ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике «Мы входим в мир прекрасного» на основании программы «Здравствуй, музей!»
материал (старшая, подготовительная группа)

Файзуллина Мария Михайловна

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике 
«Мы входим в мир прекрасного»
на основании программы
«Здравствуй, музей!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике 
«Мы входим в мир прекрасного»
на основании программы
«Здравствуй, музей!»

воспитателя МБДОУ «Детский сад 338 комбинированного вида» Ново-Савиновского  района г.Казани

Файзуллина М.М.

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…» Рабиндранат Тагор.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, не могут различать народные промыслы.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС дошкольного образования  в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

 ЦЕЛЬ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста, к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.

Реализация цели возможна через решение следующих задач:

  1. Создание условий для формирования у старших дошкольников проявлений эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, творческой деятельности.
  2. Активизирование проявления интереса к произведениям искусства разных видов и жанров и к средствам их выразительности, музейным памятникам. Обогащение опыта  «насмотренности» разных произведений.
  3. Обогащение опыта посещения детьми музея.
  4. Обогащение представлений детей об окружающей среде.
  5. Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей и сенсорного опыта.

Свою работу  я начала с выявления у детей  знаний по музейной педагогике и определила, что основная часть  детей, очень мало знает о музеях, искусстве,  своем городе - только его название.

 Работу по приобщению детей к музейной педагогике  я начала со  старшего возраста.

Изучив программу, её содержание, при её реализации я использовала следующие формы организации детской деятельности.

Это  различные классические и нетрадиционные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

На  занятиях создаётся  образовательная ситуация, приобретение необходимого опыта, связанного с рассматриванием произведений и обсуждением средств выразительности; использование нетрадиционных техник  изобразительного искусства.  Также используются  интегрированные занятия, занятие с использованием элементов фантазии.

Часто применяются  занятия с использованием ИКТ – технологий. Это – использование мультимедийных презентаций, «Виртуальные  музейные  путешествия»

Наш детский сад работает по проектной деятельности  и все задачи мы решаем по средствам наших проектов таких как:

ПРОЕКТ

МЕРОПРИЯТИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КАРТИНЫ

Моя семья

Беседа с рассматривание репродукций картин русских художников «В кругу семьи»

Портрет, бытовой жанр.

Маковский «Семейный портрет» 1882; Кустодиев «На Террасе»

Осень

Рассматривание репродукций картин русских художников «Осенняя пора»

Пейзаж. Ф. Васильев. «Перед дождем».1870 г. И.Остроухов "Золотая осень".

Откуда хлеб пришёл

ООД  РХПД «Колосья»

И.Шишкин «Рожь»; А.Веницианов «Жниица»; С.А.Коровин «Жницы»

Мой родной город

Виртуальная экскурсия «Вот эта улица, вот этот дом..»

Основные понятия архитектуры.

Александр Новиков. Погожий день. Х., м. 2003

Фарит Суюров. В казанском Кремле. Б., пастель. 2007

Харис Якупов. Кольцо. Х., м. 1969

Моя страна Россия

Просмотр презентации «Москва»

Ярмарка игрушек

Создание мини музея в группе «Народная игрушка»

Народное искусство.

Зима

ООД Познание «Зимние праздники»

Развлечение с родителями «Нардуган», «Гусиное перо»

В.И.Суриков «Взятие снежного городка»; К.Е.Маковский «Народное гулянье во время масленицы»

Животный и растительный мир

ООД. Рисование «Мир животных» знакомство с анималистическим жанром, рассматривание иллюстраций

Художники-анималисты. Е.И.Чарушин; В.Г.Сутеев.

Российская армия

ООД Рисование «Богатыри нашей земли»

Репродукция картины

В.М.Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; Ильдус Муртазин «Батыр»; Рушан Шамсутдинов «Чура  батыр».

Ласковая мама

ООД. Рисование «Портрет мамы»

А. Венецианов Кормилица с ребенком 1831 г.; К. Маковский. «Семейный портрет»; Кустодиев. «Утро».

Мастера народного творчества

Создание мастерской «Утушка» (лепка из глины)

Народное искусство.

Они воспели Татарстан

Выставка рисунков «В гостях у сказки»

М.Врубеля,В.Васнецова, И.Билибина: Избушка на курьих ножках; Баки Урманче «Шурале»; Файзрахма́н Ами́нов «Су Анасы».

Лето

«Краски лета»

Пейзаж. В. Поленов «Заросший пруд» 1879; И. Шишкин «Рожь» 1878, «Перед грозой» 1884;

Фотографии из календаря «Лесная сказка»

   

Вовлечение родителей в совместный с детьми творческий процесс.

   Это участие детей и родителей  в конкурсах различного уровня. Конкурсы творчества  «Осенний букет», «Край родной на век любимый», «В гостях у сказки», «Новый год на всей планете», « Книжки малышки», «Национальные блюда». Создание макетов «Театры нашего города» в марте «Гончарное ремесло» в апреле месяце планируется выставка макетов «Достопримечательности нашего города». Участвуем в районных конкурсах «Юный экскурсовод». В прошлом году заняли первое место в районе и второе в городе.

Реализация программы предполагает создание обогащенной предметно-развивающей среды. Поэтому в группе создан  Центр творчества, который насыщен различными репродукциями, предметами народных промыслов, фотографиями; альбомы: «Художники Татарстана» их картины, «Города Татарстана» и другие. сюжетно-ролевую  игру («Экскурсовод», «Выставочный зал»…), дидактические пособия по проектам.

Также в группе создан  мини – музей «Народная игрушка», который постепенно пополняется экспонатами, принесёнными детьми и родителями.

ПЕРСПЕКТИВА. В дальнейшем я планирую продолжать начатую работу с детьми.  Подробней знакомить детей с достопримечательностями города, архитектурой, его природой,  с художественными произведениями, картинами, скульптурой,

раскрывает обычаи и традиции русского и татарского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики

  Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.      Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

Опыт работы на тему: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной - городом Выкса"

Данный материал отражает опыт работы в рамках проекта по воспитанию патриотизма и гражданственности....

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой".

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают...

Патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Из опыта работы по патриотическому воспитатнию детей дошкольного возраста...

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...