ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО
методическая разработка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_v_mdou.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Ягодка» Катав-Ивановск
Челябинской области
Цементников улица, №11 дом, Катав-Ивановск город, Челябинская область, Россия,456110
тел:8(351-47)2-90-54, Е-mail: yagodka.mdou@mail.ru
ОКПО 4912511; ОГРН 1027400758219; ИНН/КПП 7410005069/745701001
Старший воспитатель МДОУ Степанова С.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО
При организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками одним из эффективных и перспективных является метод проектной деятельности. Ребенок на этом возрастном этапе характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Основанный на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован:
- на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
- приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;
- формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
- применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования).
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно- поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
План работы воспитателя по подготовке проекта
- Постановка цели проекта.
- Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
В настоящее время проекты классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т. д.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А. С. Пушкина» - на учебный год).
Технология проектной деятельности
Этап проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Первый - постановка проблемы. | 1.Формулирует проблему (цель) (при постановке цели определяется и продукт проекта). 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу (не жестко) | 1.Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта. |
Второй - обсуждение проблемы, принятие задач. | 4.Помогает в решении задачи. 5.Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5.Объединение детей в рабочие группы. 6.Распределение амплуа. |
Третий - работа над проектом. | 7.Оказывает практическую помощь (по необходимости). 8.Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
Четвертый – презентация. | 9. Готовит и проводит презентацию. | 8.Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности. |
Пятый — постановка новой проблемы. | 10. Создает ситуацию необходимости поиска новой информации. | 10. Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации. |
Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.
Для занятий проектированием выделяется один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается после завтрака и прогулки. При этом в проектной деятельности участвуют оба воспитателя, она реализовывается в ходе занятий с детьми по подгруппам (по 5—9 человек). Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом.
Для осуществления мониторинга и проведения рефлексивных обсуждений используется материал из дневниковых записей, видеосъемок проектных занятий и творческих отчетов педагогов. Однако один и тот же материал анализируется с разных позиций.
Проекты МДОУ №8 «Ягода»
Педагоги детского сада большое внимание уделяют проектной деятельности. Особенно удачные проекты по экологическому воспитанию. На протяжении нескольких лет ведется работа по экологии, в которую входят прогулки по экологической тропе во все времена года, экспериментальная деятельность детей. Совместно с детьми, разработаны карты маршрутов экскурсий с объектами наблюдений.
Проекты с использованием регионального компонента также присутствуют в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Это история нашего региона, природа и хозяйство, русский быт.
Название проекта | Тип проекта | Цель проекта |
«Экологическая тропа осенью» | познавательно-экспериментальный | расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе |
«Зимушка-зима» | информационно - практико-ориентированный | создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе проекта |
Использование мнемотаблиц в старшей (разновозрастной) группе по | познавательно-экспериментальный | познакомить детей с природой родного края через использование мнемотехники |
«Мир камня» | исследовательско-творческий | познакомить детей с разновидностью камней |
«Серебряное копытце» | речевой, познавательный | познакомить детей со сказкой «Серебряное копытце»; через сказку расширять представление о жизни, труде и быте людей, о дарах Южного Урала |
«Золотая осень» | познавательный | пополнить и обогатить знания детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты» |
«Зимняя сказка» | творческий, познавательно – исследовательский | развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности со снегом |
«Волшебница вода» | поисково – экспериментальный | способствовать у детей развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельному познанию и мышлению |
«Комнатные цветы» | познавательно – исследовательский | показать детям, как богат и разнообразен удивительный мир комнатных растений |
«Русская горница» | информационно-практико-ориентированный | знакомство с традициями и обрядами на Руси |
«Наш дом - Южный Урал» | информационно-практико-ориентированный | способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием |
"Знакомство с творчеством Н.Н. Носова" | познавательно-речевой | познакомить детей с творчеством Н.Носова; составить рассказы о главных героях его произведений; совершать добрые поступки |
"Новогодние игрушки" | творческий, исследовательский | пропагандировать и популяризировать детское творчество и активизировать творческие возможности детей |
«Мир тестопластики в творчестве детей» | творческий | развитие творческих способностей, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, координации и тактильных ощущений рук, речи детей через использование технологии тестопластики |
Литература
- Методическая работа в ДОО. ФГОС ДО. Современные технологии образования дошкольников/ авт.-сост. Е.В. Михеева.
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений (5-7 лет).
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).
- Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ"
Консультация для педагогов...
Презентация опыта работы «Реализация метода образовательных проектов в практике ДОО, как условие формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка....
Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ.
Сообщение воспитателя на педсовете. Теория использования метода образовательных проектов в практике работы ДОУ....
Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...
"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...