"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".
статья (старшая группа)
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют "почемучками".
Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.
Проектный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование личностных качеств ребёнка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребёнок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно - образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
* комплексные блочно - тематические занятия;
* занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования т. д.;
* метод проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления;
* интеграция:
- частичная интеграция;
- полная интеграция.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. на основе изученных проблем детей поставить цель проекта;
2. разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);
3. привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;
4. составление плана - схемы проекта;
5. сбор, накопление материала;
6. включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;
7. домашние задания для самостоятельного выполнения;
8. презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов:
1. целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени;
2. разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели;
3. выполнение проекта - практическая часть;
4. подведение итогов - определение задач для новых проектов
В настоящее время проекты классифицируются:
1. по составу участников;
2. по тематике;
3. по целевой установке;
4. по срокам реализации;
5. в практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна;
ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы);
информационно - практико - ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социалные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например "Театральная неделя").
Ролевой проект.
Цель: решение проблемных ситуаций в игре.
Результат: осознание проблем в игровой ситуации.
Ценность: ребёнок проживает предполагаемую ситуацию в игре.
Структура: создание проблемной ситуации - распределение ролей - игра - представление результатов.
Форма продукта: игра.
Возможная форма презентации: фильм, альбом, портфолио.
Оценка: оценивается деятельность в соответствии с принятой ролью. Участники проекта принимают на себя определённые роли, обусловленные его характером и содержанием. Пример: "Школа", "Профессия
пожарный".
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролевые - игровые и творческие проекты: "Любимые игрушки", "Азбука здоровья" и др.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте - это:
* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
*активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
*формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте - это:
*формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
*развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
*формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
* желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод ролевого проекта актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что
позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Литература:
1. Киселёва Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авторы - составители: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога,
М. Б. Зуйкова - 3 - е издание. М.: АРТИ, 2005.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».
Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....

Статья на тему "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"
Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители....

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации....