ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО
методическая разработка

Степанова Светлана Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_mdou.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Ягодка» Катав-Ивановск

Челябинской области

Цементников улица, №11 дом, Катав-Ивановск город, Челябинская область, Россия,456110

тел:8(351-47)2-90-54, Е-mail: yagodka.mdou@mail.ru

ОКПО 4912511; ОГРН 1027400758219; ИНН/КПП 7410005069/745701001

Старший воспитатель МДОУ Степанова С.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО

При организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками одним из эффективных и перспективных является метод проектной деятельности. Ребенок на этом возрастном этапе характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Основанный на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован:

  • на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
  • приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;
  • формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
  • применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования).

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно- поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

План работы воспитателя по подготовке проекта

  1. Постановка цели проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

В настоящее время проекты классифицируются:

а)        по составу участников;

б)        по целевой установке;

в)        по тематике;

г)        по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т. д.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А. С. Пушкина» - на учебный год).

Технология проектной деятельности

Этап проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый - постановка проблемы.

1.Формулирует проблему (цель) (при постановке цели определяется

и продукт проекта).

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу (не жестко)

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

Второй - обсуждение проблемы, принятие задач.

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

Третий - работа над проектом.

7.Оказывает практическую помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

Четвертый – презентация.

9. Готовит и проводит презентацию.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности.

Пятый — постановка новой проблемы.

10. Создает ситуацию необходимости поиска новой информации.

10. Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.

Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.

Для занятий проектированием  выделяется один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается после завтрака и прогулки. При этом в проектной деятельности участвуют оба воспитателя, она  реализовывается в ходе занятий с детьми по подгруппам (по 5—9 человек). Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом.

Для осуществления мониторинга и проведения рефлексивных обсуждений  используется материал из дневниковых записей, видеосъемок проектных занятий и творческих отчетов педагогов. Однако один и тот  же материал анализируется с разных позиций.

Проекты МДОУ №8 «Ягода»

    Педагоги детского сада большое внимание уделяют проектной деятельности. Особенно удачные проекты по экологическому воспитанию. На протяжении нескольких лет ведется работа по экологии, в которую входят прогулки по экологической тропе во все времена года, экспериментальная деятельность детей.       Совместно с детьми, разработаны карты маршрутов экскурсий с объектами наблюдений.

    Проекты с использованием регионального компонента также присутствуют в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Это история нашего региона, природа и хозяйство, русский быт.

Название проекта

Тип  проекта

Цель проекта

«Экологическая тропа осенью»

познавательно-экспериментальный

расширять представления об объектах экологической тропы   и о сезонных изменениях в природе

«Зимушка-зима»  

информационно -  практико-ориентированный

создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе проекта

Использование мнемотаблиц в старшей (разновозрастной) группе по
познавательному развитию.

познавательно-экспериментальный

познакомить детей с природой родного края через использование мнемотехники

«Мир камня»

исследовательско-творческий

познакомить детей с разновидностью камней

«Серебряное копытце»

речевой, познавательный

познакомить детей со сказкой «Серебряное копытце»;  через сказку расширять представление о жизни, труде и быте  людей, о дарах Южного Урала

«Золотая осень»

познавательный

пополнить и обогатить знания детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»

«Зимняя сказка»

творческий, познавательно – исследовательский

развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности со снегом

«Волшебница вода»

поисково – экспериментальный

способствовать у детей развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельному познанию и мышлению

«Комнатные цветы»

познавательно – исследовательский

показать детям, как богат и разнообразен удивительный мир комнатных растений

«Русская горница»

информационно-практико-ориентированный

знакомство с традициями и обрядами на Руси

«Наш дом - Южный Урал»

информационно-практико-ориентированный

способствовать воспитанию и  развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием

"Знакомство с творчеством Н.Н. Носова"

познавательно-речевой

познакомить детей с творчеством Н.Носова;  составить рассказы о главных героях его произведений; совершать добрые поступки

"Новогодние игрушки"

творческий, исследовательский

пропагандировать и популяризировать  детское творчество и активизировать  творческие  возможности детей

«Мир тестопластики в творчестве детей»

творческий

развитие творческих способностей, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, координации и тактильных ощущений рук, речи детей через использование технологии тестопластики

Литература

  1. Методическая  работа в ДОО. ФГОС ДО. Современные технологии образования дошкольников/ авт.-сост.  Е.В. Михеева.
  2. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для  педагогов дошкольных учреждений (5-7 лет).
  3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).
  4. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ.

Сообщение воспитателя на педсовете. Теория использования метода образовательных проектов в практике работы ДОУ....

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...