Презентация опыта работы «Реализация метода образовательных проектов в практике ДОО, как условие формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста»
материал на тему
Пояснительная записка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_paul_l.v.docx | 23.14 КБ |
realizatsiya_metoda_obrazovatelnykh_proektov.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация метода образовательных проектов в практике ДОО,
как условие формирования предпосылок к учебной деятельности
у детей дошкольного возраста»
Пауль Лариса Викторовна(24.09.1963г.),
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 41с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников», окончила Томский государственный педагогический университет, педагогический стаж: 30лет 7мес.
Общая тенденция развития современного общества и производства таково, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому государственный и социальный заказ ориентируют педагогов образовательных учреждений на решение главной педагогической задачи - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исходя из того, что методологической основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход (основоположники – научная школа Л.С. Выготского), основной ключевой аспект обновления дошкольного образования – это пересмотр технологий и методик с точки зрения обеспечения дошкольнику роли активного субъекта собственного развития и обучения, содействия формированию предпосылок к учебной деятельности.
Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности, который на протяжении последних лет мы пытаемся адаптировать в практике нашей дошкольной организации.
На каждой возрастной ступени дошкольного детства мы реализуем образовательные проекты различных видов: по продолжительности, по составу участников, по направленности. Вместе с тем, спецификой проектной деятельности является ее комплексный интегрированный характер, что является требованием современного построения образовательного процесса.
Независимо от вида, структура проектной деятельности остается единой, ее можно выразить формулой «5П»:
- Любой проект начинается с постановки социально-значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Решаяпроблему, ребенок применяет необходимые знания и умения из различных областей жизни, получая реальный и ощутимый результат.
- Следующий этап - планирование действий по разрешению проблемы, выдвижение гипотез и определение ресурсов решения задачи, а также продукта проектной деятельности.
- Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт, который разрабатывают и оформляют участники проекта для разрешения поставленной проблемы.
- Подготовленный продукт представляется заказчику и (или) заинтересованным представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Особое внимание при организации проектной деятельности мы уделяем исследовательским проектам («Огонь – друг или враг?», «Почему сосульки плачут?», «Почему собака кусается?», «Одиночка и коллектив»), организация которых способствует формированию у детей предпосылок к учебной деятельности, повышению самостоятельности, инициативности, уровня развития целенаправленной поисковой и исследовательской деятельности детей.
Эффективность социально-значимых проектов («Мы - за пожарную безопасность!», «Всем нужна вода!», «Город мастеров», «Сохраним березку», «Правила дорожные всем знать положено» и др.) с точки зрения развития личности ребенка неоспорима: разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование всех социально-нормативных возрастных характеристик, заложенных в стандартах, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Существенные особенности проектной методики в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности. К их числу можно отнести проекты нравственной, гражданско-патриотической направленности «Герои моей семьи», «Герб моей семьи», «Мое родословное древо», «Мама, папа, я – Анжерская семья», «Золотое место Кузбасса» и др.
Сравнительный анализ результатов итоговой диагностики уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп свидетельствует об эффективности использования проектного метода в практике ДОУ. Данное обследование проводилось путем педагогических наблюдений за деятельностью детей в естественных и специально-созданных условиях, а так же с использованием модифицированных методик Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Ж. Пиаже.
Высокий и средний уровень развития предпосылок УУД демонстрируют в среднем 96% детей, входящих в состав экспериментальной группы:
100% воспитанников выражают свои чувства, мысли, желания, планы, задают вопросы, аргументируют свою точку зрения.
88% детей ставят цель, отбирают необходимые средства для её осуществления, определяют последовательность действий; делают выбор и принимают решения; договариваются о совместных действиях, работают в группах; прогнозируют результат, оценивают и корректируют действия (свои, других).
96% детей называют и используют различные источники знаний, адекватные возрасту (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, Интернет)
100% детей знают и соблюдают правила безопасности поведения в быту, в разных видах деятельности, в разных ситуациях.
Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностики подтверждает эффективность проектного метода, как средства формирования предпосылок у детей к учебной деятельности, и, следовательно, достижения современного качества дошкольного образования.
Опыт реализации проектного метода в ДОУ обобщен в методических разработках, пособиях «Проектируем вместе», «Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий», «Хочу все знать» и «Проектный метод, как средство формирования ключевых компетенций детей старшего дошкольного возраста» - последняя из перечисленных работ является победителем городского конкурса методических разработок «5У» и лауреатом международной выставки-ярмарки «Кузбасский образовательный форум – 2012». Для педагогического сообщества данный опыт был представлен на V Всероссийской научно-практической конференции «Российское образование в XXI веке: проблемы, перспективы» (2011г.), а так же размещен на персональном сайте (Web-адрес сайта: http://nsportal.ru/larisaviktor) в социальной сети работников образования ns.portal.ru .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«...целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности …» ФГОС ДО Приказ №1155 от 17.10.2013г.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу Системно – деятельностный подход - это методологическая основа стандартов общего образования нового поколения - это организация и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности. (основоположники – научная школа Л.С.Выготского )
«Проект» – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определен-ной целью» Суть “метода проектов” - организация образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально - ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. У.Х.Килпатрик
Классификация проектов: (Е.Г. Кагаров , М.В. Крупенина)
«5 П» Структура проекта:
Исследовательские проекты
Результаты начальной диагностики сформированности предпосылок УУД (январь 2012г.) Виды УУД эксперименталь-ная группа контрольная группа Личностные 62,5% 58% Регулятивные 54,1% 58,3% Познавательные 66,6% 66,6% Коммуникативные 70,8% 70,8%
Результаты итоговой диагностики сформированности предпосылок УУД (сентябрь 2014г.) Виды УУД эксперименталь-ная группа контрольная группа Личностные 87,5% 79,1% Регулятивные 79,1% 70,8% Познавательные 95,8% 75% Коммуникативные 91,6% 83,3%
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"
Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...
Представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Материал был представлен на городской августовской конференции педагогических работников. ...
Презентация опыта работы "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"
Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения ...
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...
Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...
Профессиональное совершенствование деятельности педагогических работников. Практический конструктор моделирования образовательного пространства. «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение компетенции педагогов по теме «Методы, формы и средства формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»...
«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...