Семинар – тренинг для воспитателей «Наказывая, подумай зачем».
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Что такое дисциплина? Нужны ли наказания? Формы наказания. Правила поведения взрослого при взаимодействии с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nakazyvaya_podumay_zachem.ppt885 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 212 «Солнышко» Семинар – тренинг для воспитателей « Наказывая, подумай зачем»

Слайд 2

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача воспитателей (родителей) – помочь ребенку ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных "нельзя" и "можно"! Чтобы научить этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться.

Слайд 3

Групповой тест «Можно и нельзя» Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Ситуация Наказание возможно Наказание не возможно 1. Ребенок болеет 2. Перед сном 3. Сразу после сна 4. Во время еды 5. Во время занятий 6. Во время игры 7. Непосредственно после душевной или физической травмы 8. Ребенок искренне старается что-­то сделать, но у него не получается 9. Воспитатель находится в плохом настроении

Слайд 4

Так что же такое дисциплина? Дисциплина – это система определенных запретов, необходимая ребенку для ощущения защищенности. За "нельзя" взрослых скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Ребенок еще очень мал и многого не знает, вокруг него существует огромный непознанный мир, таящий в себе много интересного, но и много опасного. ­Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить его безопасность, помочь разобраться в этом многогранном мире, его законах и особенностях. И ребенок пони­мает, что это – забота о нем, что сильный и ­мудрый взрослый вводит его в новый мир, что он знает больше, больше умеет и поможет ему, малышу, узнать и научиться тому, что умеет сам.

Слайд 5

Бездумный надзиратель Мудрый проводник Не знает, что можно требовать от ребёнка определённого возраста Знает, что можно требовать от ребёнка определённого возраста Приучить ребёнка к дисциплине, когда он чувствует равнодушие к себе Чтобы приучить ребёнка к дисциплине надо дать почувствовать ему, что его любят Всё «нельзя» Количество «нельзя» небольшое «Нельзя» - как повинность «Нельзя» - осознанно Всё «можно» Золотая середина между «нельзя» и «можно» Не наказывает за нарушение запрета Наказывает за нарушение запрета

Слайд 6

Трудно стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем. Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, – дать ему почувствовать, что его любят, – вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины. Мы начинаем приучать детей практически с рождения, что можно, а что нельзя. Постепенно дети к этому привыкают.

Слайд 7

А что происходит, если нельзя все? Тогда ребенок рано или позд­но узнает, что тот или иной запрет был неверным. Он начинает думать, что не слишком­ то знают, что ему нужно, или не слишком справедливы к нему. У ребенка возникает непреодолимое и обоснованное желание нарушать такие запреты. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться ей, а иногда делает все наоборот.

Слайд 8

Что же происходит, когда все можно? Тогда ребенок думает, что его не предостерегают, все разрешают, а вокруг столько опасного, неприятного! Он еще очень мал и чувствует себя в опасности, ведь рядом нет кого­-то большого и надежного, а мама, наверное, и сама еще многого не знает и во многом не уверена. У ребенка возникает повышенная тревожность, неуверенность в себе, он не может научиться принимать решения, во всем сомневается.

Слайд 9

Наказание Справедливое Ребенок получает наказание, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены со взрослыми (воспитателями, родителями), и которые известны ребенку. Несправедливое Ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания

Слайд 10

Дети не понимаю, за что получают наказание, поскольку не понимаю чего от них хотят

Слайд 11

Формы наказания Наказание словом (крик) Физическое наказание Изоляция Лишение приятного

Слайд 12

Наказание словом или «ругать» - что это такое? Обычно повышение голоса. Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность. Любой крик – это стресс для нервной системы ребёнка. А в состоянии стресса ребёнок не слышит запрета, а слышит, что его не любят. Постоянный крик ребёнок вообще перестаёт замечать, либо приводит к неврозу, либо сам обретает манеру говорить также, т.к. к ней привык. Когда можно кричать? – Когда ребёнок подвергает свою или чужую жизнь опасности. Физическое наказание – шлёпнуть ребёнка, дернуть за руку. Запреты – важны для формирования социальных навыков. Как надо запрещать? – спокойным уверенным голосом. Изоляция – изолированный должен быть в поле зрения взрослого. Определяется время изоляции. Лишение приятного – должны быть традиции, которые ждёт ребёнок и знает, что они наступят. Педагог может отменить их, если проступок действительно ощутимый.

Слайд 13

Физическое наказание оно учит тому, как использовать силу и жестокость для решения проблем и конфликтов, а так же реагировать на других людей, когда ты зол и раздражен; оно увеличивает вероятность того, что наказываемый вырастает ранимым и обидчивым; оно занижает самооценку, демонстрируя неуважительное отношение к ребенку, его телу и достоинству.

Слайд 14

Настраивает ребенка против взрослых; оно учит тому, что важно не попадаться. Ребенок учиться скрывать свои поступки и в процессе подобного «воспитания» становиться трусливым и подлым.

Слайд 15

Форма воздействия Что собой представляет Реакция ребенка Когда эффективно использовать Ругать (крик, повышение голоса) Выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность Это стресс для ребенка, а в состоянии стресса он не слышит запрета, он слышит, что его не любят. Как следствие – обида, страх, замкнутость, протест. К постоянному крику ребенок привыкает, может говорить так же. Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим. Запрет Формирование социальных навыков, навыков самоконтроля Если запрет представлен верно (уверенно, спокойным голосом) – у ребенка возникает чувство безопасности, упорядоченности жизни При обучении правилам поведения Шлепок (физические наказания) Утверждение своей силы и власти над ребенком Страх, агрессия, защитная бесчувственность Если необходимо выработать рефлекс на избегание опасности (бежит на дорогу или лезет к розетке) Изоляция (ребенок отделяется от сверстников на период времени) Способ успокоиться, эмоционально перезагрузиться (если правильно организована форма воздействия) Ребенок научается контролировать свои импульсы, научается самоконтролю Если нужно пресечь неподобающее поведение Лишение приятного Ребенок понимает, что взрослого расстроило его поведение, и поэтому он не будет читать ему книгу – «нет настроения» Понимание того, что наказан справедливо Наиболее приемлемый способ

Слайд 16

Наказание лучше действует, когда: оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время; после проступка всегда (а не иногда) следует наказание; наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем; у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание.

Слайд 17

Как наказывать ребёнка? Наказывая, подумай, зачем и каковы будут результаты наказания. Всегда соблюдай чёткую позицию: «Я взрослый». Учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию. Обращайтесь с ребёнком «глаза в глаза», уверенным голосом. В особых ситуациях необходимо брать ребёнка за плечо, руку, останавливая его действия (метод «железные тиски»). Наказывайте сразу после проступка. Обязательно объясните, почему ребёнка наказали и что должен делать ребёнок, чтобы его не наказали. Наказывая, надо дать понять, что вы любите его и хотите ему добра. Перед наказанием дать ребёнку возможность исправить ситуацию: «Давай подумаем, как это исправить».

Слайд 18

Правила поведения взрослого при воспитании детей Нельзя унижать ребенка. Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете. В результате может вырасти глубоко несчастный человек. Никогда не нужно угрожать. Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого. От угроз ребенок не перестанет вести себя кое ­как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется". Не следует вымогать обещания. Обещание, как и угроза, относятся к будущему – когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.

Слайд 19

Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится. Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности. Не нужно допекать, опекая. Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться – и так все для тебя сделают. Нельзя слепо потакать ребенку. Чем более конкретны "да" и "нет", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения. Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания. Ребенок не в состоянии понять взрослые "иногда", "может быть", "отчасти" и "только по праздникам". Можно ли научиться переходить дорогу, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет означал "стоп", а в среду и субботу – "можно перейти"?

Слайд 20

Поощрение Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых .

Слайд 21

Любите детей! Наказывайте с любовью!

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический тренинг для воспитателей «Наказывая, подумай зачем»

Тематический тренинг для воспитателей  «Наказывая, подумай зачем»...

Тематический тренинг для родителей "Наказывая, подумай зачем"

·        В тренинг включены:         Тест для родителей "Можно и нельзя"·         Что такое дисциплина·...

"Наказывая, подумай зачем". Тематический тренинг для воспитателей.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей,  – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяс...

Тематический тренинг для педагогов "Наказывая, подумай: "Зачем?"

Тематический тренинг для педагогов.Тема: "Наказывая, подумай: "Зачем?". Цель: ознакомление педагогов с различными точками зрения психологов на проблему наказывания ребенка для даль...

Тематический тренинг для педагогов «Наказывая, подумай зачем!?»

Развитие у воспитателей культуры поощрения и наказания в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста....

Тренинг для педагогов "Наказывая, подумай зачем"

Цель: помощь педагогам в разрешении возникающих сложных педагогических ситуаций в работе с детьми, связанных с дисциплиной.Необходимое оборудование: Тесты «Можно и нельзя», ножницы, ручки-...