Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
методическая разработка
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №42
Приморского района г. Санкт-Петербурга
.
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Воспитатель
высшей категории:
Соколова И.А.
Санкт-Петербург
2020г.
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а так же к стремлению к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание информационных проектов для детей могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом – игровых, творческих, познавательных – можно предложить следующую тематику проектов.
Информационно-игровые проекты:
- Сюжетно-ролевая игра «Театр» (беседы на тему «Театр», «Правила поведения в театре»; привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игры в театр; подготовка презентации на тему «Театральные профессии»; распределение ролей и обыгрывание различных ситуаций).
- «Полет в космос» (подбор книг и фотографийна тему «Космос», создание картотеки подвижных и дидактических игр на тему, изготовление атрибутов для игры, создание мини-музея).
Информационно-творческие проекты:
- «Осенний вернисаж» (организация выставки на тему).
- «В гостях у сказки» (выбор сказки, изготовление декораций, афиши, пригласительных билетов, героев сказки и показ сказки родителям и детям других групп).
- «Мой любимый папа» (подготовка праздничного мероприятия к Дню Защитника Отечества, изготовление пригласительных билетов и подарков для пап).
Информационно-эспериментальные проекты:
- «Снег-снежок» (проведение различных экспериментов со снегом, оформление журнала экспериментов из детских зарисовок).
- «Волшебные горошинки» (знакомство с растением, посадка гороха в прозрачные емкости для наблюдений за ростом растения, оформление дневника наблюдений).
Информационно-познавательные проекты:
- «Моя родословная» ( подбор литературы по теме «Семья», беседы на тему «Моя семья», создание семейного древа, создание фотоальбома «Моя семья»).
- «Красная книга» (создание книги об исчезающих видах растений, животных и птиц).
- «Русская изба» (изучение познавательной литературы на тему «Русская изба», подбор и изучение экспонатов, информации, литературы, собранных родителями; оформление макета русской избы в группе; оформление мини-музея «Старинные предметы быта» и многое другое).
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до нескольких дней) и длительными (до 1 года).
Работа над проектом проходит в несколько этапов:
- постановка цели;
- поиск формы реализации проекта;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
- организация совместной с педагогами, родителями и детьми деятельности;
- работа над частями проекта;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Используя метод проекта в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно. Важно, чтобы задания родителям и детям не были слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.
Литература:
- Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».
Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....
Статья на тему "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"
Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители....
Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
ГБДОУ Детский сад № 23 Центрального района Санкт-ПетербургаШумакова А. П., музыкальный руководитель «Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней ...
"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...