестокому. Эти ростки подмечают и родители и полностью доверяют мне в воспитании духовных чувств ребенка. Родители -мои первые помощники. Через своих детей и они приходят к вере.
В своей работе с родителями я провожу консультации, которые разработаны в разделах программы, даю рекомендации по волнующим вопросам, объясняю те или иные события., в Православной жизни страны. Родители почти все прочитали книгу А.Владимирова «Учебник жизни». Предлагаю статьи из журналов «Православная беседа». Так же вместе с родителями оформляю ширмы-равскладушки к Православным праздникам. На свои праздники я приглашаю батюшку, о. Сергия, о. Виктора. Мою работу отметили грамотами от благочиния протоиерея Ковальчука и грамотами от комитета. В детском саду организовала православную библиотеку для детей и взрослых. Много добрых слов родители пишут о проведенных праздникахв «Книге отзывов» в детском саду. Конечно я ничего бы не смогла сделать одна, весь коллектив ДОУ помогает мне в моей работе.
Родители купили для игр детям конструкторы «Монастырь», «Старый замок».
В индивидуальных беседах с родителями, предлагаю им те или иные молитвы за ближних и детей. Призываю их к выдержке, смирению и покою в семье. И очень отрадно видеть, когда в воскресные дни мои дети и мои родители приходят в храм для молитвы.
Еще хочется добавить, что изначально я проводила работу в коллективе по темам:
Е «10 заповедей на горе Синай»
- «Икона Божьей Матери» - наша защитница и помощница.
- Молитва за детей.
- «Место молитвы в жизни матери».
- «Наши ходатаи перед Богом».
- «Пост в наши дни».
- «Значение крещенской воды».
Но сейчас многие сотрудники сами посещают храм божий и надобность в этих беседах отпала.
В 1997-20096 годах Посетила святые места Господа Бога Иисуса Христа в Иерусалиме. )
Закончила Богословский университет Иоанна Богослова в г.Москве. Курс «Православная педагогика и методика ведения занятий в системе православного образования».
Так же веду работу по преемственности детского сада и школы №12. Неоднократно учителя школы приглашали меня для беседы с детьми начальной школы. Но здесь трудность в том, что не всегда мое свободное время совпадало с их свободными уроками. Но большинство детей школы №12 посещают «Воскресную школу» при храме с.Анискино.
Не все еще в моей работе гладко, встречаются трудности, поэтому работы над духовным совершенством ребенка предстоит еще много.
Прежде всего не всегда нахожу продолжение своего дела в семьях, родители не все верующие, они довольны тем, что их ребенок возрастает нравственно, но свои усилия прелагают к этому мизерные. Большое время в жизни ребенка занимает телевизор, а не домашнее духовное чтение. Не все родители пекутся о спокойствии, взаимопонимании в семье, отсюда в детях нервозность, раздражительность на занятиях.
Хотелось бы иметь больше доступного материала по духовному воспитанию именно дошкольников. Книг много, но все для школьного возраста, приходится выбирать, собирать, обобщать все встречающийся материал. Но сейчас встретилась очень умная книга Л.В.Суворовой «Православная школа сегодня». В дальнейшем ее рекомендации буду использовать в своей работе на благо духовного воспитания ребенка.
Работу свою распространяю в своем районе, много раз давала открытые мероприятия для воспитателей района. Опыт также выкладывался на сайт ДОУ и личный сайт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
В данном материале обобщается опыт работы ДОУ № 435 г.Новосибирска по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре....
опыт работы по теме: "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
В данной работе я систематизировала свою работу по русскому народному творчеству. Так же представляю планирование по данной теме в рамках программы "Детство."...
Мой опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Во все времена для всех поколений важнейшим был вопрос воспитания детей – цель и смысл педагогики. И, как известно, воспитательные возможности народной педагогики бесценны и всегда актуальны, по...
Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры...
Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...
Педагогический опыт воспитателя Шачиновой Ольги Владимировны по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Педагогический опытвоспитателяШачиновой Ольги Владимировныпо теме:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...