опыт работы по теме: "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
методическая разработка по теме
В данной работе я систематизировала свою работу по русскому народному творчеству. Так же представляю планирование по данной теме в рамках программы "Детство."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_retslovoy_m_a_po_russkomu_narodnomu_tvorchestvu.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рецлова Марина Алексеевна – музыкальный руководитель МДОУ ЦРР-д/с «Колосок» п.Буранный
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»
Описание опыта работы
по теме:
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
ВЫПОЛНИЛА: Рецлова Марина Алексеевна
музыкальный руководитель высшей
категории
п. Буранный
2011 год
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………….. 3 стр
Глава 1 «Знакомство детей с устным народным творчеством» ………….. 5 стр
- Потешки, прибаутки, загадки…………………………………………..
- Пословицы, поговорки, заклички …………………………………….
Глава 2 «Знакомство детей с русской народной песней»………………… 8 стр
- Колыбельная, пестушки…………………………………………….
- Хороводная песня………………………………………………………
- Плясовая песня и частушка……………………………………………
Глава 3 «Использование фольклора в развитии
двигательной активности детей»……………………………………… 12 стр
- Народные игры………………………………………………………….
Глава 4 «Знакомство детей с русским народным искусством»………….. 14 стр
- Народные игрушки (матрёшка, дымковская)…………………………
- Прикладное творчество (домотканые половики , вышивание, вязание)……..
Глава 5 «Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Глава 6 Практическая часть……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Приложение ……………………………………………………………………
Введение
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детства народной массы. Это – детский фольклор».
Г.С. Виноградова
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Особую значимость приобретает понимание народной культуры как жизненной и эффективной системы воспитания, обучения основам культуры. Известна значимость традиций в народной культуре. Существенна их роль с точки зрения педагогики – как «установившегося порядка», воплощенного в устном опыте народа, преемственность и воспроизводство которого призвано обеспечить воспитание.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, содержание воспитания предусматривает погружение ребенка в отечественную культуру (литературу, изобразительное искусство, быт, традиции) с непременным учетом этнокультурных особенностей.
В нашем детском саду педагогами давно была поставлена задача познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, понимая, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты. В результате в саду были собраны предметы старинного русского быта, воссоздана обстановка «русской избы». А перейдя на программу «Детство», в «избе» стали проводиться регулярные занятия по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Весь материал, собранный в «русской избе» и используемый на занятиях( костюмы, предметы быта, тексты, праздники и др.) является фольклорным.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: сказка должна сказываться, загадка загадываться, игра играться, песня только тогда песня, когда ее поют.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Изучение потешек, хороводов, танцев служит приобщению детей к общечеловеческим ценностям.
На фольклорных праздниках, где весело только тому, кто сам поет песни, водит хороводы, загадывает загадки, проговаривает скороговорки каждый и гость, и хозяин.
В своей работе я хочу рассказать о том, как используя вековой опыт предков, постепенно подводить ребёнка к восприятию всего окружающего. Ведь никто не имеет такого большого опыта в воспитании подрастающего поколения как - народная мудрость - впитавшая в себя всё самое хорошее, доброе. И только тот может смотреть смело в будущее кто ни когда не забывает оглядываться на прошлое.
Г Л А В А 1
Знакомство детей с устным народным творчеством
Народная педагогика ещё в глубокой древности выработала приёмы воспитания ребёнка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем детстве, и всё это закрепила в примитивных, с точки зрения взрослого человека, поэтических произведениях – потешках.
Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
Потешка —песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Применяя в детском саду на занятиях небольшие стишки и песенки позволяют как воспитателю, так и музыкальному руководителю в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Примеры: «Сорока»
Вариант 1.
Сорока-ворона (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил
— Зачем воду не носил![1]
«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у...
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
На занятиях через прибаутку педагог даёт ребёнку познавательную информацию, способствующую его развитию.
Загадка - представляет собой краткое образное определение предмета или явления, дает это определение в иносказательной, нарочито затемненной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги на распашку,
На босу ногу зипун.
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, потешки, прибаутки и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Устное народное творчество или по- другому - поэзия пестования – удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закреплённых в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. Народные воззрения на воспитание нашли своё выражение в очень точной поговорке: «Учи ребёнка, пока поперёк лавки лежит, а коли вдоль ляжет – поздно».
Глава 2
Знакомство детей с русской народной песней
Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника.
Первое знакомство ребёнка с русской народной песней происходит за долго до того как он начинает что-то осмысленно понимать, то есть с момента рождения. Именно тогда мама, убаюкивая его, напевает песенку – колыбельную.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. В условиях детского сада ребёнка учат убаюкивать куклу, покачивая её на руках или в качалке.
Следующий, и неимение значимый для ребёнка элемент фольклора – пестушка. Она заложена в нас генетически и вольно или не вольно мы применяем её в диалоге с маленьким ребёнком.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
С самого раннего возраста мы учим детей браться за руки, водить хоровод, играть «каравай» вокруг ребёнка-именинника и многое другое, но именно в кругу, взявшись за руки. И этим самым мы вольно или невольно выполняем главную заповедь круга – дружба, тепло, изобилие, богатство.
Хоровод, или как его иначе именуют в настоящее время «хождение под песню», сильно разнится от принятых ныне представлений о хороводе. Он включает в себя шесть фигур, в строгой последовательности перетекающих одна к другой, при этом каждая из них исполняется под определенную песню, имеет свое название и выполняется в определенном ритме. Начавшись плавно и неспешна, от фигуры к фигуре, от действия к действию, темп хоровода с течением времени наращивается, увеличивается ритм движения: «Столбы» означают четыре первоэлемента природы (огонь, воздух, вода и земля). Весь мир, вся вселенная формируется в результате их смешения и взаимодействия; «Вожжа» - представляет собой волнистую линию или «змейку», что символизирует волны океана, и космическую бездну; третья фигура «Плетень» - означает, что всё в мире взаимосвязано и неделимо; четвёртая – «Круг», которая даёт силу и добро всем в нём находящимся и всему миру; пятая фигура «Сторона на сторону» - это символ неба и земли, танцуя его всегда поправляли друг на друге одежду выражая тем самым заботу и уважение друг к другу; последняя фигура «На четыре стороны» - означала четыре стороны света, каждая сторона приветствовала другую, а затем всё переходило в весёлую музыку и начинались весёлые танцы кадриль и барыня. А весёлый задорный танец мог закончится шуточными припевками, которые стали называться – частушками.
Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляют двухстрочные песенки («страдания», «семеновна» и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения.
Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка».
Дети с большим желанием поют маленькие весёлые четверостишья, в которых простые и доступные слова. А особенно частушка полезна для исполнения детьми с ОНР, т.к. простые слова, наложенные на мелодию, легко произносятся и поются.
Глава 3
Использование фольклора в развитии двигательной активности детей.
В связи с возрастными особенностями и характером времяпрепровождения ведущее положение в детском фольклоре занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Е.А. Покровский рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Многие игры, забавы - это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых. Исследователь детских игр Н.И. Кравцов писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько естественна, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра - серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра - посильный труд» .
Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий мир. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Именно в игре раскрывается творческое начало маленького человека, так как игра - это естественное состояние ребенка Игра для детей - важный способ познания и обучения. Дети всегда придумывают очень много самых разнообразных игр. Есть игры, в которых различные фольклорные произведения являются неотъемлемой частью, компонентом. Видный историк Э. Тейлор в работе «Первобытная культура» утверждал, что в детских народных играх «воспроизводятся древние стадии истории детских поколений человечества». В играх, так или иначе, отражались национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа. Поэтому на занятиях, праздниках, прогулках стараемся использовать игровой материал разных народов (так называемый региональный компонент), что позволяет расширить кругозор детей и ещё больше гордиться своей Родиной, своим народом.
Глава 4
Знакомство детей с русским народным искусством
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е.Флерина.
Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников программа "Детство" рекомендует обращаться к замечательным образцам русского прикладного искусства: матрёшке, дымковской игрушке, к различным видам росписи (хохлома, гжель, уральская роспись).
Русское искусство недаром является предметом нашей гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту.
Праздничность, праздник – именно эти два слова наилучшим образом подходят для обозначения самой существенной черты русского народного промысла. Народный мастер, украшая деревянную чашку, игрушку пытался вложить в соё изделие это праздничное ощущение радости. Своим изукрашенным и доведённым до совершенства изделием он хотел дать людям удовольствие видеть красивое. Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, шерсть. Дерево и глина самые «тёплые» материалы, которые позволяют не только делать красивые вещи, но и заряжать положительной энергией тех, кто с ними соприкасается.
Поэтому знакомство детей с русским народным искусством очень хорошо и доступно происходит через народную игрушку – деревянную или глиняную, которая воплотила в себя все традиции и каноны. Любая яркая, добротно выполненная игрушка доставляет ребёнку радость. А если ребёнок сам сделал или разукрасил игрушку на свой лад – это доставляет ему двойное удовольствие и пользу, привносит большой вклад в воспитание трудолюбия, выдержки, эстетического вкуса с малых лет.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, помогает лучше запомнить и понять народные традиции.
Дымковская глиняная игрушка и Матрёшка - это чудо-ремесло, которое привлекает к себе своей яркостью красок, забавными игрушками, сделанными руками мастеров. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки и Матрёшки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность увидеть фантазию и творчество народа. Сделанные из глины и обожженные в печи, вырезанные из дерева, разукрашенные яркими красками, игрушки, вошли в наш быт, вписались в интерьеры помещений, стали любимым подарками и сувенирами, а самое главное – они любимы детьми любого возраста.
У народа нет ничего бесполезного – каждая вещь, каждое слово заключали в себе не только пользу, но и красоту. Мало надеть на себя платок – его надо вышить так, что бы похожего по красоте не было ни у кого! Хозяин навешивал на окна ставни, а другой – деревянные кружева! Мастер вырезал посуду, а другой расписывал её, да так, что глаз не оторвать. Всё, что создавал народ, создавалось ручным способом, причем каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – только это путь к совершенству.
Чтобы не нарушать этой традиции мы стараемся приучить ребёнка с раннего возраста не только пользоваться вещами, но и создавать свои, неповторимые творения. И может быть именно кто-то из наших выпускников станет мастером и создаст много прекрасных произведений искусства, пополнив копилку народного творчества.
Глава 5
Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками.
Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями очень яркими, музыкальными. И самое главное их предназначение, по моему мнению, это единение людей, которые пришли на тот или иной праздник, их совместный труд, отдых, создание единого нерушимого уклада жизни. Ну а самая главная задача праздников – сохранение и приумножение вековых традиций русского народа.
И все эти действа никогда не надоедают, а наоборот, чем больше вникаешь в их суть, тем больше хочется через них дарить радость окружающим. Чего только стоят Рождественские гуляния с переодеванием, пением колядок – песен с пожеланиями благополучия и богатого урожая. А Масленичные гуляния с играми, ярмарками, блинами, сжиганием соломенной куклы и кликанием весны! Красивый праздник Троицы, на котором воздаются почести русской берёзке! Да и много других праздников, которые дошли до нас. Ни в коем случае нельзя допустить утрату этих праздников и их полного забвения.
В детском саду мы всем коллективом стараемся в каждый праздник привнести, что- то новое и интересное, неповторимое и не забываемое. Каждый праздник готовится загодя: ведутся беседы в группах, разучиваются заклички, песенки, частушки, игры, готовятся костюмы, а взрослые – готовят театрализованное действие, в котором добро всегда побеждает зло.
В практической части своей работы я хочу поделиться опытом применения на практике – сохранения национальных традиций, установлению связей между крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие:
первое - формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства;
второе - художественное развитие- приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса.
На Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи вносили в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история, а православие - основа духовной жизни русской нации. Формы и способы подачи могут быть самыми разнообразными. Что подтолкнуло меня к русскому искусству? Давно заметила необычайный интерес детей к всему русскому, народному. Люблю русскую музыку, песню. Воспитывать любовь к русскому искусству и с его помощью развивать музыкальные способности - такую задачу поставила перед собой. С 2001 года накапливался опыт, систематизировался репертуар по фольклору, с 2003 года работа ведется постоянно.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.
Начала с чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах. Для этой цели приобрела аудиокассеты с записями профессиональных народных ансамблей и хоров. Все это пригодилось в моей дальнейшей работе. Старалась, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии, поэтому включала их в авторскую программу по музыкальному воспитанию в детском саду «Ладушки».
Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота) незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, Сенечки и др.), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка-говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.
На музыкальных занятиях дети познакомились и с основными движениями русской пляски: хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски «Кадриль», «Хоровод с платками», «Ручеёк», шуточный танец « Антошка» и другие.
Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Пирог», «Ладушки - ладошки», « К нам коза пришла», « Барашеньки-крутороженьки», а в дальнейшем использованы на обрядовых праздниках. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т. е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.
Особенно нравится детям играть на детских музыкальных инструментах, о которых я узнала из книги Ю. Васильева и А. Широкова « Рассказы о русских народных инструментах». Мне повезло тем, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки, румба, бубенцы), которые используются постоянно.
Большую помощь в ознакомлении детей с народно-прикладным искусством оказывают воспитатели: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой. Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана в нашем детском саду духом творчества, радости и любви к русскому народу.
В группах проходили праздники посвящённые Дню Матери, в разработке которых использовались русские народные сказки «Волк с семеро козлят», «Красная Шапочка» и др.
Исконно русский праздник «Масленница» где дети познакомились с народными обычаями, обрядами русского народа. Чего только не было на праздниках: водили хороводы, состязались, кто кого переговорит, пели русские песни, приуроченные к тому или иному празднику, выступали ложкари, дети играли в русские народные игры, пели потешки. В процессе работы важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в народных обрядах, играх, а это легче сделать на детском празднике.
В подготовке такого праздника большое значение имеет контакт с родителями, которые участвуют вместе с детьми в играх, народных обрядах. Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.
Всё выше изложенное я упорядочила в перспективном планировании, которое использую в проведении занятий в группах, начиная со второй младшей. Каждый год оно дополняется новым материалом, варьируется в зависимости от усвоения детьми материал.
С недавнего времени широко использую на занятиях, праздниках ИКТ: создаю презентации по той или иной теме и применяю на своих занятиях, а так же ими пользуются воспитатели при проведении своих занятий. А при проведении новогодних утренников сделали несколько видеосюжетов, которые отлично легли в сюжет утренника. Дети с большим желанием смотрят, сопереживают героям, хотя зачастую узнают в них своих воспитателей. Эту практику хочу продолжить и развить.
Перспективное планирование занятий по «Ознакомлению детей с русским народным творчеством» в подготовительной группе.
С е н т я б р ь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | "Что летом родится - зимой пригодится" | Беседа о лете. Повторение пословиц и поговорок о лете. Загадки об овощах и фруктах. Приготовление фруктового салата. | Столовые принадлежности для приготовления салата. Овощи или фрукты. |
2. | "Народная вышивка" | Продолжение знакомства детей с народной вышивкой. Обучение группы детей вышиванию. | Выставка готовых работ. Все инструменты для вышивания. |
3. | "Волшебная птица" | Продолжение работы по ознакомлению детей с образцами вышивки и кружев (показать работы детей). Разучивание р.н.песни "Уж я сеяла ленок" | Выставка готовых работ. Все инструменты для вышивания. |
4 | "Маша и медведь" | Обыгрывание сказки с использованием: игры "Ворон", исполнение частушек, хоровода "Во поле берёза стояла" | Атрибуты для развлечения |
О к т я б р ь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Октябрь пахнет капустой" | Беседа о характерных для октября явлениях природы. Народный праздник - Сергиев день. | Вилок капусты, ножи, разделочные доски, соль. |
2. | Народный праздник Покров. Загадки об осени, игра "Карусель" | Атрибуты для игры | |
3. | "Хлеб - всему голова!" | Закрепить знания о том, что хлеб нужен каждому человеку. Систематизировать знания о труде хлебороба. Воспитание бережного отношения к хлебу. | Презентация "Как хлеб на стол пришёл". Каравай хлеба на рушнике. Поделки из солёного теста. |
4 | "Покров - натопи избу без дров" | Знакомство с народным праздником Покрова. | Атрибуты к развлечению. |
Н о я б р ь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках «Синичкин день» и «Кузьминки» | Материал для изготовления кормушек. |
2. | «Где живёт перо Жар-птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью. | Выставка изделий украшенных хохломской росписью |
3. | «Чудо-чудо дивное, золотая хохлома!» | Рассказ и показ приёмов хохломской росписи: «кудрина», «травка» и д.р. | Выставка; шаблоны Жар-птицы, краски, кисти. |
4 | «Край родной, Урал-батюшка» | Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города Магнитогорска. | Презентация о городе. |
Д е к а б р ь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Зима – ни лето, в шубу одета» | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение и инсценировка песенки «Как на тоненький ледок» | Картины о зиме. Атрибуты к инсценировке. |
2. | «Светит – да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра «В лесу родилась ёлочка» | Лампадка, свечи, лучина. Плоскостные фигурки для теневого театра. |
3. | «Пришёл мороз – береги ухо да нос» | Загадывание загадок о зиме. Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» | Аудиозапись сказки. Слайды со сценами сказки. |
4 | «Край родной – Урал-батюшка» | Дать понятие что такое легенда Знакомство детей с легендами Урала. | Презентация о реках Урал и Бела. |
Я н в а р ь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Пришла Коляда – отворяй ворота» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях; пение новогодних песенок. | Карты с изображением профессий для игры-гадания «Кем я буду?» |
2. | «Зимние узоры» | Продолжить знакомство с народными промыслами – плетением кружев. Поучить детей самих связать крючком «косичку». | Выставка работ, связанных крючком. Презентация о вологодских кружевах. Крючки и нитки. |
3. | «Гжель прекрасная» | Продолжить знакомство с гжельским художественным промыслом. Лепка столовой посуды из солённого теста. | Презентация «Голубая гжель». Солёное тесто. |
4 | «Гжель прекрасная» | Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров на посуде из солёного теста. | Подсохшие поделки из солёного теста, голубая гуашь, кисти. |
Ф е в р а л ь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Былинные герои» | Познакомить детей с былинными героями: Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем, Добрыней Никитичем. Рассматривание картины «Три богатыря» Васнецова. | Картина «Три богатыря» Васнецова |
2. | «Предание о Светлом рыцаре Георгии» | Рассказать детям историю картины-фрески «Георгий Победоносец» (с использованием теневого театра) | Атрибуты к теневому театру. |
3. | «Защитники Отечества» | Познакомить детей с полководцем - Кутозовым Михаилом Илларионовичем | Презентация о бородинском сражении. |
4 | «Защитники отечества» | Познакомить детей с Суворовым Александром Васильевичем | Картина «Переход Суворова через альпы» |
М а р т | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Сердце матери – лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением пословиц и поговорок. | Заготовки для коллективной поделки в подарок воспитателю и младшему воспитателю. |
2. | «Русская матрёшка» | Рассказ об истории возникновения матрёшки, разукрашивание шаблона матрёшки. Исполнение частушек о матрёшках. | Матрёшка. Кисть, гуашь, шаблон матрёшки. |
3. | Продолжение рассказа о матрёшках и процессе их изготовления. Проведение игры-хоровода «Воротики» | Солёное тесто для лепки матрёшек. | |
4 | Закрепление знаний о матрёшках. Разукрашивание заготовок из солёного теста. | Кисть, гуашь, подсушенные заготовки матрёшек. |
А п р е л ь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Шутку шутить – людей смешить» | Знакомство с потешным фольклором (докучные сказки, небылицы). | Простые карандаши, листы белой бумаги. |
2. | «Камни – самоцветы» | Познакомить детей с творчеством Бажова и его рассказом «Серебряное копытце» | Использовать пещеру. Иллюстрации к сказке. |
3. | «Мастера рядом с нами» | Познакомить детей с работами уральских мастеров» | Презентация «Культура и искусство уральского региона» |
4 | «Каменный цветок» | Рисование с натуры каслинского литья. | Изделия каслинских мастеров. Бумага, гуашь, кисти. |
М а й | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | Русские народные игры на улице. | Атрибуты к играм. | |
2. | |||
3. | Башкирские народные игры на улице. | ||
4 |
Перспективное планирование занятий по «Ознакомлению детей с русским народным творчеством» во второй младшей группе.
сентябрь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Милости просим, гости дорогие!» | Первое посещение детьми младшей группы «избы». Знакомство с её Хозяйкой. | - матрёшка - деревянные ложки, шумовые инструменты |
2. | «Ходит сон близ окон» | Знакомство детей со старинной кроваткой для малыша – люлькой. Слушание и подпевание колыбельных песен. | - подвесная люлька - кукла Машенька - маски кота, собачки, зайки - морковка по количеству детей |
3. | «Во саду ли в огороде» | Знакомство с огородом детского сада | - корзинка, лопатка - почищенные кусочки овощей(репы,моркови) |
4 | «В гости к Хозяюшке» | Посещение «избы». Проведение р.н.игр: «Клубочки», «Жмурки». Хоровод «Ходит Васька серенький». Произвольная пляска под р.н.мелодию. | - моточки разноцветных ниток -атрибуты к играм: маски, платок, ленты для игры «жмурки» |
октябрь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундуком, в котором живут не только старинные вещи, но и вкусные загадки. Знакомство с малой формой фольклора – загадкой. | - сундук, передник, сарафан, вышитая кофта, муляжи овощей, резаные овощи на тарелке под вышитой салфеткой |
2. | «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем избы – котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота». Игра «Жмурки» с котом васькой. | - мягкая игрушка кота (ростовая кукла) |
3. | «Ладушки в гостях у бабушки» | Использование на занятии потешек и прибауток о домашних животных. Загадки о Петушке и Кошке. Игра «Петушок» | - куклы – игрушки: Петушок, кот - шапочка-гребешок |
4 | «Котик, котик, поиграй» | Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра с «котёнком" в катушку на ниточке | - моточки разноцветных ниток -атрибуты к играм: маски, платок, ленточки для игры «жмурки» |
ноябрь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»» | Знакомство с русской печкой, чугунком, ухватом, кочергой | - мягкая игрушка кота Васьки - чугунок с картошкой, сваренной в мундире |
2. | «Русская матрёшка» | Знакомство детей с р.н.игрушкой Матрёшкой. Подпевание песенок «Лесенка», «Ладушки». Пляска «С балалаечкой». Проведение игры «Карусель», «Попляши с Матрёшкой» | - 4 матрёшки - платочки для девочек, балалаечки для мальчиков - карусель с цветными лентами |
3. | «Кузьминки – об осени поминки» (занятие можно провести со средней группой) | Рассказ Хозяйки о народных приметах, связанных с днём Кузьмы и Демьяна. Игра «Ай тари-тари» | - народные инструменты - 2-3 пары бус для игры - чай , самовар, сладкий пирог |
4 | «Идёт коза рогатая» | Знакомство с обитателем «избы» козой Машкой. Разучивание потешки «Идёт коза роготая» | - игрушка или ростовая кукла козы - молоко в стаканчиках от козы Машки |
декабрь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Уж ты, зимушка-зима!»» | Ввести в словарь детей новые слова: тулуп, рукавички, валенки, шаль. Разучивание потешки «Уж ты зимушка-зима». Дидактическая игра «Одень куклу» | - кукла - санки -теплая одежда для куклы, желательно вязанная |
2. | «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем избы – котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота». Игра «Жмурки» с котом Васькой. | - мягкая игрушка кота (ростовая кукла) |
3. | «Ладушки в гостях у бабушки» | Использование на занятии потешек и прибауток о домашних животных. Загадки о Петушке и Кошке. Игра «Петушок» | - куклы – игрушки: Петушок, кот - шапочка-гребешок |
4 | «Котик, котик, поиграй» | Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра с «котёнком" в катушку на ниточке | - моточки разноцветных ниток -атрибуты к играм: маски, платок, ленты к игре «жмурки» |
Я н в а р ь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Колобок» | Знакомство со сказкой «Колобок» | Куклы настольного театра, печёные шарики из теста. |
2. | «Пришла Коляда – отворяй ворота» (занятие проходит как мини спектакль, который показывают старшие дети) | Знакомство детей с обрядовыми праздниками. Познакомить детей с новыми словами: балаган, скоморох. | Маски для ряженья. Печенье-козульки разной формы. |
3. | «Маша и медведь» | Продолжить знакомство с русскими народными сказками через театр. | Театр на фланелеграфе. Мёд и печенье. |
4 | «Домотканые половики» | Знакомство детей с домоткаными половичками и техникой их изготовления. Повторение выученных потешек. Игра «Жмурки». | Дотканные половички разной формы. Бумажные заготовки для аппликации половичка. Игрушка Кот. |
Ф е в р а л ь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Хозяйкины помощники» | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. | Коромысло, ведро, стиральная доска. Видео Емели. |
2. | «Половичку курочка» | Знакомство с веником. Рассказать как готовились к праздникам в старину. Разучивание потешки «наша-то хозяюшка сметлива была» | Веник, расписные полотенца, тряпочки для протирания пыли. |
3. | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая!» | Знакомство детей с обрядовым праздником «Масленица». Обряжение куклы-масленицы, подпевание песенок-колядок. | Соломенная кукла и одежда для неё. Блины. |
4 | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Эстетическая беседа «моя любимая мама». Первое знакомство с пословицами о маме. Игровое упражнение «Вспомни ласковое слово». | Разучить заранее стихи о маме. |
М а р т | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Приди, Весна, с радостью»» | Разучивание весенней заклички «Весна, весна красная!». Знакомство детей с жаворонком – главной приметой Весны. | Яркие ленточки. Печенье в форме птичек. |
2. | «Петушок – золотой гребешок» | Знакомство с Петушком. Разучивание потешки о Петушке. Дидактическая игра «похвали петушка», подвижная игра «Петя-петушок» | Атрибуты к играм: шапочка петушка, колосок (можно настоящий или картонный). |
3. | «Заюшкина избушка» | Продолжить знакомство детей с русскими народными сказками через театр. Игра «Зайка по сенечкам» | Куклы театра би-ба-бо |
4 | «Котик - коток» | Разучивание колыбельной песенки-потешки «Пошёл котик во лесок». Игры «В поясок», «Салки-догонялки». | Люлька с куклой-малышкой, вышитый бисером поясок. |
А п р е л ь | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Весёлые музыканты» | Знакомство с инструментами из оркестра русских народных инструментов. | Погремушки, бубен, колокольчики, шумелки-самоделки |
2. | «Баю-баюшки-баю Машеньку мою» | Продолжить знакомство детей с колыбельными песенками. Укачивание младенца – куклы Кузи. | Дети старших групп в костюмах домашних животных, кукла Кузя с кричащим эффектом. |
3. | «Поиграем с куклой Машей» | Продолжить знакомство с песенками-потешками. Исполнение колыбельных песен под сопровождение. | Дети разучивают стихи – утешения заранее |
4 | «Курочка Ряба» | Продолжить знакомить детей с русской народной сказкой через театр. | Настольный театр, соломенное гнездо с двойным дном, бутафорское яйцо с сюрпризом для детей. |
М а й | |||
№ | Тема занятия | Фольклорное содержание | Используемый материал |
1. | «Сорока-белобока кашу варила | Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком. | Глиняный горшок с гречневой кашей, деревянные ложки. |
2. | «Кот Васька именинник» | Проведение русских народных игр: «Заинька», «Кот и мыши», «Птички» | Атрибуты к играм, бутафорский пирог со свечками. |
3. | «В гости к солнышку» | Продолжить знакомство с закличками. Проведение р.н. игры «Солнышко - вёдрышко» | Дорожка из цветочков на ниточке, маленькие зеркальца. |
4 | «Прощание с избой» | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Прощание с Хозяйкой до осени. |
МДОУ ЦРР детский сад «Колосок»
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила и провела: Рецлова М.А.
музыкальный руководитель
высшей категории
П. Буранный
Историческая справка: 10 октября, в день Савватия Пчеловника, убирают ульи на зиму, угощают детей мёдом.
Оформление:
- Домик, около которого стоит пчелиный улей
- Пчела на гибкой проволоке
- Бочонок мёда
- Колоски
- Каравай хлеба
- Рушник
Действующие лица:
- Осень –
- Савватий –
- Медведь
- Пчёлки
- Колоски
Музыкальный материал:
- «Ах, какая осень»
- «Золотая осень»
- Полька
- Танец «Кадриль»
- «Каждый ломтик хлебушка»
Ход праздника:
Под музыку «Пчелка золотая» дети входят в зал цепочкой и останавливаются в круге. В середину выходит ребёнок и начинает читать стихотворение.
1-й р.: В октябре, когда не грея,
Светит солнце с высоты,
Спят коты на батарее,
Свесив лапы и хвосты.
Это значит – не иначе –
К нам спешит уже мороз,
И сулит его кошачий
Безошибочный прогноз.
Дети исполняют песенку «Золотая осень». После неё в зал под музыку входит осень, танцует, осыпает детей осенними листьями.
Осень: Я, Осень золотая, в гости к вам пришла,
Желтыми листочками землю убрала,
Ярко рыжей краской клёны разукрасила,
На кусты надела золотые платья..
Как добрая художница, я водила кистью,
Дубовые, кленовые разрисовала листья!
Дети берут по листочку и исполняют импровизированный танец по показу Осени. Оставшись в кругу, делают»листопад» и исполняют песенку «Ах, какая осень!» После песни, дети рассаживаются на стульчики, а в середине зала остаются три ребёнка, символизирующие три месяца осени (сентябрь, октябрь, ноябрь). У них на головах соответствующие венки: сентябрь – листья и ягоды, октябрь – листья, ноябрь – колосья пшеницы.
Сентябрь: Ветер лист проносит –
Наступает осень,
С первой паутинкой,
Ранней холодинкой.
Осень – золотайка,
Во поле хозяйка!
Октябрь: Осень наступает,
Осень золотая.
С новым урожаем,
С хлебом – караваем.
Осень – золотайка,
Во поле хозяйка!
Ноябрь: Горницу нарядим,
За столы мы сядем.
А к столу попросим
Золотую осень.
Осень - золотайка
Во поле хозяйка!
Осень: Ой, ребята, тише, тише,
Что – то странное я слышу.
Гость, какой – то к нам спешит,
Громко лапами стучит.
Кто б ты ни был, заходи,
Да ребят повесели.
Ну, смелей, мы ждём гостей,
С ними праздник веселей.
В зал, под весёлую музыку входит Медведь, выполняя танцевальные движения.
Мишка: Здорово, ребятишки!
Не ждали в гости Мишку?!
Проводится игра «Мишка».
- Гей, гей, медведь, куда идёшь?
- Иду кору драть, в реке воду брать.
- Медведь сено косит, дрова носит,
В лесу ходит, соловья ловит,
Кору дерёт, воду берёт.
Медведь выполняет движения по тексту игры.
Ведущий: А куда, Мишенька, ты всё это денешь?
Медведь: Соловья – в клетку,
Сено – подветку,
Кору – избу топить,
Воду – есть варить,
Дрова – в печку,
Да и сам на печку.
Буду на печке сидеть
Песню медовую петь.
Медовая песенка есть у медведя,
Поёт он знакомым её и соседям.
Я совсем забыл, ведь пришел я не просто так, а пригласить вас в гости к дедушке Савватию, ведь сегодня пчелиный праздник.
