Статья: "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации" (из опыта работы)
статья
Томилова О.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №67 Выборгского района
Санкт-Петербурга
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Понятие "проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. [1] Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В настоящее время проекты классифицируются:
По предметно-содержательной области:
- монопроект в рамках одной области знаний;
- межпредметный проект на стыке различных областей. По характеру контактов: среди воспитанников одной возрастной группы, дошкольного учреждения, города.
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.
По продолжительности: краткосрочные – одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные. В практике современных дошкольных учреждений используют следующие виды проектов: 1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). 2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
3. Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Благодаря присущей детям любознательности, дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе. 5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Информационные проекты оформляют на стендах, витражах и т.д. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация. Чтобы найти материал для данного проекта, ребенок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно-следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы, получить информацию при общении, уметь принимать помощь.
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
• подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
• пополнение предметно-пространственной среды;
• подбор диагностического материала для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;
• выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
•формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.
III этап - практический:
• коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
• определение содержания работы;
•реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
• обобщение и распространение опыта работы;
• защита проекта.
IV этап — заключительный:
• анализ достижения целей и полученных результатов;
•определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:
•Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
•Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
• Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
•При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. •Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. •Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
•В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. • Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике. •Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.
• На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками.
Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.
Итак, участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Литература:
1.Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авторы - составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005.
2.Пьянкова, Л. А. Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения / Л. А. Пьянкова // Современные подходы к развитию системы дошкольного образования: теория, практика и тенденции: материалы Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, г. Кемерово, 26 августа-27 сентября 2013 г. /сост. : Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова, Т. Б. Игонина, М. В. Дорн, Е. И. Мельник. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – С. 67–70.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_tomilova_o.v._vozmozhnosti_informatsionnogo_proekta_v_praktike.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Томилова О.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №67 Выборгского района
Санкт-Петербурга
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Понятие "проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. [1] Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В настоящее время проекты классифицируются: По предметно-содержательной области: - монопроект в рамках одной области знаний; - межпредметный проект на стыке различных областей. По характеру контактов: среди воспитанников одной возрастной группы, дошкольного учреждения, города.
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый. По продолжительности: краткосрочные – одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные. В практике современных дошкольных учреждений используют следующие виды проектов: 1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). 2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. 3. Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей. 4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Благодаря присущей детям любознательности, дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе. 5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Информационные проекты оформляют на стендах, витражах и т.д. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация. Чтобы найти материал для данного проекта, ребенок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно-следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы, получить информацию при общении, уметь принимать помощь. Работа над проектом происходит в несколько этапов: I этап – организационно-подготовительный: • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; • пополнение предметно-пространственной среды; • подбор диагностического материала для выявления знаний детей. II этап - рефлексивно-диагностический: •анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений; • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; •формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме. III этап - практический: • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте; • определение содержания работы; •реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка; • обобщение и распространение опыта работы; • защита проекта. IV этап — заключительный: • анализ достижения целей и полученных результатов; •определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен: •Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. •Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. • Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. • Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
•При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. •Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. •Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. •В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. • Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике. •Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом. • На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности. Итак, участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Литература
1.Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авторы - составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005. 2.Пьянкова, Л. А. Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения / Л. А. Пьянкова // Современные подходы к развитию системы дошкольного образования: теория, практика и тенденции: материалы Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, г. Кемерово, 26 августа-27 сентября 2013 г. /сост. : Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова, Т. Б. Игонина, М. В. Дорн, Е. И. Мельник. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – С. 67–70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной организации (из опыта работы)"
разработка информационного проекта, совместно с детьми, родителями и воспитателями...
Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».
Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....
Статья на тему "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"
Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители....
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
ГБДОУ Детский сад № 23 Центрального района Санкт-ПетербургаШумакова А. П., музыкальный руководитель «Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней ...
"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...