"Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
КМО на тему « Педагогические технологии в дошкольном образовании»
Доклад
на тему:
« Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ»
Подготовила: воспитатель МБДОУ «ДСОВ «Улыбка» п. Ханымей Петренко Татьяна Викторовна
2013г.
Детский сад и школа – это место где ребенка учат жить в окружающем мире. Способствует этому новый дидактический метод- метод проектов. Проектный метод в педагогике был разработан преимущественно к процессу обучения. Его суть - обучение через опыты реальной жизни, направленных на результат. Ориентирован на групповую или самостоятельную деятельность детей . Педагогический проект – это продуктивная деятельность.
Проект должен вызвать у детей увлеченность, энтузиазм. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым.
Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов:
- Что я уже знаю об этом? - Что хочу узнать? - Что надо для этого сделать?
Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт и вид презентации.
Интерес к содержанию проекта зависит:
• от удовлетворения разнообразных интересов ребенка; • реализации его потребностей в активной деятельности; • степени самовыражения; • увлеченности совместной деятельностью со взрослым.
Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, понимать , что это общее дело всего коллектива группы, учатся мыслить, рассуждать, доказывать, развивают личные качества такие как самостоятельность, креативность, инициативность, лидерство.
Позиции ребенка | ||
Образовательный процесс | Индивидуальные темы работы над проектом | Глубоко осознанное усвоение базовых знаний |
Педагог в проекте не носитель новых знаний, а организатор.
Классификация проектов:
- доминирующая работа в проекте: исследовательский, практико-ориентированный, творческий, игровой;
- предметно-содержательная область: монопроект или межпредметный;
- характер контактов: общесадовый, одна группа;
- состав участников проекта: индивидуальный, парный, групповой, коллективный;
- по продолжительности: краткосрочный ( одна – две недели), среднесрочный (месяц), долгосрочный (два и и более месяцев).
Уровни проектной деятельности:
- подражательно – исполнительный (3,5 – 5 лет) – первые попытки детей самостоятельно решать проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», « Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки;
- развивающий (5- 6 лет) - к концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата;
- творческий (6 – 7 лет) – активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. У детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Требования к проекту:
- наличие значимой для детей проблемы, задач ее реализации;
- теоретическая, познавательная, практическая значимость предлагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность детей;
- структурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов.
Проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и детей.
Этапы подготовки проекта:
1.подготовительная работа
- анализ объекта проектирования, формулируется проблема по формуле: недостаток знаний + субъект или объект + предмет;
- выбор формы проектирования;
- теоретическое обеспечение проектирования;
- методическое обеспечение проектирования;
- пространственно-временное обеспечение проектирования;
- материально-техническое обеспечение проекта;
- правовое ( проект не должен нарушать действующего в сфере образования законодательства).
2.разработка проекта:
- выбор темы;
- установление связей и зависимости компонентов;
- написание документа по общепринятому алгоритму.
3.проверка качества проекта:
- мысленное экспериментирование проекта;
- экспертная оценка;
- корректировка ( по необходимости);
- принятие решения о внедрении;
4.анализ проектной деятельности:
- защита проекта педагогом;
- промежуточное и общее обсуждение полученных данных;
- коллективное обсуждение результативности проведенного проекта;
- внешняя оценка, вывод.
Алгоритм проекта:
Введение.
- название проекта;
- проблема;
- цель;
- задачи;
- основные шаги по реализации проекта: определение проблемы проекта; постановка цели; привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта; сбор и изготовления наглядного и игрового материала; включение в план проекта занятий, наблюдений, игр, экспериментов, практических заданий и т.д.; домашние задания для совместной работы родителей и детей; продумать форму проведения презентации;
- ожидаемый результат проекта:
расширение и углубление знаний детей, их систематизация ;
- вид проекта:
по продолжительности,
по количеству участников ,
по контингенту (возрасту) ,
по направленности – межпредметный или монопроект,
по характеру деятельности .
- состав участников;
- основные направления проекта;
- межпредметные связи;
- Подготовительный этап.
Определение проблемы проекта; постановка цели; привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта; сбор и изготовления наглядного и игрового материала; включение в план проекта занятий, наблюдений, игр, экспериментов, практических заданий и т.д.; домашние задания для совместной работы родителей и детей; продумать форму проведения презентации.
- Основной этап реализации проекта. Указывается вид деятельности, согласно образовательным областям, темы мероприятий и их методическая разработка в виде конспекта, пособия, итоговая работа по проекту.
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по освоению проекта. Инструментарий выявления уровня знаний детей по теме проекта на констатирующем и контрольном этапах, критерии оценки, таблица результатов мониторинга, итог.
- Отчет педагога по проведенному проекту в выбранной им форме.
Примером проектной деятельности с детьми дошкольного возраста прилагается презентация реализованного мной проекта в области «Познание» направленного на расширение и углубление знаний детей об обитателях водной среды – рыбах « Расскажите на о себе, рыбки!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы «Реализация метода образовательных проектов в практике ДОО, как условие формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка....
Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ.
Сообщение воспитателя на педсовете. Теория использования метода образовательных проектов в практике работы ДОУ....
Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО...
"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...