Роль загадок в познавательной деятельности детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Загадки - неизменная составляющая многих занятий в детском саду. Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки.

Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир

художественных образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_zagadok_v_poznavatelnoy_deyatelnosti_detey_s_onr.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад  компенсирующего вида №190

Роль  ЗАГАДОК в познавательной деятельности детей с ОНР

                                                Воспитатель

Селитухина Антонина Петровна

                                                                                                                                                                        Москва 2012

Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Испытывает отгадывающего на сообразительность.

С древнейших времён загадки были своего рода поэтическим окошком , открывающему ребёнку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Роль загадок в развитии ребёнка очень велика! Как логическая задача , загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Как произведение устного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.

Загадки делятся на следующие группы:

1. Загадки - описания, в которых приводится простая совокупность признаков и характерные для загадываемого предмета действия.

2. Загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному предмету.

3. Загадки, в которых описание даётся через отрицание.

4. Загадки, в тексте которых содержатся подсказки.

5. Загадки. содержание которых не несёт прямого указания на загаданный предмет (построены с использованием сравнений метафор).        

6. Загадки, отражающие изменения предмета со временем.

7. Загадки, имеющие несколько отгадок.

8. Загадки - шутки.

9. Загадки - задачи.

10. Рисунки - загадки.

Обучение составлению и анализу описаний является одним из важнейших разделов работы по развитию связной речи. Чтобы разгадать загадку – описание , нужно выделить и перечислить признаки и действия, загаданного предмета, собрать их воедино и пересказать загадку так, чтобы разбросанные в ней элементы описания сложились в единую картину – портрет отгадки.

На гвоздику он похож

С синей головою.

В поле ты его найдёшь

И возьмёшь с собою.

Не могу понять никак:

Говорят, что он сорняк.

СОРНЯК, РАСТУЩИЙ В ПОЛЕ, ПОХОЖ НА ГВОЗДИКУ СИНЕГО ЦВЕТА.

Прилетают к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

ЭТИ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ СТРОЯТ ПОД ОКНАМИ ГНЁЗДА ИЗ ГЛИНЫ И ТРАВЫ.

На первых порах детям можно задавать наводящие вопросы в соответствии со схемой описания : как вы думаете в загадке идёт речь о живом существе? О растении или животном? Что о нём говорится? Где он обитает? И т. д.

Вторая группа

Загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета, традиционно признаются наиболее простыми. Помимо  наводящих вопросов и пересказа эффективными могут стать игры.

Игра «Самое главное». Детям предлагается внимательно прослушать загадку и попытаться назвать признаки или действия, свойственные только одному предмету.

В зависимости от содержания загадки от детей требуется либо точная цитата , либо обозначенное ключевое слово.

Бегает  среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах!  -

Удрала, а хвост в руках!

ЧТОБЫ СПАСТИСЬ, ОТБРАСЫВАЕТ ХВОСТ. (Ящерица)

Игра «Замени словечко» Детям предлагается изменить одно слово в загадке, так чтобы поменялась и отгадка.

Летит – жужжит,

Сядет –  замолчит. (Жук)

Летит – гудит,

Сядет -   замолчит. (Самолёт)

Третья группа – загадки – отрицание. Сложность этой группы заключается прежде всего в их построении – перечисление признаков перемежается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект.

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

СЕРЫЙ ,  ДЛИННОУХИЙ, С КОПЫТАМИ. (Осёл)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда наступят холода.  (Шарф)

Четвёртая группа – загадки, в которых помимо описания, даются и другие подсказки.

1) Указываются буквы, которые есть в слове – отгадке.

Начинается на «о»

И кончается на «о».

Я хвораю, не гуляю,

Целый  день гляжу в него. (Окно)

2) Ключевое слово спрятано в тексте загадки.

Отве-чайка , что за птица

Провожает корабли,

Рыбу ловит и кружится

Белой лентою вдали?

В самой загадке есть ответ!

Ты догадался или нет. (Чайка).

3) Дополнительной подсказкой является рифма – отгадка является последним словом текста загадки.

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди – ка:

Куст в колючках, будто ёж,-

Вот и назван… ежевика.

Пятая группа загадок строится на основе метафор, сравнений.

На пальце одном

Ведёрко вверх дном.  (Напёрсток)

Что такое перед нами;

Две оглобли  за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу?  (Очки)

Ты упала мне под ноги,

Растянулась на дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лёжа .(Тень.)

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда;

Из мешков течёт вода.  (Туча)

Традиционно сложны для детей народные загадки, где встречаются неизвестные детям образы.

Из липы свито

Дырявое корыто,

По дороге идёт,

Клетки кладёт.  (Липы)

Мочили, колотили

Рвали, крутили

И на стол клали.  (Льняная скатерть)

Очень важно правильно подобрать загадку и организовать работу по её разгадыванию. Загадка должна соответствовать не только содержанию занятия, но и возможностям ребёнка. Только в этом случае реализуется развивающий потенциал загадки и выполняется её важнейшая миссия – сделать жизнь ребёнка интересной и радостной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»

«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»...

Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: формирование умения у детей отгадывать и самостоятельно составлять загадки...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...

Роль загадок в развитии речи детей

Загадки как средство развития речи детей. Какие коррекционные, образовательные  и развивающие задачи можно решать с их помощью...