Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
презентация на тему

Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_pedagogicheskogo_opyta_raboty.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Большеберезниковский детский сад «Теремок» Обобщенный педагогический опыт по теме: « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Подготовила: воспитатель 1 кв. категории О. В. Шачинова

Слайд 2

Ольга Владимировна Шачинова • 04.11. 1983 года рождения • Имею высшее образование • Окончила « МГПИ им. М. Е. Евсевьева » в 2006 году по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью « Педагогика и психология» • Решением квалификационной комиссии от 2013 года присвоена 1 квалификационная категория

Слайд 3

Работаю воспитателем в МБДОУ « Большеберезниковский детский сад « Теремок» Общий трудовой стаж-11 лет Стаж педагогической работы- 11 лет В данном учреждении- 7 лет В данной должности- 11 лет

Слайд 4

Несомненно , на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать знакомства с разнообразными видами народного творчества и привлекать к этому родителей. Актуальность темы

Слайд 5

В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.

Слайд 6

Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 80%), участвуют в народных празднествах( 47%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 65%) Многие родители поддержали программу ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе. Работу начали с анкетирования родителей:

Слайд 7

Цель работы : формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи : 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях . 2. Привлечь родителей в воспитательно -образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями . 3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. 4 . Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм . 5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки , заклички , пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей . 6. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Слайд 8

1 . Историческое прошлое России и русского народа . 2. Устное народное творчество . 3 . Народные праздники и традиции . 4 . Народные промыслы . Исходя из условий мною выделены следующие направления работы:

Слайд 9

В своей работе я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой , которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы детского сада.

Слайд 10

Работа строится на основе главных методических принципах: 1. У чет возрастных особенностей детей . 2. Д оступность материала . 3. П остепенность его усложнения . Методические принципы:

Слайд 11

1. Младший возраст – от 3-4 лет ; 2. Средний возраст – от 4-5 лет; 3. Старший возраст – от 5-6 лет; Работа с детьми ориентирована на три возрастные ступени:

Слайд 12

В ней силами воспитателей и родителей собраны предметы старины и быта крестьян. Каждому предмету отведено своё традиционное место: у стены размещается русская печь, у печки чугунок ,ухват. В углу висит икона Божьей матери украшенная рушником .На узорной полочке расположились деревянные ложки, скалка, глиняные кувшины, горшочки,утюги . На столе занял своё место самовар. Ждёт своих рукодельниц прялка,сундук для различных вещей. Украшена наша светёлка старинными рушниками, платками, домоткаными половиками. Чтобы максимально приблизить детей к русской культуре оборудована русская изба.

Слайд 13

В избе провожу специальные занятия по знакомству с русским народным фольклором, русскими народными играми а так же обыгрывание колыбельных песен, заучивание потешек .

Слайд 14

В младшей группе использую потешки , загадки, колыбельные песенки, игры с пальчиками ,ручками. При отборе фольклорного материала учитываю возраст детей . В средней группе добавляю народные игры, сказки, пословицы , поговорки . В старшем дошкольном возрасте использую скороговорки, провожу экскурсии. Свою работу я провожу по специально разработанному плану:

Слайд 15

« Русский народный костюм», «Голубая гжель», «Золотая хохлома», «Русская матрёшка», «Русские народные игры». Провожу занятия по изодеятельности , на которых знакомлю детей с народной декоративной росписью в игровой форме, занятия –беседы:

Слайд 16

Б ольшое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разрабатываю совместно с музыкальным руководителем сценарии праздников и тематических вечеров: « Осенины », « Калядки », «Масленица».

Слайд 17

На музыкальных занятиях используем русские народные распевки , слушаем русские народные мелодии. Дети знают много русских народных песен, обучаются игре на народных музыкальных инструментах: ложках, трещётках , погремушках, свистульках, дудках.

Слайд 18

Взаимодействие с семьёй провожу по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: организую совместные выставки поделок,праздники , посиделки,конкурсы

Слайд 19

В группе оформила уголки для родителей , где разместила информацию практического характера: «Как изготовить с ребёнком тряпичную куклу», «Любимые народные игры детей».

Слайд 20

Для наглядности размещаю демонстрационный материал «Росписи предметов быта , одежды». Всё это делаю для того, чтобы родители не только наблюдали за нашей работой ,но и широко использовали опыт работы нашего дошкольного учреждения.

Слайд 21

Я надеюсь, что моя работа поможет ребёнку почувствовать себя частью великого целого своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое и настоящее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

В данном материале обобщается опыт работы  ДОУ № 435 г.Новосибирска по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре....

опыт работы по теме: "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

В данной работе я систематизировала свою работу по русскому народному творчеству. Так же представляю планирование по данной теме в рамках программы "Детство."...

Мой опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Во все времена для всех поколений важнейшим был вопрос воспитания детей – цель и смысл педагогики. И, как известно, воспитательные возможности народной педагогики бесценны и всегда актуальны, по...

Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры...

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»

В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...

Педагогический опыт воспитателя Шачиновой Ольги Владимировны по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Педагогический опытвоспитателяШачиновой Ольги Владимировныпо теме:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...