Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольника
статья (старшая группа) по теме
Советы как развивать ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_razvivayushchih_igr_v_umstvennom_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta_2.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль развивающих игр в умственном развитии детей дошкольного возраста
Петрова Светлана
Тадеушевна
Воспитатель ГБДОУ
Детский сад №104
Невского района г.Санкт-Петербурга
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки его к школе и к будущей его жизни. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка.
В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами (А. В. Запорожец , Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др.). Какие-либо дефекты воспитания и развития, допущенные в период дошкольного детства, фактически, труднопреодолимы в старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.
Под содержанием умственного воспитания в дошкольной педагогике понимается формирование у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях (общественной жизни, живой и неживой природы и т.п.) и способов мыслительной деятельности – умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простые обобщения. Объем и характер содержания умственного развития определены программами воспитания и обучения.
Успешность умственного развития детей зависит от характера усеваемых знаний, а также от методов обучения. Обучение должно не только сообщать знания, но и воспитывать и развивать личность. Сообщая знания, важно следить, чтобы развивалась мысль ребенка, чтобы у него формировался интерес к знаниям, чтобы развивалась умственная активность детей.
Нередко и родители и педагоги считают, что сам факт приобретения знаний развивает ум ребенка. Однако такой взгляд ошибочен. Ведь нередко случается, что дети запоминают сообщаемые знания, не осмыслив их, не умея использовать их в иных условиях. Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований, её решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. С.Л. Рубинштейн писал, что «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики…». В основе успешного освоения учебной программы лежат такие психические функции как восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Используя новые методы и формы работы, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка.
Многие психологи (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Н.И. Непомнящая, П. Я. Гальперин и др.) отмечают, что успешное обучение в школе зависит от умственных способностей – это те психические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность использовать их для решения разнообразных задач.
Конечно же, в возрасте от 3 до 7 лет основным и самым эффективным способом заниматься с ребенком, обучать его чему-либо и продолжать развитие тех или иных качеств, влияющих на психологическое и общее развитие, является игра. Главную роль в развитии психики ребенка дошкольного возраста выполняют те или иные занятия, построенные на основе игры. Именно игровая форма обучения – это кратчайший путь к достижению поставленных целей и задач! Родители и педагоги должны стремиться построить игровой процесс таким образом, чтобы он охватывал самые разнообразные области и сферы деятельности. Только такой подход может обеспечить наиболее эффективную и качественную подготовку малышей к следующему важному этапу в своей жизни – переходу в школу.
Темп жизни людей настолько велик, что родителям порой не хватает времени заняться со своими детьми, просто сесть и поиграть с ними. И уж тем более целенаправленно, систематически развивать их. Поэтому одной из задач педагога состоит в том, чтобы не упустить возможности развивать в ребенке заложенные способности, помочь ему раскрыться, чтобы он мог познавать мир легко и самостоятельно. Один из способов развития интеллектуального развития ребенка это развивающие игры. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному, и очень важный принцип творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Постепенное возрастание трудностей в играх, позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения. Многие педагоги в своей работе используют известные развивающие игры:
- игры Никитина Б.П. («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Уникуб», «Кирпичики», «Точечки», «Внимание», «Угадайка»)
- блоки Дьенеша
- вкладыши Мантессори
- цветные палочки Кюизенера
- «Геоконт», «Веселый квадрат» В.В.Воскобовича и др.
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Чем больше разнообразной информации поступает в мозг ребенка, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), а это, конечно же, сказывается на уровне его интеллекта. А если во время занятий активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному развитию. Используются такие игры как:
- Геометрическое лото
- Назови, какого цвета, формы, размера
- Найди такую же картинку
- Подбери одинаковые
- Определи на ощупь
- Найди клад
- Построй как я
- На что похоже
- Угадай-ка
- Чудесный мешочек
- Домино
- Мозаики
- Вкладыши
- Собери так же
- Обведи по контору
- Распредели по домикам
Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) внимание способствует повышению их эффективности. Здесь можно предложить таки игры как:
- Найди все круглое, квадратное, желтое, зеленое, большое и т.д.
- Что изменилось
- Повтори
- Найди сходство, различие
- Найди ошибку
- Будь внимателен
- Выложи такой же узор
- Построй так же
- Сделай такую же фигуру
- Цепочки
- Повтори за мной
- Обезьянки
- Разноцветные цепочки
- Что в коробочке лежит
В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы обогащать ее полезными знаниями, упражнять произвольную память.
- Что пропало
- Что изменилось
- Выложи узор как я!
- Выложи по памяти
- Фотография
- Придумай цепочку
- Внимание
- Запомни и повтори
- Запомни место
- На что похоже
- Что я видел
- Делай что скажу, а не то, что покажу
- Сколько покажу кружков, столько сделаем прыжков
- Расскажи на ощупь
Большое внимание уделяется развитию воображения (оно необходимо для всякой творческой деятельности). В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. А помогут в это такие игры как:
- На что это похоже
- Дорисуй предмет
- Кляксы
- Тактильная память
- Придумай свой узор
- Хорошо - плохо
- Придумай свою сказку
- Что общего
- Что можно построить
- Для чего это пригодиться
- Угадай предмет
- Отгадай, что я показываю
- Бывает – не бывает
- Построй из палочек, чтобы было похоже на …
- Чудесные превращения
- Чего на свете не бывает
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между предметами и явлениями. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает, отношения между окружающими явлениями. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны. Значительную роль в умственном развитии играют логические (занимательные) игры и упражнения, задачи-смекалки, решение которых воспитывает наблюдательность, пытливость, находчивость, гибкость ума. Развивать мышление можно с помощью следующих игровых упражнений:
- Что лишнее
- Что сначала, что потом
- Продолжи ряд
- Составь узор
- Собери картинку
- Сложи квадрат
- Собери цепочку
- Игры с обручем
- Найди клад
- Кто в домике живет
- Уникуб
- Геоконт
- Кубики для всех
- Волшебный квадрат
- Головоломки (пифогор, танграм, волшебный круг, монгольская игра и т.п.)
- Счетные палочки
- Логический ряд
- Найди закономерность
А по сколько родители, порой, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, способов его развития, то еще одной из задач педагога является педагогическая информированность родителей. С этой целью в детском саду необходимо использовать активные формы и методы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, оформление информационных стендов, папок передвижек, привлечение к создание предметно-развивающей среды, к совместной деятельности с участием родителей, оформление фотоальбомов, семинаров-практикумов, мастер классов.
Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что “знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.
Экспериментирование детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников....
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...
Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...
Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников
Из опыта работы "Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников"...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Использование развивающих игр при познавательном развитии дошкольников» Период работы над темой: 2015-2018 год
Использование развивающих игр при познавательном развитии дошкольников 2015-2018гг....
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Опыт с ребенком....
Выступление "Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольников"
Выступление "Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольников" (с показом презентации)...