«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы».
консультация (старшая группа) по теме
От эффективного взаимодействия учиеля - логопеда и воспитателей логопедической группы зависит результат коррекционно - образовательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_i_sotrudnichestvo_uchitel1.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя».
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя направлено на решение трех основных задач:
выявление детей, имеющих речевые нарушения;
коррекцию речевых нарушений;
профилактики возникновения речевых нарушений.
Диагностическая работа
Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование всех детей. Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.
Коррекционная работа
Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи. В системе планирования лучше придерживаться календарно-тематического принципа. На занятиях по развитию речи в течение одной недели проводятся все виды работ в рамках одной лексической темы.
1.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Насекомые», то воспитатель проводит познавательное занятие или совместную деятельность, предлагает дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной теме; педагог по ИЗО или сам воспитатель планирует лепку или рисование по этой теме.
2. Перед воспитателем стоит задача - закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Он должен осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка (не надо бояться утрировать употребление предлогов, окончаний слов; если слово трудное, то исправлять по частям). Воспитатель следит за правильным употреблением поставленных звуков в повседневной жизни, используя коррекционные возможности режимных моментов.
Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная). Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые корекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.
3.Воспитатель руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия.
Специфика работы воспитателя в логопедической группе включает в себя организацию и проведение коррекционных занятий по заданию логопеда. Такое занятие воспитатель проводит во второй половине дня (логочас).
Профилактическая работа
Профилактическая работа в логопедической группе – создание воспитателями предметно - развивающей и речевой среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Речь педагогов должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями - четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.
Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе.
Главная роль в работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, следовательно, может определить и включение необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми.
Требования к организации работы воспитателя:
*Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения; Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей — логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития; Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам.
* Воспитатель логопедической группы не должен: торопить ребёнка с ответом; перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи; заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить; выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.
Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.
Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющие стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.
Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех этапов:
1)подготовительного; 2) этапа появления звука; 3) этапа усвоения звука в речи.
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности.
Воспитатель | Логопед |
| |
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата в игровой форме | Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. |
2.Этап появления звука | |
Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Подбирает звуковые образы (звукоподражания). | Постановка звука. Отработанные отдельные движения органов артикуляционного аппарата вводятся в комплекс движений, вырабатывается артикуляция нужного звука перед зеркалом. Применяет специальные приемы. |
3.Этап усвоения звука в речи | |
Уточнение правильного произношения звука. Звук уточняется (закрепляется) в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал по возможности подбирает логопед. | Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы. |
Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Работа по коррекции звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Работа по коррекции слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Функции воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма ( в подготовительной группе).
• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы
Годовое планирование взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы...
"Взаимосвязь учителя - логопеда и воспитателей логопедической группы".
Взаимосвязь с учителем-логопедом осуществляется по 3-м направлениям:1. Коррекционное. 2. Воспитательно-образовательное. 3. Работа с родителями.Модель взаимодействия всех участников коррекционно-образо...
Эссе на тему: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы».
Эссе на тему: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы». Взаимосвязь учителя-логопеда и во...
«Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы».
«Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателялогопедической группы». Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитат...
Презентация: "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы".
Презентация для воспитателей логопедических групп...
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы по теме: " Осень"
В работе логопедической группы дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется осуществлению тесной взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Работа воспитателя с детьми с тяжелым...
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы по теме: " Одежда"
В работе логопедической группе дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется осуществлению тесной взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Работа воспитателя с детьми с тяжелым...