Семинар - тренинг для воспитателей
материал по теме

Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребенка. В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию позиции педагога, реализующейся через понимание, приятие и признание личности воспитанников. Этапность работы должна быть такова: от формирования личностной позиции педагогов по отношению к детям через присвоение личностно-ориентированных способов общения к овладению адекватной тактикой общения с детьми. Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Это большая длительная работа. Содержание предлагаемых в дальнейшем игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия и признания личности ребенка, т.е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога. Дав определение всем трем способам общения, после каждого упражнения надо предложить педагогам самим определить, какой способ общения оно иллюстрировало

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №134 «Жемчужинка»

города Чебоксары

Семинар – тренинг для воспитателей

Технологии педагогического общения педагога с детьми

(Личностно-ориентированная модель
общения взрослого с ребенком)

        Подготовила: педагог- психолог

        Меркулова М.В.

Цель: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, формировать начало личности, развивать его индивидуальность.

Способы общения: понимание, принятие и признание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации.

Принятие: безусловно положительное   отношение к ребенку, к его индивидуальности, независим от того, радует он в данный момент взрослых  тли нет, признание его уникальности.                                                                                                                                                                                                                                                          Педагог уделяет ребенку внимание, одобряет его инициативу, выслушивает его, играет с ним , ребенок будет ощущать свою значимость, компетенцию:

« Я могу так много» и свою автономию: « Я могу это сделать сам»

В чем выражается :

- Хорошее поведение и мимика.

- Принятие ребенка таким , какой он есть.

- Внимание к ребенку.

- Одобрение детской инициативы.

- Игра вместе с ребенком, совместная деятельность.

Вывод:

К чему побуждает ребенка принятие?

- Оставаться самим собой.

- Стимулирует его компетенцию.

- Упражняет в самостоятельности.

Понимание: умение видеть « изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Как это можно сделать?

- Спрашивать детей о чувствах, переживаниях и впечатлениях.

- Стимулировать личное самовыражение.

- Побуждать детей в словесной форме выражать свои чувства, эмоции и взгляды.

Вывод:

Стимулирует доверие педагогам. Дети видят, что педагоги их понимают и открыты для всего, что детей волнует

Признание это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения.

.Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Методические рекомендации ведущему по формированию у педагогов знаний и представлений о личностно-ориентированной модели общения

Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребенка.
 В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию позиции педагога, реализующейся через понимание, приятие и признание личности воспитанников. Этапность работы должна быть такова: от формирования личностной позиции педагогов по отношению к детям через присвоение личностно-ориентированных способов общения к овладению адекватной тактикой общения с детьми.
 Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Это большая длительная работа.
  Содержание предлагаемых в дальнейшем игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия и признания личности ребенка, т.е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога. Дав определение всем трем способам общения, после каждого упражнения надо предложить педагогам самим определить, какой способ общения оно иллюстрировало

  1. Приветствие «Мандарин»
  2. «Детский сад глазами…»
  3. Деловая игра по басне «Лебедь, рак и щука»

Деловая игра по басне

«Лебедь, рак и щука»

Ситуация. Сотрудники при обсуждении путей развития учреждения не могут согласовать позиции.  Они полны идей, активно их высказывают, но все идеи разные и противоречат друг другу. Коллеги так увлечены идеями, что не слышат друг друга.


Метафора. В известной басне И. Крылова « Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду» - то есть, тянут воз в разные стороны и не могут даже сдвинуть его с места , хотя все хотят одного. Результат таких совместных усилий: «А воз и ныне там!»

1- команда: «Лебедь» ( аналогия с молодым, активным сотрудником).

2- команда: «Рак» ( аналогия с сотрудником консерватором ).

3- команда: «Щука» (аналогия с сотрудником, который теоретически хорошо знает данный материал, по не имеет практического опыта)

Вопрос общий для всех: « Что нужно сделать ,чтобы воз прибыл  к месту назначения?»

Презентация команд:

Подсказки

Игра: «Прежде чем везти, необходимо договориться о месте назначения».

Реальная ситуация: « Прежде чем обсуждать детали, надо договориться о конечной цели».

Игра: «Тянут воз не все одновременно, а по очереди, соответственно тому в какой среде происходит движение. Лебедь везет по воздуху, а остальные едут на нем и отдыхают. По воде всех перевозит Щука, Рак подключается, если надо сдать назад».

Реальная ситуация: «Говорить надо не одновременно, а по очереди. Каждый несет ответственность за тот вопрос, в котором он специалист. Остальные уважают его мнение.

4.Упражнение «Звезда»

Материалы: небольшое карманное зеркало.

Подготовить основу — изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 ґ 5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это упражнение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для обсуждения

Ваши ощущения в процессе выполнения задания.

Ваши мысли по этому поводу.

От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.

Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.
Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

5.Упражнение «Подкрепление»

Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку. Процедура такова. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.

Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.

Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).

Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.

По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.

Вопросы для обсуждения

Как вы чувствовали себя в своей роли?

Какие чувства вызвала у вас реакция группы?

Как вы чувствуете себя сейчас?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, выносимые на обсуждение

Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.

Психологическая поддержка — это способ выражения приятия.

С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.

Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ.

6.Упражнение «Самопознание»

Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».

Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:

— Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?

Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.

Вопросы для обсуждения

Все ли участвовали в составлении слов?

Как было организовано составление слов?

Были ли «выпадающие»?

Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?

В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?

Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые их них будут повторяться.

Идеи, выносимые на обсуждение

Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека.Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

7. Притча «Секрет кукурузы»

8. Упражнение « Безусловное принятие»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.   Наше занятие направлено на форм...

Семинар - тренинг для воспитателей "Психологическая коррекция общения"

Семинар-тренинг проводится для воспитателей с целью поиска новых способов поведения в контактах с коллегами и развития навыков восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними....

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ "Правила эффективного общения с родителями воспитанников"

Семинар-тренинг посвящен знакомству педагогов с правилами эффективного общения с родителями (техника рефлексивного слушания, знакомство с типологией родителей), а также направлен на снятие психоэмоцио...

Практический семинар - тренинг для воспитателей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Практический семинар-тренинг "Поощрение и наказание ребёнка в семье" предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций. Содержит практические задания для педагогов, игры....

Семинар – тренинг для воспитателей «Наказывая, подумай зачем».

Что такое дисциплина? Нужны ли наказания? Формы наказания. Правила поведения взрослого при взаимодействии с детьми....

Семинар-тренинг для воспитателей и учителей

laquo;ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ» Цель:  Расширить знания педагогов по проблеме жестокого обращения с детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в п...