Ведущая: Мы с ребятами с большим удовольствием отправимся в путь. А ты дорогу знаешь?
Медведь: Конечно. Становитесь, друг за другом, крепко за руки держитесь, и в пути не оторвитесь.
Дети становятся за Медведем, берутся за руки и идут по импровизированному лесу, выполняя все действия за медведем: «змейка», ходьба «гуськом», прыжки и т.д. останавливаются напротив домика Савватия . Медведь просит детей потопать, похлопать. Из домика никто не отзывается. Тогда Медведь просит детей повторить за ним потешку:
Шёл Медведь, косматый мех,
Нёс в мешке весёлый смех,
Зацепил мешком за сук -
Смех рассыпался вокруг.
Дети в конце потешки громко смеются. Из домика появляется дедушка Савватий.
Савватий: Кто это смеётся у меня на пасеке? А это Мишка ребятишек в гости привёл. Здравствуйте, ребята! Здравствуй, мишка-лакомка! Садитесь на поляку, гостями будете.
Мишка: Дедушка, а что это у тебя такое?(показывает на улей)
Савватий: Есть в саду пчелиный домик,
Ульем все его зовут.
Мишка: Кто живёт в нём? Сладкий гномик?
Савватий: Пчёлы милый в нём живут.
В этих домиках жильцы –
Дружные, жужжащие.
И летят во все концы
Сестры работящие.
Мишка: Дедушка, расскажи, как пчёлы мёд собирают.
Савватий: Ну-ка, пчёлки, расскажите, что вы летом делали. Люди рады лету, а пчела цвету.
1-я пчела: Запестрил цветами луг
Без конца и краю.
Целый день за кругом круг,
Я над ним летаю.
2-я пчела: Вот растёт ромашки куст,
Там, Иван – да – Марья.
Мне известны наизусть
Всех цветов названья.
3-я пчела: Этот - тянет лепестки,
Тот – зовёт в объятья,
Потому что мне близки
Все цветы, как братья.
Девочки-пчелки исполняют танец в конце которого «собранную пыльцу» относят в улей и говорят вместе: «Где цветок – там и медок». После этого, Савватий начинает свой рассказ о мёде и его добычи, какой инвентарь используют пасечники, где в улье хранится мёд. Демонстрируется дымарь, соты и мёд в стеклянной банке.
Ведущая: Спасибо, дедушка, за интересный рассказ. Коль у тебя сегодня праздник, мы с ребятами хотим подарить тебе танец «Кадриль».
Исполняется «Кадриль» по принципу игры «Снежный ком». После танца, дети рассаживаются на стульчики.
Савватий: Спасибо, ребята. А загадки вы умеете отгадывать? Ну-ка, я проверю:
Где сладко, там она кружит.
Она жалит и жужжит.
Попадается в компот,
И много мёду нам даёт.
(пчела)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Ужалит – будет плохо.
(оса)
Пока Савватий загадывал загадки, Медведь пробрался к улью и хотел «украсть мёд», но его «укусила пчела». Он ревёт и отходит от улья. Здесь разыгрывается стихотворение «У медведя нос картошкой». Дети, одетые в зверей и насекомых по очереди подлетают к плачущему Медведю.
Бабочка: У медведя нос картошкой и глаза слезятся,
Ковыляет по дорожке, все его боятся.
Эй, топтыгин, что с тобой?
Где ты нос украсил свой?
Мишка: У Савватия, у деда, в ульях пчёлы загудели.
Мёду взять хотел домой -
Познакомился с одной, ой-ойой!
Лиса: Что ты, мишка-медведь,
Что ты вздумал реветь?
Не лежи на боку,
Мы прогоним тоску.
(прикладывает медведю примочку на нос)
Медведь от радости начинает танцевать.
Савватий: Вот как Миша наш пошёл!
Милый Миша, хорошо!
Эх, весёлый перепляс!
Научи-ка, Миша, нас!
Дети исполняют «Полечку парами» под музыку «Пчелка золотая». Медведь танцуют с Савватием.
Савватий: Спасибо вам ребята за танцы и игры, весёлый смех. Порадовали вы меня на праздник. Теперь пора и мне вас угощать. Примите от меня мёд душистый. А где же Медведь?
Мишка: Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Самовар в руках несу,
Прибауточку пою.
Со мной девица идёт
Каравай в руках несёт.
Каравай в руках несёт
Про хлеб песенку поёт.
Девочка в русском народном костюме исполняет песенку «Каждый ломтик хлебушка». После песенки все отправляются в «избу» пить час с хлебом.
Конспект занятий в подготовительной группе.
Тема: «Октябрь – пахнет капустой»
Фольклорное содержание:
- Беседа о характерных для октября явлениях природы
- Народные обычаи и праздники.
- Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой для рубки капусты на засолку.
- Повторение попевки «Восенушка -осень»
Ход занятия:
(первое занятие темы)
Хозяйка встречает детей в избе в фартуке (на столе лежит вилок капусты, деревянное корытце, тяпка).
Хозяйка: Проходите, проходите.
Рада видеть вас друзья.
Закрывайте дверь плотнее,
Идут нынче холода.
Педагог: Хозяюшка, мы наверное не вовремя, у тебя вон работы сколько?
Хозяйка: Я думаю, что вы не простые гости, а помощники. Так или не так?
Дети: Да, помощники. А что нужно помогать?
Хозяйка: Надевайте фартуки, мойте руки и подходите к столу.
- Дети, переодевшись, подходят к столу и Хозяйка начинает рассказ о том, что 8 октября отмечали Сергиев день. Именно в этот день было принято солить капусту на зиму
- Обращает внимание детей на то, какими предметами пользовались в старину для рубки капусты: деревянным корытцем и тяпкой. Демонстрирует, как это происходило. Предлагает нескольким детям попробовать порубить капусту тяпкой.
- Затем все дети принимаются за дело: шинкуют капусту ножами, на разделочных досках. Нашинкованную капусту перемешивают в тазу, солят и рассаживаются за столы, чтобы снять пробу.
Хозяйка: (раскладывает на тарелки детям солёную капусту, приговаривая при этом потешки и пословицы о труде)
Вот спасибо вам за помощь,
Вот спасибо вам за труд.
Кто не ленится работать –
Зимою будет вкусно лопать.
Кто хорошо работает – хорошо есть.
Один день – всю зиму кормит.
Педагог: Посидели, помогли, вкусно перекусили, а теперь пора и честь знать.
Дети прощаясь, покидают «избу», а Хозяйка приглашает их в другой день в гости.
Ход занятия:
(второе занятие темы)
Хозяйка приветствует детей и просит их присесть на лавочки. После этого она начинает разговор об октябре, используя пословицы и поговорки, давая им пояснения и привлекая в разговор детей:
- Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень
- Плачет октябрь холодными слезами
- Октябрь-грязник – ни колеса, ни полоза не любит
- Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой
Хозяйка просит вспомнить, чем они занимались на прошлом занятии и какие предметы быта используют для засолки капусты.
Хозяйка: Сегодня день не простой (14 октября), а праздничный – Покров, который завершал большую работу людей по утеплению жилища, по заготовкам на зиму. Вот послушайте, какие пословицы про этот день придумал народ:
- На Покров до обеда осень, после – зима.
- К Покрову натопи хату без дров.
- Чини избу до Покрова – не то не будет тепла.
- «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром!» - так приговаривали, когда конопатили стены и окна
Хозяйка: Уж очень мне хочется загадать загадки. Умеете отгадывать?
Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл мужик слизняк.
Бросить жалко,
А съесть сыро.
(груздь)
Стоит Антошка на одной ножке.
Кто мимо пройдёт, всяк поклонится.
(гриб)
У кого одна нога,
Да и та без башмака.
(гриб)
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красную шапочку нашёл.
(гриб)
Эти загадки я вам загадала не с проста. В этот день в старину было принято последний раз идти в лес за груздями и рыжиками.
С Покрова начинались посиделки: девушки пряли пряжу, рукодельничали, а юноши – плели лапти, вязали верёвки.
С 14 октября во многих местах начинались Покровские ярмарки. А какая же ярмарка без карусели.
Хозяйка: Мы с вами немного засиделись, а ведь у меня готова для вас карусель. Приглашаю поиграть,
Свою удаль показать.
Проводится игра «Карусель».
В центре зала устанавливается карусель с лентами. Пять играющих берутся за эти ленты и по кругу под музыку выполняют танцевальные движения: шаг с акцентом, топающий шаг, присядку и т.д. Как только музыка смолкает, играющие должны занять четыре приготовленных стула. Кому не достался стул, покидает игру. Его место занимает новый игрок. Количество лент и стульев может быть любым.
По окончанию игры, Хозяйка благодарит детей и прощается с ними до следующего раза.
Конспект занятия в подготовительной группе.
Тема: «Край родной – Урал-батюшка»
Фольклорное содержание:
- Рассказать детям о том, что такое легенда
- Познакомить с тремя легендами о реке Миасс, реке Белая, уральских горах
- Просмотр презентации «Реки могучие, величавые»
Ход занятия:
Дети рассаживаются на скамеечки. Хозяйка достаёт из сундука большую книгу сказок.
Хозяйка: Вот хотела вам сказку почитать. А вы знаете, что такое сказка? (дети дают ответы) Молодцы, тогда сказку я вам читать не буду. А расскажу-ка я лучше легенду. Легенду не простую, а о нашем крае Урале.
Вообще слово «легенда» —обозначает «то, что следует прочитать». Оно возникло в те далекие времена, когда легенды еще не записывались, а рассказывались, передаваясь из уст в уста подобно сказкам.
В основе легенды — рассказ о событии, якобы имевшем место. Чаще всего легенды возникали на основе «свидетельств очевидцев» о чудесах, видениях, связанных с именами святых или с определенной местностью.
В легендах нередко рассказывается о том, чего не было на самом деле, но что могло произойти.
Вот почему так много легенд рассказывают о находках сокровищ, чудесных избавлениях от недугов или победах над многочисленными врагами.
Слушайте первую легенду.
Легенды о реке Белой
Легенда о реке Миасс.
Пугачёв послал в разведку русского и башкира. И вот вышли они к берегу незнакомой реки. Возвратились они. Пугачёв их спрашивает: « Как называется река?» — «Никак», — ответили разведчики. «Тогда сами назовём!» — воскликнул атаман. — Кто первым увидел речку?» Заспорили первооткрыватели: «Ми», — кричит башкир. «Аз»,— твердит русский. «Не спорьте»,— засмеялся Пугачёв, —- пусть река так и называется — Ми-аз — в честь вас обоих». Так и пошло.
Теперь уж не оторвать в слове «Миасс» башкирский слог от русского слога. Навеки слились.
Легенда о том как возникли горы Урала.
«Урал» по-башкирски — пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. А те камни, что лежали в карманах великана, до сих пор находят люди – археологи.
Хозяйка: Не знаю я выдумка это или быль, да только до сих пор текут две красивые реки по нашему краю, а лучше и богаче гор нет во всём мире.
Включается презентация, после которой дети прощаются с Хозяйкой.
Конспект занятия в подготовительной группе.
Тема: «Золотая хохлома»
Фольклорное содержание:
- Продолжить знакомство детей с русским народным промыслом – хохломской росписью
- Учить самостоятельно составлять узор из основных элементов хохломской росписи: «травка», «ягодка», «завиток» и др.
- Разрисовывание шаблонов ложки.
Ход занятия:
Дети рассаживаются в избе за столы, на которых приготовлены шаблоны ложек, вырезанных детьми накануне, гуашь, кисти. Хозяйка выходит к детям с ростовой куклой Бабы Яги.
Хозяйка: Прибыла ко мне из сказки
Нынче Бабушка Яга.
Вся расстроенная очень,
А из глаз бежит слеза.
У неё спросила я,
«Что случилось у тебя?»
Мне ответила она,
Что сегодня именинница.
Разве это повод плакать?
Это здорово, бабуль.
А она в ответ: «Ага,
Вечером придут друзья:
Змей Горыныч и Кощей,
Мне налить им надо щей,
Щи не выпьешь через край,
Ложки всем им подавай.
У меня же ни одной.
Что же делать? Ой-ой-ой!
Педагог: Не волнуйся бабушка, наши детки тебе помогут. Вмиг изготовим ложки.
Б.Я.: Не простые мне нужны, а хохломские.
Педагог: Это ребята делать умеют. Ты оставайся с нами на занятии посмотри, отдохни.
Хозяйка: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные приёмы рисования хохломских узоров.
Дети дают ответы, педагоги дополняют, демонстрируют на листе бумаги. Включается презентация «Золотая хохлома». Затем дети приступают к оформлению ложек. Во время работы баба Яга «ходит» между столами и подбадривает ребят, а видя хорошие работы, восхищается.
По завершению работы, дети вручают ложки Бабе Яге. Она их в свою очередь благодарит и «улетает» в сказку. Необходимо на следующий день показать ребятам либо видео, либо фото, где Яга с гостями ест хохломскими ложками.
Хозяйка прощается с детьми и просит дома для мамы с папой тоже расписать ложку.
Конспект занятия во второй младшей группе.
Тема: «Во саду ли в огороде»
Фольклорное содержание:
- знакомство детей с огородом детского сада
- отгадывание загадок об овощах
- знакомство с трудом взрослых
- игра «Что там выросло?»
Ход занятия:
Дети приходят к Хозяйке в «избу», а она их встречает на пороге с большими корзинами, лопатой.
Хозяйка: Здравствуйте мои милые ребята! Рада бы я вас пригласить в гости, да дела на огороде ждут.
Педагог: А может, и мы тебе на огороде пригодимся? Наши ребята трудолюбивые, всегда старшим помогают.
Хозяйка: Я буду рада таким помощникам. Пойдёмте на мой огород.
Дети вместе хозяйкой и воспитателем проходят на огород, где рассматривают грядки, а вот что на них выросло, отгадывают из загадок.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)
Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет.
(Морковь)
Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)
Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (Помидор)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
После того как дети отгадывают загадки, Хозяйка берёт несколько ребят и идёт к грядке выкапывать тот или иной овощ. А после загадки о тыкве, мальчишки идут помогать Хозяйке. Все овощи складываются в корзину и относятся на кухню, где их принимает повар.
Хозяйка: Спасибо вам ребята за помощь, без вас мне пришлось бы долго на огороде работать. После хорошей работы можно хорошо отдохнуть. Предлагаю поиграть.
Проводится игра «Что там выросло?»
Игра заключается в следующем: водящий стоит в кругу у него закрыты глаза и вытянута рука. Дети идут по кругу и говорят слова
Мы идём по кругу
Рядом друг за другом.
Ну а ты не зевай,
Что в рот положим – угадай.
С этими словами круг останавливается, и водящий идёт вперёд, не открывая глаз. На кого он покажет, тому завязываются глаза, и ложится в рот кусочек овоща или фрукта. Ребёнок должен угадать, что это. Угадавший становится водящим.
Хозяйка прощается с детьми, приглашая их в другой раз приходить в гости.
МДОУ ЦРР детский сад «Колосок»
Фольклорное развлечение для среднего и старшего дошкольного возраста.
Подготовила и провела: Рецлова М.А.
музыкальный руководитель
высшей категории
П. Буранный
Историческая справка:
Сороки – 22 марта – день весеннего равноденствия. В этот день праздновалась основная встреча весны на Руси. По старинной традиции завлекали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны, пряча внутрь конопляное или льняное зерно.
Оборудование для развлечения:
- дерево, на которое дети будут развешивать птичек, и загадывать желания
- презентация «Что я за птица»
- маски птиц на каждого ребёнка
Предварительная работа:
- дети вместе с воспитателем изготавливают из бумаги птичек
- разучивают заклички про весну и жаворонков
Ход развлечения:
Хозяйка встречает детей не в «избе», а заранее приглашает их в музыкальный зал. Здесь приготовлено дерево, которое стоит посередине круга из стульев. Дети проходят и останавливаются за спинкой стульчиков.
Хозяйка: Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Давайте, ребята, позовём солнышко, что бы оно ярче светило.
Дети берутся за руки и идя по кругу поют закличку:
Солнышко, солнышко,
Выгляни на брёвнышко,
Там детки сидят,
На тебя глядят.
После заклички «выглядывает» солнышко и дети рассаживаются на стульчики.
Хозяйка: 22 март, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек-жаворонков, пекли их. У кого не было теста, лепили птичек из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали птичек к верху и кликали весну. Давайте и мы с вами возьмем в руки птичек и, поднимая их, будем кликать весну.
Дети: Жаворонки, прилетите,
Весну красну принесите.
Принесите весну
На своём хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
Хозяйка: А ещё эти птички исполняли желания детей. Давайте и мы с вами подойдём к дереву, загадаем желание и повесим на него птичку. Это желание непременно исполнится.
Дети подходят к дереву, загадывают желания, вешают птиц. По возможности взрослые запоминают желания и на ближайшем родительском собрании сообщают родителям. На следующем занятии дети должны под деревом найти то, что они попросили.
Хозяйка: А как мы с вами можем помочь птицам, вернувшимся из далёких краёв. (ответы детей надо подвести к изготовлению скворечников)
Хозяйка: Дома попросите пап смастерить для скворцов скворечники, а сейчас предлагаю поиграть в игру «Весёлые птицы»
Описание игры:
Дети делятся на две команды: одна – птицы, другая(пары) – домики.
Дети начинают петь песенку-закличку:
Летите весёлые птицы,
Скорей занимайте дома.
Готовы скворечники
Можно селиться,
Готовы дома терема.
Затем звучит весёлая музыка: дети-домики делают «воротики», а дети-птички летают по залу. Как только музыка прекращает, дети-птички занимают домики-воротики. Домиков должно быть на один меньше, чем птичек. Оставшиеся без домика птички, выполняют желания детей (потанцевать, спеть, рассказать стихотворение).
Хозяйка предлагает детям посмотреть презентацию о птицах, которая сопровождается песенкой «Что я за птица?».
Пока дети смотрят и слушают, Хозяйка накрывает в «избе »стол и по окончанию просмотра, приглашает детей попить чай с печеньем в виде жаворонков. Благодарит всех и приглашает, приходит к ней почаще.
Данное занятие должно иметь своё продолжение на прогулке, где дети развешивают птичек на деревья и поют закличку весне и жаворонкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по "Воспитанию валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе""
Материал содержит опыт работы педагога по организации процесса воспитания валеологической культуры дошкольника со второй младшей до подготовительной группы. Опыт был успешно представлен аттестационной...
Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"
Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...
Опыт работы по теме "Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников"
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры...
Опыт работы Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности; - разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьм...
Опыт работы инструктора по физической культуре.
Опыт работы инструктора по физической культуре....
Опыт работ .Тема: «Формирование правовой культуры детей средствами учебно- игровой деятельности»
Тема: «Формирование правовой культуры детей средствами учебно-игровой деятельности» Квалифика...