« Роль развивающих игр в познавательной деятельности детей»
статья (старшая группа) по теме
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_razvivayushchikh_igr_v_poznavatelnoy_deyatelnosti_detey.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа Коломна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Светлячок»
« Роль развивающих игр в познавательной деятельности детей»
Воспитатель:
Попова Ольга Михайловна
Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.
Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и следовательно, в опыт.
Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста - организация познавательной деятельности.
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий;
- отбирать способы решения поставленной задачи
- добиваться результата и анализировать его.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности включает в себя цель, мотив, способы условия, результат. Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:
— цель - получить знание, добыть информацию
— мотив - определяется конкретной ситуацией (для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т.д.);
— способы — познавательные умения, способы действий;
— условия — предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели;
— результат — новое знание (комплекс знаний).
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте детерминирован (обусловлен) потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Средства познавательной деятельности: способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «внутри» которой находится познавательная деятельность: игровой, художественной, математической и т.д.
Свою работу по теме « Роль развивающих игр, в познавательной деятельности детей » провожу с детьми старшего дошкольного возраста.
На занятиях мною широко используется занимательный дидактический материал, который обыгрывается в разнообразных проблемно-игровых ситуациях.
Изучив методическую литературу по данной теме, я отобрала игры и упражнения для проведения организованной образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, и в индивидуальной работе с детьми. В группе выбрала удобное место для размещения игр.
Из всего многообразия развивающих игр я включила в свою работу с детьми и активно использую в образовательном процессе цветные палочки X. Кюизенера.
Широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, игры и упражнения основаны на группировании палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости - желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий.
Палочки Кюизенера, их основные особенности – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера позволяют перевести практические внешние действия во внутренний план; освоить пространственные отношения. Дидактический материал дает возможность упражнять в составлении числа из единиц и двух меньших чисел; научить измерять объекты; научить арифметическим действиям (сложение, вычитание, деление умножение); научить делить целое на части; подвести к осознанию соотношений «меньше – больше», «меньше на – больше на».
Такие игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит.
Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей:
- Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память;
- Развивать воображение и творческие способности детей;
- Активизировать познавательную деятельность детей, научить их мыслить нестандартно;
- Развить у них упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения;
- Закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке;
- Развивать такие качества, как самостоятельность и инициативность.
При всем своем разнообразии развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».
4. В игровые задания входят задачи разной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого, поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему все объясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества.
6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
7. Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.
В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Литература:
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
Недопасова В.А. Растем играя : Сред. и ст. дошк. возраст : Пособие для воспитателей и родителей / В.А. Недоспасова. – М.: Просвещение, 2002.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы / Авт.-сост.: Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое преобразование развивающей среды, как важнейшее условие формирования познавательной деятельности детей раннего возраста с нарушением зрения.
Создание оптимальных условий для целостного развития детей раннего возраста...
Роль загадок в познавательной деятельности детей с ОНР
Загадки - неизменная составляющая многих занятий в детском саду. Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки.Как произведение устного народного творчества, знаком...
Конспект по технологии развивающего обучения «Интегрировано-тематическая познавательная деятельность детей старшей группы»
Конспект по технологии развивающего обучения «Интегрировано-тематическая познавательная деятельность детей старшей группы»...
Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольника
Советы как развивать ребенка...
Сообщение из опыта работы: "«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»
«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»...
физкультурно-познавательный проект "Роль подвижных игр в подвижной деятельности детей"
физкультурно-познавательный проект по ознакомлению детей с подвижными играми( в том числе,с играми народов мира)....
Выступление "Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольников"
Выступление "Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольников" (с показом презентации)...