Роль загадок в познавательной деятельности детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Загадки - неизменная составляющая многих занятий в детском саду. Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки.
Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир
художественных образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_zagadok_v_poznavatelnoy_deyatelnosti_detey_s_onr.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №190
Роль ЗАГАДОК в познавательной деятельности детей с ОНР
Воспитатель
Селитухина Антонина Петровна
Москва 2012
Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Испытывает отгадывающего на сообразительность.
С древнейших времён загадки были своего рода поэтическим окошком , открывающему ребёнку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Роль загадок в развитии ребёнка очень велика! Как логическая задача , загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Как произведение устного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.
Загадки делятся на следующие группы:
1. Загадки - описания, в которых приводится простая совокупность признаков и характерные для загадываемого предмета действия.
2. Загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному предмету.
3. Загадки, в которых описание даётся через отрицание.
4. Загадки, в тексте которых содержатся подсказки.
5. Загадки. содержание которых не несёт прямого указания на загаданный предмет (построены с использованием сравнений метафор).
6. Загадки, отражающие изменения предмета со временем.
7. Загадки, имеющие несколько отгадок.
8. Загадки - шутки.
9. Загадки - задачи.
10. Рисунки - загадки.
Обучение составлению и анализу описаний является одним из важнейших разделов работы по развитию связной речи. Чтобы разгадать загадку – описание , нужно выделить и перечислить признаки и действия, загаданного предмета, собрать их воедино и пересказать загадку так, чтобы разбросанные в ней элементы описания сложились в единую картину – портрет отгадки.
На гвоздику он похож
С синей головою.
В поле ты его найдёшь
И возьмёшь с собою.
Не могу понять никак:
Говорят, что он сорняк.
СОРНЯК, РАСТУЩИЙ В ПОЛЕ, ПОХОЖ НА ГВОЗДИКУ СИНЕГО ЦВЕТА.
Прилетают к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
ЭТИ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ СТРОЯТ ПОД ОКНАМИ ГНЁЗДА ИЗ ГЛИНЫ И ТРАВЫ.
На первых порах детям можно задавать наводящие вопросы в соответствии со схемой описания : как вы думаете в загадке идёт речь о живом существе? О растении или животном? Что о нём говорится? Где он обитает? И т. д.
Вторая группа
Загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета, традиционно признаются наиболее простыми. Помимо наводящих вопросов и пересказа эффективными могут стать игры.
Игра «Самое главное». Детям предлагается внимательно прослушать загадку и попытаться назвать признаки или действия, свойственные только одному предмету.
В зависимости от содержания загадки от детей требуется либо точная цитата , либо обозначенное ключевое слово.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах! -
Удрала, а хвост в руках!
ЧТОБЫ СПАСТИСЬ, ОТБРАСЫВАЕТ ХВОСТ. (Ящерица)
Игра «Замени словечко» Детям предлагается изменить одно слово в загадке, так чтобы поменялась и отгадка.
Летит – жужжит,
Сядет – замолчит. (Жук)
Летит – гудит,
Сядет - замолчит. (Самолёт)
Третья группа – загадки – отрицание. Сложность этой группы заключается прежде всего в их построении – перечисление признаков перемежается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект.
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
СЕРЫЙ , ДЛИННОУХИЙ, С КОПЫТАМИ. (Осёл)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда наступят холода. (Шарф)
Четвёртая группа – загадки, в которых помимо описания, даются и другие подсказки.
1) Указываются буквы, которые есть в слове – отгадке.
Начинается на «о»
И кончается на «о».
Я хвораю, не гуляю,
Целый день гляжу в него. (Окно)
2) Ключевое слово спрятано в тексте загадки.
Отве-чайка , что за птица
Провожает корабли,
Рыбу ловит и кружится
Белой лентою вдали?
В самой загадке есть ответ!
Ты догадался или нет. (Чайка).
3) Дополнительной подсказкой является рифма – отгадка является последним словом текста загадки.
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди – ка:
Куст в колючках, будто ёж,-
Вот и назван… ежевика.
Пятая группа загадок строится на основе метафор, сравнений.
На пальце одном
Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
Что такое перед нами;
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)
Ты упала мне под ноги,
Растянулась на дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лёжа .(Тень.)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда;
Из мешков течёт вода. (Туча)
Традиционно сложны для детей народные загадки, где встречаются неизвестные детям образы.
Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт,
Клетки кладёт. (Липы)
Мочили, колотили
Рвали, крутили
И на стол клали. (Льняная скатерть)
Очень важно правильно подобрать загадку и организовать работу по её разгадыванию. Загадка должна соответствовать не только содержанию занятия, но и возможностям ребёнка. Только в этом случае реализуется развивающий потенциал загадки и выполняется её важнейшая миссия – сделать жизнь ребёнка интересной и радостной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»
«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»...
Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...
Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: формирование умения у детей отгадывать и самостоятельно составлять загадки...
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ ...
Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...
Роль загадок в развитии речи детей
Загадки как средство развития речи детей. Какие коррекционные, образовательные и развивающие задачи можно решать с их помощью...