Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через развивающие игры.
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
В данной статье представлены развивающие игры, которые способствуют активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.
Дементьева О.Н.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 46
Пушкинского района Санкт-Петербурга.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А
Дошкольники - прирожденные исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность. Педагог ставит перед ребенком определенную задачу, предлагая разные пути ее решения и контролирует процесс усвоения. Однако, задача состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. В рамках исследовательского подхода, обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка. Педагог не сообщает детям готовые знания, не предлагает способы деятельности. Созданную проблемную ситуацию, ребенок сможет решить, если привлечет свой опыт, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Экспериментирование- сложный процесс познания, требующий большой предварительной подготовки, направленной на развитие основных психических процессов, таких как: восприятие, память, мышление, воображение. В связи с этим в методику работы с детьми включаются развивающие игры. Они способствуют активизации познавательной деятельности детей и могут быть использованы в работе с детьми на этапе дошкольного возраста как на занятиях, так и в повседневной жизни.
ИГРЫ СО СВЕТОМ И ТЕНЬЮ.
Оборудование: фонарики разного размера, настольная лампа, ширма для показа «театра теней», темные очки (лучше пластиковые)
Игры-эксперименты:
- игры в теневой театр (театр картинок и теней на стене)
У кого тень интереснее? Угадай, чья это тень? У кого длинная тень?
- «Прятки и поиски» (поиск спрятанных предметов в темноте с помощью фонариков, в темных очках)
ИГРЫ С ВЕТРОМ.
Оборудование: султанчики, ленточки, вертушки, изготовленные педагогом и детьми, таз с водой и плавающими в нем игрушками.
Игры-эксперименты:
- «Поймай ветер» (и твоя вертушка завертится),
- «Куда ветер дует» (используем таз с плавающими в нем корабликами),
- «Ветер теплый и холодный» (используем фен, который находится в руках воспитателя),
- «Сами сделаем ветер»(используем султанчики).
ИГРЫ СО ЗВУКАМИ
Оборудование: емкости из разных материалов, заполненные различными веществами (песком, водой, крупой, железными предметами, пластмассовыми шариками, природными материалами -горохом, желудями, семечками), различные сорта бумаги, фольга, калька. Молоточек
Игры-эксперименты:
- «Погремушка» (какие предметы лучше других звучат в коробочке и почему),
- «Звонкие бутылочки» (какой звук издаст молоточек, если ударить им по бутылочкам, наполненным песком, водой, другими материалами),
- «Что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами предметы (вещи), издающие звуки: разрывание бумаги, сдавливание фольги, пересыпание крупы, переливание воды).
ИГРЫ С ЦВЕТНЫМИ СТЕКЛАМИ.
Оборудование: прозрачный пластик разной формы и цвета, прищепки, чтобы было удобно рассматривать пластики, увеличительные стекла, очки с разноцветными стеклами.
Игры-эксперименты:
- «Мир меняет цвета» (как сделать мир вокруг одного цвета – игры с цветным пластиком),
- «Таинственные картинки» (рассматривание картинок через стекла разного цвета),
- «Все увидим, все узнаем» (рассматривание предметов через увеличительное стекло).
ИГРЫ С ВОДОЙ, ЛЬДОМ, СНЕГОМ, КРАСКАМИ
Оборудование: различные емкости для воды (баночки, формочки, ячейки из-под конфет), краски для подкрашивания воды (пищевые), мелкие игрушки, природный материал (шишки, желуди), бросовый материал для выкладывания узоров, пипетки, печатки – формочки.
Игры-эксперименты:
- «Тонет - не тонет»,
- «Льдинки» ( окрашивание их в различные цвета для построек из снега),
- «Ледяные узоры» ( замораживание в воде предметов и их рассматривание).
«ИГРЫ СО СВЕТОМ И ЗЕРКАЛОМ»
Оборудование: цветные стеклышки ( пластик), увеличительные стекла, зеркальца.
Игры-эксперименты:
- «Поймай солнышко», «Солнечные зайчики», «Подари солнечного зайчика Мишке»,
- «Что отражается в зеркале».
ИГРЫ С ВОЗДУХОМ
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, резиновые игрушки, стакан с водой, соломинки, банка с землей, водой, бумажные бабочки, таз с водой, кораблики, ракушки, султанчики, ленточки, птицы из бумаги на веревочках.
Игры-эксперименты:
- « Как обнаружить воздух?» ( Поймай воздух» и мешочек раздуется, « Сжимание игрушек» - почувствуй воздух щеке,
-« Помаши рукой»- обнаружишь воздух,
- «Опусти соломинку в воду и подуй» ,
- «Сожми резиновую грушу в воде»,
-« Налей воду в землю» - увидишь пузырьки воздуха,
- «Летящие бабочки», «Полет птиц» - сдуй ее с ладони и она полетит,
-«Плавающие кораблики или ракушки» - дуй на них и они поплывут,
- «Почему дует ветер?»
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Дыбина О.В. « Неизведанное рядом» М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
- Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»-СПб.:
Детство-Пресс 2013 г.
- Паршукова И.Л. « Маленькие исследователи в детском саду» - СПб.: Европейский дом, 2005 г.
4.Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» СПб.: Детство- Пресс 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП
Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель математического образования....
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Консультация для родителей...
Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»
Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...
Развитие сенорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...
Презентация "Применение ИКТ в активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Презентация содержит обоснование и наглядные примеры применения ИКТ в активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста...
Доклад на тему: "Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику"
В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно...
Программа самообразования «Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через современные игровые технологии»
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. . Ребенок появяется на свет с врожденной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым ...