Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ "Правила эффективного общения с родителями воспитанников"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Семинар-тренинг посвящен знакомству педагогов с правилами эффективного общения с родителями (техника рефлексивного слушания, знакомство с типологией родителей), а также направлен на снятие психоэмоционального напряжения педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.29 КБ |
![]() | 423.65 КБ |
![]() | 150.57 КБ |
![]() | 618.76 КБ |
![]() | 617.64 КБ |
![]() | 138.57 КБ |
![]() | 183.48 КБ |
![]() | 157.32 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
ТЕМА: ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
ЦЕЛИ:
1. Развитие у педагогов навыков эффективного общения.
2. Профилактика эмоционального выгорания и психоэмоционального напряжения педагогов.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить педагогов с техникой эффективного общения – рефлексивным слушанием.
2. Познакомить педагогов с типологией родителей и способом определения типа родителей.
3. Способствовать формированию практического навыка эффективного общения с родителями.
4. Создать условия для психоэмоциональной разгрузки педагогов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Набор различных предметов, игрушек.
2. Раздаточный материал с информационным материалом для педагогов.
3. Проектор.
4. Пластилин разных цветов.
5. Ватман.
6. Цветные карандаши, фломастеры.
7. Аудиозапись Поль Мариа «Одинокий пастух».
ХОД СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА:
1. Мотивация на работу
Мы много говорим об эмоциональном, психологическом, физическом благополучии детей дошкольного возраста, выполняем много работы для обеспечения этого благополучия. В этой работе большой объем отводится и благополучию родителей наших воспитанников. Но в этой профессиональной «гонке» мы меньше всего времени уделяем нашему собственному эмоциональному благополучию. Нам не хватает времени в течение рабочего процесса, или нет желания для дополнительных встреч по этому поводу. Поэтому, сегодня наш семинар будет наполовину посвящен методической работе, и наполовину – нашему собственному эмоциональному состоянию. И именно поэтому, сегодня у нас семинар-тренинг с включением типичных упражнений психологического тренинга.
2. Упражнение «Привет, индивидуальность!»
Цели: 1) способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению; 2) способствовать положительному восприятию членов коллектива.
Ход упражнения:
Мы все давно друг друга знаем. У каждого из нас есть свои достоинства, свои положительные черты характера. Но вполне может оказаться, что не все коллеги знают об этих наших достоинствах. Поэтому, сейчас у нас будет возможность рассказать об этом.
Напишите на листочке свои Ф.И.О. Выберите любую букву, присутствующую в написании ваших Ф.И.О., на которую начинается какое-то положительное, на ваш взгляд, качество вашего характера. И озвучьте его нам.
Рефлексия:
- Трудно или нет было выполнить упражнение? Почему?
- Как себя чувствовали во время упражнения?
3. Упражнение «Рассмотри предмет»
Цели: способствовать позитивному восприятию окружающей действительности.
Ход упражнения:
В нашем помещении много различных предметов, игрушек. Выберите себе любой и возьмите его в руки.
Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на этот предмет. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план... Рассмотрите, каковы его цвет, форма.. . Каков он на ощупь... Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Заметьте все его особенности, особенно те, которые не видны на первый взгляд...
А теперь расскажите нам, что нового, или удивительного, или интересного, или необычного вы увидели в этом предмете при детальном рассмотрении.
Анализ упражнения:
Мы всегда куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Оказывается, как много интересного можно увидеть в окружающем нас мире!
4. Упражнение «Счет»
Цель упражнения: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения:
Нас … человек. Сейчас я буду называть по очереди числа, от 1 до…( не превышающее количество человек в группе). Названное количество человек должно встать и остаться стоять. Главное условие упражнения: нельзя договариваться, обсуждать, подавать друг другу какие-либо знаки. Как только останется стоять нужное количество человек, я назову другое число.
Рефлексия:
Что вы чувствовали во время упражнения?
5. Практикум «Анализ высказываний»
Цель упражнения: развитие умения анализировать и создавать эффективные и конструктивные типы высказываний в процессе общения с родителями.
Ход упражнения:
Наше эмоциональное благополучие зависит от многих факторов, в том числе и от коммуникативных трансакций с окружающими нас людьми, и, конечно же, с родителями.
Вашему вниманию предложено 17 высказываний, которые могут быть началом общения с родителем. 5 из них являются не самыми удачными. Давайте их найдем.
Высказывания:
1. «Извините, если я помешала…»
«Я бы хотела…»
«Вероятно, вы об этом еще не слышали…»
«Вам будет интересно узнать…»
2. «Я бы хотела еще раз услышать…»
«Мне представляется интересным то, что…»
«Я пришла к такому выводу, что…»
«Вы хотите…»
«Думается, ваша проблема заключается в том, что…»
3. «Давайте с вами быстренько обсудим…»
«Как вы знаете…»
«Хоть вам это и неизвестно…»
4. «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…»
«Вы, конечно, об этом еще не знаете…»
5. «А у меня на этот счет другое мнение…»
«Конечно, вам уже известно…»
«Вы, наверное, уже об этом слышали…»
Неудачные фразы выделены шрифтом.
Анализ упражнения:
- Как вы считаете, почему данные фразы неэффективные?
(Первое неудачное высказывание - обесценивание собственной значимости, установка на то, что вы лишняя, мешаете;
Второе неудачное высказывание – позиция собственной неуверенности;
Третье неудачное высказывание – обесценивание ситуации, темы беседы;
Четвертое неудачное высказывание - обесценивание собственной значимости, установка на то, что вы лишняя, мешаете;
Пятое неудачное высказывание – обесценивание собеседника, превознесение собственной значимости.)
6. Теоретическая справка «Техника рефлексивного слушания»
Очень распространенная конфликтная ситуация – на почве различных эмоциональных состояний, когда одна из сторон, или обе находятся в сильном, плохо контролируемом и негативном эмоциональном возбуждении. Причем, не всегда эти эмоции связаны лично с вами или с той ситуацией, которую вы обсуждаете – они могут возникнуть в силу предыдущих обстоятельств. Но, чем бы ни были обусловлены яркие негативные эмоции, они не способствуют построению конструктивной ситуации общения.
Представьте ситуацию: утром мама одного из детей сразу начинает очень эмоционально, возбужденно предъявлять вам претензии по какому-либо поводу. Как вы считаете, какая ваша позиция в общении будет наиболее уместна на 1 стадии? (когда идет активное эмоциональное высказывание)
Общее правило: «Выслушать, прежде чем реагировать».
В тех ситуациях, когда собеседник находится в состоянии эмоционального стресса, сильного эмоционального возбуждения, когда он не очень хорошо понимает свои действия и не контролирует эмоции, нужно дать ему возможность высказаться. Но, при этом, нужно демонстрировать свою готовность к поддержке. Для этого используются приемы:
- слова «я понимаю», «да-да», «конечно же» и т. п.
- уточняющие вопросьr: «А Вы что сделали?», «А Вы как ответили?» и т. п.
- невербальные средства: кивки головой, зрительный контакт.
Задача слушающего - поддерживать разговор до тех пор, пока собеседник не выговорится.
Этот этап называется – пассивное слушание.
Пассивное слушание необходимо не только, когда собеседник раздражен, но и в любой ситуации, когда он высказывает свое мнение, свое видение ситуации. Нужно дотерпеть слушание собеседника до конца его речи, чтобы не проявить неуважение.
Следующий этап – активное (рефлексивное) слушание.
Слушание активное, так как основная цель - получение необходимой информации для решения проблемы.
Техника активного слушания состоит из 4-х приемов или активных ответных реакций в общении. В зависимости от ситуации вы можете использовать один из них или несколько – если это будет уместно.
ПРИЕМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:
1. Выяснение (расспрашивание) заключается в обращении к собеседнику с вопросами для получения информации, за уточнениями.
Это можно сделать с помощью нескольких методов:
А) Закрытые вопросы,
которые требуют ответов типа «да» или «нет»
Примеры:
«Вы не придете в детский сад завтра?»;
«Это все, что Вы хотели сказать?»
Закрытые вопросы рекомендуются в случаях:
- когда мы хотим ускорить получение согласия;
- при выяснении конкретного факта или обстоятельства.
В других случаях их не следует задавать, так как они создают напряженную обстановку. Поэтому, закрытые вопросы лучше держать в резерве и использовать их лишь по мере необходимости.
Б) Открытые вопросы
заставляют говорящего расширить или сузить свое первоначальное сообщение.
В открытом вопросе не должно содержаться намека на ожидаемый ответ.
Примеры:
«Я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду?»;
«Каково Ваше мнение по данному вопросу?»;
«Что Вы предлагаете?»;
«Что Вы думаете по поводу?..»;
«Как Вы расцениваете?..»
«Что вы имеете в виду?»
«Давайте уточним…»
«Не повторите ли Вы еще раз?»
«Объясните, пожалуйста»
И т.п.
2) Перефразирование. Цель - с помощью собственной формулировки слов собеседника проверить точность своего понимания его сообщения. Вы адресуете «говорящему» его сообщение своими собственными словами, переформулировав слова партнера. Главное сохранить в неискаженном виде мысль собеседника.
Примеры:
- «Если я Вас правильно понял, то Вы считаете, что...»;
- «Иначе говоря, по Вашему мнению...»;
- «Другими словами, Вы считаете...»;
- «Как я понял Вас, Вы хотите...»;
- «По Вашему мнению, для выполнения задания не хватает...»;
- «Вы думаете, что...»
- Руководитель: «Иван Иванович, не скрою, мне неприятно об этом говорить, но я совершенно не удовлетворен тем, как вы выполнили это задание».
Подчиненный: «Я вижу, что вы раздражены и недовольны. Я готов обсудить этот вопрос подробнее» (реакция перефразирования на эмоциональную окраску высказывания)
- и т.п.
3) Отражение эмоций и чувств – отражение чувств собеседника с помощью слов.
Этот прием способствует транслирует вашему собеседнику, что вы к нему внимательны, вы его чувствуете, способствует поддержанию контакта, поощряет собеседника к дальнейшему разговору.
Примеры:
- «Мне кажется, что Вы взволнованы (обрадованы, огорчены, удивлены) тем, что...»;
- «Мне кажется, Вы чувствуете себя несколько встревоженным (огорченный…) в связи с тем, что Вы сказали о...»;
- «Вы, как мне кажется, несколько расстроены тем, что...» (дальше идет пересказ своими словами того, что Вы поняли из слов собеседника, то есть перефразирование его сообщения);
- «Вероятно, Вы чувствуете себя несколько обиженным (расстроенным, взволнованным…) из-за того, что...»;
- «Не чувствуете ли Вы себя несколько встревоженным (рассерженным…) в связи с тем, что...»;
- «Вы выглядите несколько огорченным (обеспокоенным…) из-за того, что...»
- «У меня такое ощущение, что Вы…»
- и т.п.
В ряде ситуаций общения бывает уместно и нужно отразить не только чувства собеседника, но и свои собственные – чтобы ваш собеседник понимал, что он вас сейчас обидел, растревожил, обрадовал и т.д.
Примеры:
- «Я чувствую себя встревоженным, услышав от Вас то, что...»;
- «Я несколько сбит с толку Вашим заявлением о том, что...»;
- «Меня несколько смущают Ваши слова о том, что...»
- и т.п.
4) Резюмирование – подытоживание основных идей и чувств собеседника.
Резюме целесообразно применять:
- в продолжительных беседах;
- при проведении заседаний;
- в ситуациях при обсуждении разногласий;
- при урегулировании конфликтов;
- при рассмотрении претензий;
- при решении каких-либо проблем.
Примеры:
- «Как я понял, Вашими основными идеями являются...»;
- «Если подытожить сказанное Вами, то...»;
- «Таким образом, Вы считаете, что...»;
- «Короче говоря, Вы хотите...»;
- «Таким образом, главное…»;
- «Итак, Вы предлагаете…»;
- и т.п.
Приемы активного слушания используются не только при конфликтных ситуациях, но и при любой трансакции для построения конструктивного общения.
7. Практикум «Активное слушание»
Цель: закрепление понимания правил активного слушания.
Ход работы:
Кто-либо из присутствующих проговаривает пример конфликтной ситуации из общения с родителями. Остальные должны предложить варианты построения активной ответной реакции.
Провести упражнение 2-3 раза.
8. Анкетирование «Типы родителей»
Цель: познакомить педагогов с типологией родителей и методом диагностики типов.
Ход работы:
А сейчас я попрошу вас ответить на вопросы анкеты (Приложение 1).
Все люди разные, разные и родители наших воспитанников. Но разнообразие личностных особенностей психология всегда пыталась как-то систематизировать по различным критериям. И сейчас вы ответили на вопросы анкеты, позволяющей определить тип родителя. Но, т.к. родители – такие же люди, как и мы, этот тест вы апробировали сейчас на себе.
Итак,
- если большинство ваших ответов располагается в столбце «А» - вы – «родитель-вертолет»;
- если большинство ваших ответов располагается в столбце «Б» - вы – «родитель – танк»;
- если большинство ваших ответов располагается в столбце «В» - вы – «родитель – гоночная машина»;
- если большинство ваших ответов располагается в столбце «Г» - вы – «родитель – скорый поезд»;
- если большинство ваших ответов располагается в столбце «Д» - вы – «родитель – 3-х колесный велосипед».
Результаты анкетирования сообщать нам не нужно.
- Ознакомьтесь самостоятельно с характеристикой каждого типа (Приложение 2).
- Вынесите свое решение: полученные в ходе анкетирования результаты и характеристика соответствующего типа совпадают?
9. Практикум «Типы родителей»
Цель: закрепление сведений о типологии родителей.
Ход практикума:
Кто-то из присутствующих, по желанию, моделирует и демонстрирует присутствующим ситуацию поведения родителя, соответствующую тому типу, который получился у педагога в ходе анкетирования.
Присутствующие должны определить тип родителя и построить конструктивные ответные высказывания.
10. Релаксация
Цель упражнения: способствовать снятию психоэмоционального напряжения педагогов.
Ход упражнения:
Этапы релаксации:
1. Предупреждение о возможных негативных ощущениях и необходимости прервать упражнение.
2. Придание телу «позы кучера».
3. Формулы ввода
4. Релаксация.
5. Формулы выхода
Текст релаксации:
- Сядьте на край сиденья так, чтобы край стула пришелся на ягодичные складки;
- Расставьте ноги;
- Голени поставьте перпендикулярно полу; если после этого остается напряжение в голенях, подвиньте стопы вперед на 3—4 сантиметра до исчезновения напряжения;
- Голову опустите вперед, чтобы она висела на связках, и сгорбите спину;
- Положите руки на бедра так, чтобы кисти мягко огибали бедра и не соприкасались; локти слегка разведены - опираться предплечьями на бедра не следует;
- Закройте глаза;
- Дышите спокойно, делая вдох и выдох через нос.
- Слушайте мои слова, повторяйте их про себя и почувствуйте то, о чем говорите.
- Я приготовилась к отдыху
- Я успокаиваюсь
- Я отвлекаюсь от всего
- Посторонние звуки мне безразличны
- Я чувствую себя спокойно
- Представьте, что над вашей головой сквозь темноту прорезается светлый и теплый луч.
- Он освещает все пространство вокруг головы и макушку.
- Медленно продвигается вниз, освещая и согревая лицо.
- Под его теплым светом расправляется складка между бровей
- Лоб расслабляется
- Лоб полностью расслаблен
- Нос расслабляется
- Нос полностью расслаблен
- Щеки расслабляются
- Щеки полностью расслаблены
- Челюсти разжимаются, расслабляется подбородок
- Мое лицо полностью расслаблено.
- Моя голова полностью расслаблена.
- Теплый луч осветил и согрел плечи
- Плечи расслабленные и теплые
- Луч наполнил светом все тело, до самых кончиков пальцев
- Расслабляются мышцы правой руки
- Расслабляются пальцы, кисть, предплечье, плечо
- Рука тяжелеет
- Тяжесть усиливается
- Вся правая рука наполнилась ощущением приятной тяжести
- Правая рука тяжелая, расслабленно лежит
- В правой руке появляется приятное ощущение тепла
- Тепло разливается по пальцам,
- Тепло наполняет кисть, приятно согревает всю руку
- Рука теплеет
- Правая рука тяжелая и теплая
- Расслабляются мышцы левой руки
- Расслабляются пальцы, кисть, предплечье, плечо
- Рука тяжелеет
- Тяжесть усиливается
- Вся левая рука наполнилась ощущением приятной тяжести
- Левая рука тяжелая, расслабленно лежит
- В левой руке появляется приятное ощущение тепла
- Тепло разливается по пальцам
- Тепло наполняет кисть, приятно согревает всю руку
- Рука теплеет
- Левая рука тяжелая и теплая
- Мои обе руки расслаблены
- Мои руки тяжелые и теплые
- Я предаюсь отдыху и покою
- Я совершенно спокойна
- Расслабляются мышцы правой ноги
- Расслабляется стопа, голень, колено, бедро
- Нога тяжелеет
- Тяжесть усиливается
- Вся правая нога наполнилась ощущением приятной тяжести
- Правая нога тяжелая
- В правой ноге появляется приятное ощущение тепла
- Тепло разливается по стопе
- Тепло наполняет голень, бедро, приятно согревает всю ногу
- Нога теплеет
- Правая нога тяжелая и теплая
- Расслабляются мышцы левой ноги
- Расслабляется стопа, голень, колено, бедро
- Нога тяжелеет
- Тяжесть усиливается
- Вся левая нога наполнилась ощущением приятной тяжести
- Левая нога тяжелая
- В левой ноге появляется приятное ощущение тепла
- Тепло разливается по стопе
- Тепло наполняет голень, бедро, приятно согревает всю ногу
- Нога теплеет
- Левая нога тяжелая и теплая
- Мои обе ноги расслаблены
- Мои ноги тяжелые и теплые
- Я предаюсь отдыху и покою
- Я совершенно спокойна
- Расслабляются мышцы спины
- Расслабляются межпозвоночные связки
- Ощущение легкого приятного тепла разливается от поясницы по позвоночнику.
- Все мышцы спины полностью расслаблены…
- Расслабляются мышцы грудной клетки
- Расслабляются межреберные мышцы и мышцы диафрагмы
- Ощущение легкого приятного тепла разливается по грудной клетке
- Моя грудь теплая
- В груди легко и свободно
- Дышится легко и свободно
- Дыхание спокойное и равномерное
- Свободно вдыхается и выдыхается
- Дыхание ровное, спокойное, свободное, автоматическое
- Я предаюсь отдыху и покою
- Я совершенно спокойна
- Живот мягкий и теплый
- Солнечное сплетение излучает тепло
- Живот плавно участвует в дыхании
- Стенки живота вялые и расслабленные
- Тепло прогревает стенки живота
- Тепло проникает вглубь
- Прогревается солнечное сплетение
- Солнечное сплетение излучает тепло
- Тепло волнами растекается по всему животу
- В животе легко и хорошо
- Все мышцы живота полностью расслаблены
- Все тело налито приятным теплом и тяжестью
- Я отдыхаю
- Я совершенно спокойна
- Тело свободно и расслаблено
- Дышится легко и свободно
- Прохладный ветерок овевает лицо
- Мои мысли ясны и четки
- Голова свежая, светлая
- Я совершенно спокойна
- Я отдохнула
- Руки и ноги легкие и энергичные
- Я чувствую приятное напряжение в руках, в ногах, в спине
- Дышу глубоко, свободно и ритмично
- Я чувствую легкость, бодрость, комфорт
- Я полна энергии!
- Я хочу действовать!
- Глаза открываются
- Я встаю
- Потянитесь
- Глубокий вдох
- Выдох – наклоните корпус, руки вниз
- Подвигайтесь
11. Итог семинара-тренинга
- Как вы себя чувствовали во время сегодняшней работы?
- Менялось ли ваше эмоциональное, физическое состояние? Как менялось?
- Как вы считаете, упражнения, которые были за пределами правил общения с родителями, на что были направлены: Какие задачи решали?
Список использованной литературы:
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
- Воспитатель ДОУ. 2011г., № 8, с.111-114. Венедиктова И.В. Развитие педагогической интуиции и сохранение здоровья участников образовательного процесса.
- Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ.
- Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2016г., № 2 (электронный ресурс) (Резванова И. Как распознать эмоциональное выгорание?) https://e.rukdobra.ru/article.aspx?aid=581134
- Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2015г., № 6 (электронный ресурс) (Клюева О. Как повысить стрессоустойчивость педагогов?) https://e.rukdobra.ru/article.aspx?aid=581134
- Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2017г., № 9 (электронный ресурс) (Фокина А. Портреты родителей – как общаться, чтобы к вам прислушивались.) https://e.rukdobra.ru/article.aspx?aid=581134
- Справочник старшего воспитателя 2015г., № 10 (электронный ресурс) (Авдулова Т.П. Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике) https://e.stvospitatel.ru/article.aspx?aid=415516
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...

Семинар- практикум "Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ"
Материал по работе с родителями: упражнения, тесты, беседы...

Консультация «Приемы эффективного общения с родителями воспитанников ДОУ».
Консультация «Приемы эффективного общения с родителями воспитанников ДОУ»....

Семинар - практикум «Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

«Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ» - семинар-практикум
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах ...

«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит»
laquo;Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит»...

Коммуникативные техники -как инструмент построения эффективного общения с родителями воспитанников
Процесс передачи информации от одного человека к другому по разным каналам связи посредством общей системы знаков.Обмен информацией между двумя и более речевыми субъектами.Наличие общей системы з...