«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы».
консультация (старшая группа) по теме

От эффективного взаимодействия учиеля - логопеда и воспитателей логопедической группы зависит результат коррекционно - образовательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_i_sotrudnichestvo_uchitel1.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя».

 

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя направлено на решение трех основных задач:

выявление детей, имеющих речевые нарушения;

коррекцию  речевых нарушений;

профилактики возникновения речевых нарушений.

Диагностическая работа

Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование всех детей. Воспитатель сообщает логопеду результаты  своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.

Коррекционная работа

Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи. В системе планирования лучше придерживаться календарно-тематического принципа. На занятиях по развитию речи  в течение одной недели проводятся все виды работ в рамках одной лексической темы.

1.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Насекомые», то воспитатель проводит познавательное занятие или совместную деятельность, предлагает дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной теме; педагог по ИЗО или сам воспитатель  планирует лепку или рисование по этой теме.

2. Перед воспитателем стоит задача - закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Он должен осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка (не надо бояться утрировать  употребление предлогов, окончаний слов; если слово трудное, то исправлять по частям). Воспитатель  следит за правильным употреблением поставленных звуков в повседневной жизни, используя коррекционные возможности  режимных моментов.

Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная).  Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые корекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.

3.Воспитатель руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе  включает в себя организацию и проведение коррекционных занятий по заданию логопеда. Такое занятие воспитатель проводит во второй половине дня (логочас).

Профилактическая работа

Профилактическая работа в логопедической группе – создание воспитателями предметно - развивающей и речевой среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Речь педагогов должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями - четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому  воспитанию детей при  организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе.

 Главная роль  в работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, следовательно, может определить и включение необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми.

    Требования к организации работы воспитателя:

*Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники  сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения; Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей — логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития; Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание  логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам.


* Воспитатель логопедической группы не должен: торопить ребёнка с ответом; перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи; заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками; давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить; выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.

Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющие стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление  этих недостатков.

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех этапов:

1)подготовительного; 2) этапа появления звука; 3) этапа усвоения звука в речи.

 Работа воспитателя по формированию звукопроизношения  и работа  логопеда  по исправлению произношения звуков различны  по организации, приемам, по продолжительности.

   

Воспитатель

Логопед

  1. Подготовительный

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата в игровой форме

Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.

        2.Этап появления звука

Уточнение звука или его вызывание по  подражанию. Подбирает звуковые образы (звукоподражания).

Постановка звука.

Отработанные отдельные движения органов артикуляционного аппарата вводятся в комплекс движений, вырабатывается артикуляция нужного звука перед зеркалом. Применяет специальные приемы.

    3.Этап усвоения звука в речи

Уточнение правильного произношения звука. Звук уточняется (закрепляется) в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал  по возможности подбирает логопед.

Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы.

      

Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

Функции  логопеда: 


•    Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
•    Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
•    Работа по коррекции звукопроизношения.
•    Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
•    Работа по коррекции слоговой структуры слова.
•    Формирование послогового чтения.
•    Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
•    Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
•    Предупреждение нарушений письма и чтения.
•    Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.


Функции воспитателя: 


•    Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
•    Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
•    Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
•    Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
•    Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
•    Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
•    Закрепление навыков чтения и письма ( в подготовительной группе).
•    Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
•    Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы

Годовое планирование взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы...

"Взаимосвязь учителя - логопеда и воспитателей логопедической группы".

Взаимосвязь с учителем-логопедом осуществляется по 3-м направлениям:1. Коррекционное. 2. Воспитательно-образовательное. 3. Работа с родителями.Модель взаимодействия всех участников коррекционно-образо...

Эссе на тему: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы».

Эссе на тему: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя            логопедической группы».   Взаимосвязь учителя-логопеда и во...

«Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы».

                  «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателялогопедической группы».   Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитат...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы по теме: " Осень"

В работе логопедической группы дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется осуществлению тесной взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Работа воспитателя с детьми с тяжелым...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы по теме: " Одежда"

В работе логопедической группе дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется осуществлению тесной взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Работа воспитателя с детьми с тяжелым...