Семинар-тренинг для воспитателей и учителей
презентация по психологии
«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»
Цель: Расширить знания педагогов по проблеме жестокого обращения с детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровень оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жестокого обращения со стороны взрослых.
Задачи:
- Познакомить педагогов с научно-методическими подходами к понятию «жестокое обращение».
- Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка для успешного учета их в процессе обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi_1.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг для воспитателей и учителей
«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»
Цель: Расширить знания педагогов по проблеме жестокого обращения с детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровень оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жестокого обращения со стороны взрослых.
Задачи:
- Познакомить педагогов с научно-методическими подходами к понятию «жестокое обращение».
- Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка для успешного учета их в процессе обучения и воспитания.
- Уважаемые коллеги! Случаи жестокого обращения, насилия над детьми - это одно из самых тяжелых преступлений, и, к сожалению, довольно распространенное.
Под жестоким обращением в отношении детей понимают любое поведение взрослых, которое нарушает права ребёнка- любое действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и тд.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение может проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое достоинство.
Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников ДОУ.
По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:
- пренебрежение нуждами;
- эмоциональное;
- физическое;
- сексуальное.
Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.
Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».
Физическое насилие — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».
Сексуальное насилие — любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.
Дети, пережившие жестокое обращение могут:
- испытывать трудности со сном;
- проявлять регрессивное поведение;
- быть в депрессивном состоянии;
- казаться отстраненными, погруженными в свои фантазии или необычно инфантильными;
- демонстрировать экстремальное поведение, несущее риск жизни и здоровью, частый травматизм;
- быть жестокими;
- воровать;
- убегать из дома;
- говорить о суициде;
- мастурбировать, вовлекая других детей;
- демонстрировать странное, необычное для возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данный признак);
- демонстрировать поведение, которое скорее присуще взрослому человеку, чем ребенку;
- испытывать приступы видений из прошлой жизни или, наоборот, защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания.
Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако если вам известна социальная история ребенка и вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, помните: дело не в генетике, а в травматическом опыте.
- Упражнение в группе «Как проявляются травмы прошлого».
Из числа участников приглашается три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель»
«Дети» отводятся в сторону и так, чтобы никто не слышал, им дается установка, как вести себя во время упражнения.
Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».
Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками».
Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».
Приглашаются в круг первый «воспитатель» и «ребенок», «воспитателю» дается задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!».
Участникам дается некоторое время на развитие событий и игра останавливается в тот момент, когда недоумение или раздражение будет максимальным.
Приглашаются в круг второй «воспитатель» и «ребенок», «воспитателю» дается задание: «Научите ребенка считать до пяти».
Участникам дается некоторое время на развитие событий и игра останавливается в тот момент, когда недоумение или раздражение будет максимальным
Приглашаются в круг третий «воспитатель» и «ребенок», «воспитателю» дается задание: «Вы собираетесь на прогулку, вы мирно о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф».
Участникам дается некоторое время на развитие событий и игра останавливается в тот момент, когда недоумение или раздражение будет максимальным
Просьба «воспитателей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?
Опрос остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?
Просьба «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Какие чувства они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.
Группе предлагается обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "воспитателей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».
Обратите внимание на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова.
Обсуждение в большой группе.
Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.
- Упражнение «Ярлыки»
Приглашаются 4 желающих участников, им на спину приклеивают ярлыки («Неряха», «Никудышная», «Бестолковая», «Лентяйка»)
Потом каждому участнику по очереди предлагают пройти мимо всех участников тренинга. Все участники тренинга называют его обидными словами в соответствии с ярлыком. Участнику предлагается отследить свои чувства, переживания, эмоции. Когда пройдут все четыре участника, проводится обсуждение. Далее реабилитация участников (наоборот хвалят).
Вывод: недопустимо вешать на ребенка ярлыки. Можно оценить поступок ребенка, но ни в коем случае нельзя оценивать самого.
- Демонстрация фильма «Иногда слово убивает мечту» (1 мин.)
- Упражнение «Психологическая зарядка».
Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
- Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” похлопайте в ладоши.
- Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
- Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
- Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
- Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
- Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.
Вывод: Уважаемые коллеги! Помните, наш метод воспитания: любовь, беседа, понимание!
Обратная связь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - тренинг для воспитателей
Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребенка. В первую очередь необх...
Семинар - тренинг для воспитателей "Психологическая коррекция общения"
Семинар-тренинг проводится для воспитателей с целью поиска новых способов поведения в контактах с коллегами и развития навыков восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними....
Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ "Правила эффективного общения с родителями воспитанников"
Семинар-тренинг посвящен знакомству педагогов с правилами эффективного общения с родителями (техника рефлексивного слушания, знакомство с типологией родителей), а также направлен на снятие психоэмоцио...
Практический семинар - тренинг для воспитателей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»
Практический семинар-тренинг "Поощрение и наказание ребёнка в семье" предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций. Содержит практические задания для педагогов, игры....
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Краткая трёхдневная программа.
Цель тренинга: Повышение педагогической компетентности воспитателей, обучение кнструктивным способам общения....
семинар - тренинг для педагогов "Учим детей и воспитателей разрешать конфликты"
Обучение педагогов методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника....