план кружка "Чудеса природы"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Татаринцева Наталья Геннадьевна

 календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_prirody.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад  №6 «Медвежонок»

г. Ртищево Саратовской области

                                                                                                                       

                                                                                                                   

 Утверждено заведующей                                                                          Принято                                                                              

 Д/с№6 «Медвежонок»                                                                               на заседании

______ Сергеевой О.В.                                                                              педагогического совета

                                                                                                                      от «____»_______20     г.

                               

ПЛАН - ПРОГРАММА

Опытно-экспериментального кружка

«Чудеса природы»

(подготовительная  группа)

2013 – 2014 учебный год

      Руководитель кружка:

                                                                                                              Воспитатель Татаринцева  Н.Г

ПОЛОЖЕНИЕ о кружковой работе

Кружок создается  исходя из интересов и желания детей;

-для расширения знаний и умений детей в экологически ориентированной деятельности;

- недопустимо посещение детьми кружка по принуждению взрослых (родителей, педагогов);

- занятия в кружке проходят в свободной форме;

- воспитатель имеет право выбора тем, материала, пособий; форм, методов и приемов проведения кружковой работы; соответствующих нормативу государственных программ и рекомендованных в работе с дошкольниками;

- работа в кружке проводится с целью коррекции эмоциональных, моральных качеств; соответствующих нормам морали современного общества;

- с целью воспитания доброжелательного отношения к окружающей среде; правильного поведения в ней;

- с целью воспитания здорового образа жизни у дошкольников;

- занятия в кружке проводятся с сентября месяца по май;

- занятия в кружке для детей 6- 7 лет  проводятся один раз в неделю продолжительностью 25-30 минут (Продолжительность занятия может варьироваться в зависимости от заинтересованности детей, но не менее 15 – 20 минут).

- наполняемость кружка варьируется  до 16 человек;

- используемые материалы, пособия эстетически выдержаны и экологически безопасны;

- перед проведением опытов и различной  исследовательской деятельности проводится инструктаж;

- в кружок принимаются дети одного возраста;

- родители могут принимать участие в работе кружка, предварительно согласовав с педагогом;

- родители добровольно содействуют работе кружка, приобретают необходимые материалы и пособия.

Пояснительная записка.

Расскажи  -  и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(китайская пословица)

     Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

   Все исследователи  экспериментирование выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объекты  в ходе практичной деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

   Экспериментирование пронизывает все сферы  детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе.

    Исследование предоставляет ребенку самому найти ответ на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные  при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов,  запоминаются надолго.

   Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема  усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

    Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. 

 Перспективно-календарный план составлении в соответствии с задачами

программы «Детство».

Цели и задачи кружка «Чудеса природы»

  1. Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность детей по организации экспериментальной деятельности в ДОУ;
  2. Показать исследование современных форм и методов воспитания о обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие детей;
  3. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  4. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  5. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  6. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам; воспитание правильного поведения в природе;
  7. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.

Список детей:

  1. Антонов Сергей
  2. Афонина Маша
  3. Богомолова Лиза
  4. Быков Слава
  5. Брянцева Александра
  6. Выборнов  Рома
  7. Глушков Никита
  8. Каштанова Кристина
  9. Копырина Милана
  10. Конькова Валерия
  11. Минаева Таня
  12. Мискарян Ваня
  13. Макунина Даша
  14.  Лукьянов Ваня
  15. Ходякова Кристина
  16. Штыркова Аня

График работы:

Четверг 15.30-16.00

Календарно-тематический план

по организации опыно-экспериментальной деятельности детей.

Кружок «Чудеса природы»

№ п\п

Дата

Направления

экспериментальной

деятельности

Тема. Цели.

1.

05.09.2013г.

Экспериментирование

 с песком,  глиной.

Тема: Удивительный песок.

Цели: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

2.

12.09.2013г.

Тема: сухая и влажная почва.

Цели: учить определять  и сравнивать сухую и влажную почву; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость; фиксировать результаты исследований.

3.

19.09.2013г.

Экспериментирование с водой.

Тема: Фильтрование воды.

Цели: познакомить с процессом очистки воды различными способами; развивать смекалку, наблюдательность.

4.

26.09.2013г.

Тема: Бережем воду.

Цели: познакомить с определением, сколько воды  зря проливается из крана, учить беречь воду.

5.

03.10.2013г.

Тема: Где же пятый океан?

Цели: показать зависимость живых объектов природы от воздуха; развивать смекалку, наблюдательность.

6.

10.10.2013г.

Экспериментирование

с воздухом.

Тема: Соломенный буравчик.

Цели: помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как можно использовать силу воздуха (движение); развивать смекалку, наблюдательность.

7.

17.10.2013г.

Тема: «Парашют». «Вертушка».

Цели: помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как можно использовать силу воздуха (движение); развивать смекалку, наблюдательность.

8.

24.10.2013г.

Наблюдение за жизнью

растений.

Тема: Запасливые стебли.

Цели: доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу; развивать смекалку, наблюдательность.

9.

31.10.2013г.

Тема: Куда тянутся корни?

Цели: помочь установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

10.

07.11.2013г.

Тема: Бережливые растения. Упрямое  растение.

Цели: помочь найти растения, которые могут расти в пустыне и саване; уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений; развивать наблюдательность.

11.

14.11.2013г.

Человек.

Тема: Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.

Цели: показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.

12.

21.11.2013г.

Тема:  Много - мало. Почему меньше?

Цели: помочь выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев (от величины листьев).

13.

28.11.2013г.

Тема: Выявление причины храпа человека.

Цели: помочь выяснить причину храпа человека; развивать наблюдательность.

14.

05.12.2013г.

Тема: Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности.

Цели: показать, как зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещенности, развивать наблюдательность.

15.

12.12.2013г.

Тема: Связь уха с носоглоткой.

Цели: помочь определить связь уха с носоглоткой, развивать интерес к своему телу, наблюдательность.

16.

19.12.2013г.

Тема: Опыт Мариотта.

Цели: показать, что при попадании изображения на слепое пятно человек перестает видеть данное изображение.

17.

26.12.2013г.

Тема: Тепловые и холодовые точки у человека (осязательный центр человека).

Цели: определить расположение «тепловых» и «холодовых» точек на различных участках кожи (на ладони и на лице).

18.

16.01.2014г.

Тема: Обоняние человека.

Цели: упражнять в различении цветов и пищи по запаху.

19.

23.01.2014г.

Тема: Острота слуха и ее изменение при разных ситуациях.

Цели:  проверить, хороший ли у детей слух, не повреждена ли перепонка.

20.

30.01.2014г.

Тема: Определение частоты дыхания.

Цели: произвести подсчет вдохов выдохов, производимых  в течение одной минуты.

21.

06.02.2014г.

Экспериментирование

с предметами.

Тема: Мир ткани.

Цели: познакомить с названиями тканей; формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать , что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.

22.

13.02.2014г.

Тема: Мир металлов.

Цели: учить называть разновидность металлов; формировать умение сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве.

23.

20.02.2014г.

Тема: Мир пластмасс.

Цели: учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят их использования.

24.

27.02.2014г.

Тема: Разведчики.

Цели:  учить понимать того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его недолжно быть видно.

25.

06.03.2014г.

Тема: В мире животных.

Цели: совершенствовать умение  работать с бумагой, реализовывать возможности преобразования, доводить начатое до конца, проявлять творческие способности.

26.

13.03.2014г.

Тема:  Наша группа.

Цели: участвовать в коллективном преобразовании, учить проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет, убедить, что от отношения к работе зависит ее результат.

27.

20.03.2014г.

Тема: Земля-магнит.

Цели: помочь выявить действия магнитных сил Земли.

28.

27.03.2014г.

Тема: Автомобиль будущего.

Цели: побуждать активно проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи, самостоятельно придумывать и осуществлять свои  замыслы.

29.

03.04.2014г.

Тема: Вулкан.

Цели:  совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.

30.

10.04.2014г.

Тема: Покорение космоса.

Цели: побуждать к участию в коллективном преобразовании; учить самостоятельно, определять алгоритм деятельности, совершенствовать умения работать с различными материалами, проявлять творческий потенциал в ходе преобразования.

31.

17.04.2014г.

Тема: Полярное сияние.

Цели: помочь понять, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

32.

24.04.2014г.

Тема:  Жилище человека в древности.

Цели: участвовать в коллективном преобразовании,  формировать умение реализовать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; проявлять творческий потенциал в ходе преобразования.

33.

15.05.2014г.

Экспериментирование

с солнечным светом.

Тема: Передача солнечного «зайчика». Радуга на стене.

Цели: помочь понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, от есть увидеть его там, где его не должно быть видно.

34.

22.05.2014г.

Экспериментирование

 со звуком.

Тема: Поющая струна.

Цели: помочь выявить причину происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Развивать наблюдательность и любознательность.

35.

29.05.2014г.

Экспериментирование

с электричеством.

Тема: Как увидеть «молнию»?

Цели: выявить, что гроза – проявление электричества в природе.

                                             Список литературы

  1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет

(авторы-составители Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова).

  1. План – программа «Детство» под ред. Михайловой.
  2. Хрестоматия для детей 5 -7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «Природа – волшебница экологии». СП ГБОУ СОШ № 11г.о.Октябрьск «Детский сад № 10» Подготовительная группа

Пояснительная запискаКружок «Природа – волшебница экологии» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С н...

Перспективный план "Мир природы"

Перспективный план "Мир природы"...

План "Мир природы"

Перспективное планирование в средней группе на тему «Мир природы»...

кал.план "неделя природы"

подготовительная к школе группа...