Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
методическая разработка

Соколова Ирина Анатольевна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад №42

Приморского района г. Санкт-Петербурга

                           

.

              Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

                                                                                   

                                                                                    Воспитатель

                                                                        высшей категории:

                                                                                                           Соколова И.А.

                                        Санкт-Петербург

                                                        2020г.

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

                                                                                   

        Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

        Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

        Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды,  это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

        Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она

  • Личностно ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

        Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

        Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а так же к стремлению к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

        Тематика и содержание информационных проектов для детей могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом – игровых, творческих, познавательных – можно предложить следующую тематику проектов.

        Информационно-игровые проекты:

  • Сюжетно-ролевая игра «Театр» (беседы на тему «Театр», «Правила поведения в театре»; привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игры в театр; подготовка презентации на тему «Театральные профессии»; распределение ролей и обыгрывание различных ситуаций).
  • «Полет в космос» (подбор книг и фотографийна тему «Космос», создание картотеки подвижных и дидактических игр на тему, изготовление атрибутов для игры, создание мини-музея).        

        Информационно-творческие проекты:

  • «Осенний вернисаж» (организация выставки на тему).
  • «В гостях у сказки» (выбор сказки, изготовление декораций, афиши, пригласительных билетов, героев сказки и показ сказки родителям и детям других групп).
  • «Мой любимый папа» (подготовка праздничного мероприятия к Дню Защитника Отечества, изготовление пригласительных билетов и подарков для пап).

        Информационно-эспериментальные проекты:

  • «Снег-снежок» (проведение различных экспериментов со снегом, оформление журнала экспериментов из детских зарисовок).
  • «Волшебные горошинки» (знакомство с растением, посадка гороха в прозрачные емкости для наблюдений за ростом растения, оформление дневника наблюдений).

Информационно-познавательные проекты:

  • «Моя родословная» ( подбор литературы по теме «Семья», беседы на тему «Моя семья», создание семейного древа, создание фотоальбома «Моя семья»).
  • «Красная книга» (создание книги об исчезающих видах растений, животных и птиц).
  • «Русская изба» (изучение познавательной литературы на тему «Русская изба», подбор и изучение экспонатов, информации, литературы, собранных родителями; оформление макета  русской избы в группе; оформление мини-музея «Старинные предметы быта» и многое другое).

        По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до нескольких дней) и длительными (до 1 года).

        Работа над проектом проходит в несколько этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск формы реализации проекта;
  3. разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса;
  4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  6. организация совместной с педагогами, родителями и детьми деятельности;
  7. работа над частями проекта;
  8. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

        Используя метод проекта в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно. Важно, чтобы задания родителям и детям не были слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.

Литература:

  1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  3. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».

Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий  в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....

Статья на тему "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего  сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители....

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации

ГБДОУ Детский сад № 23 Центрального района Санкт-ПетербургаШумакова А. П., музыкальный руководитель «Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней ...

"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...