УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «Природа – волшебница экологии». СП ГБОУ СОШ № 11г.о.Октябрьск «Детский сад № 10» Подготовительная группа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пояснительная записка

Кружок «Природа – волшебница экологии» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1. формировать  у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2.воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

 

 

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок - 10 человек. Возраст детей: от 6 до 7 лет.

Экологическое воспитание осуществляется  в процессе наблюдений, чтения художественных произведений, различных игр. Для более успешного усвоения материала в программе предусмотрено использование интегрированных и комплексных занятий, игровых занятий,   экологических праздников. Информация, которую дети получают, научно достоверная и в то же время доступна  для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

им.Героя Советского Союза Аипова  Махмута Ильячевича

г.о.Октябрьск Самарской области

УЧЕБНЫЙ – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КРУЖКА «Природа – волшебница экологии».

СП ГБОУ СОШ № 11г.о.Октябрьск

«Детский сад №  10»

Подготовительная группа

Выполнила воспитатель:

Чихирева Н.А.

Пояснительная записка

Кружок «Природа – волшебница экологии» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1. формировать  у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2.воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок - 10 человек. Возраст детей: от 6 до 7 лет.

Экологическое воспитание осуществляется  в процессе наблюдений, чтения художественных произведений, различных игр. Для более успешного усвоения материала в программе предусмотрено использование интегрированных и комплексных занятий, игровых занятий,   экологических праздников. Информация, которую дети получают, научно достоверная и в то же время доступна  для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

УЧЕБНЫЙ – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КРУЖКА «Природа – волшебница экологии».

Тема

Кол-во часов

теория

практика

Беседа о лете

1

Беседа  «Что такое природа ? Живая  и неживая природа?»

1

Рассматривание  и сравнение  овощей и фруктов

0,5

0,5

Опыты  с водой

1

Беседа  о домашних животных

1

Рассматривание злаковых культур

0,5

0,5

Опыты с водой

1

Беседа «Речка, реченька, река»

0,5

0,5

«Почему  белые медведи не живут в лесу?»

0,5

0,5

Опыты с  воздухом

0,5

0,5

Беседа «Кто  главный в лесу?»

1

Беседа «Я – человек»

0,5

0,5

«Корабль  пустыни»

0,5

0,5

Беседа «Что мы знаем о птицах?»

0,5

0,5

Рассказ об экологических пирамидах

1

Рассматривание  и сравнение комнатных растений

0,5

0,5

 Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».

0,5

0,5

 Экологическая викторина «Знатоки природы»

1

Беседа о снеге

0,5

0,5

 Опыты  необыкновенный магнит

0,5

0,5

Беседа  «Солнце – большая звезда»

1

«Наши умные помощники – органы  чувств»

0,5

0,5

«Путешествие  по зимнему лесу»

0,5

0,5

«Мы – исследователи»

1

Беседа «Красная  книга- сигнал опасности»

1

Черенкование комнатных растений

0,5

0,5

Опыты « Поглощение воды растениями»

1

Беседа «Полезная еда»

0,5

0,5

Беседа «Какие бывают насекомые»

0,5

0,5

«Доктора леса»

1

Беседа  о дождевых червях

0,5

0,5

«Огонь – друг или враг?»

0,5

0,5

Экологическая сказка «Родник»

1

Беседа «Лесная аптека»

0,5

0,5

«Муравьи санитары леса»

0,5

0,5

Работа на цветочной клумбе

0,5

0,5

Всего часов

36 ч.

                                                  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

ТЕМА 1: Беседа о лете

 Беседа по теме .  

Составление  рассказов – фантазий.

 Беседа о правилах поведения в лесу.

ТЕМА 2: Беседа  «Что такое природа ? Живая  и неживая природа?»

Создание проблемной ситуации.

Игра «Живое – неживое!»

ТЕМА 3: Рассматривание  и сравнение  овощей и фруктов

Работа со схемой – макетом.

Дидактическая игра «Опиши – мы отгадаем»

ТЕМА 4: Опыты  с водой

Опыт 1 «Вода не имеет вкус»,

Опыт 2 «Вода  не имеет запаха»

Игра эксперимент  «Цветное молоко»

ТЕМА 5: Беседа о домашних животных

Игра «Кто спрятался?»

Сочинение сказки «Спор животных».

Упражнение «Кто с кем?»

Дидактическая игра «Назови ласково».

Загадки про домашних животных.

               

ТЕМА 6: «Рассматривание злаковых культур»

 Работа с карточками

Творческая работа выкладывание  панно из зерновых культур

 

ТЕМА 7: «Опыты с водой»

Опыт 1 «Вода жидкость, не имеет  собственной формы»

Игра «Хорошо – плохо»

Опыт 2 «Вода – растворять»

Опыт  3 «Вода – растворитель»

Опыт 4 «Вода может нагреваться»

Опыт 5 «Пар – это тоже вода»

                 

ТЕМА 8: « Речка, реченька, река»

Загадки про водоемы.

Опыт «Фильтрация вода»

 

             

ТЕМА 9: «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Беседа по теме

 Игра «Тюлени  на островах»

ТЕМА 10: «Опыты с воздухом»

Опыт  с водой.

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

Наблюдение «Воздух легче воды»

Наблюдение «Чем пахнет воздух?»

Игра «Узнай по запаху»

ТЕМА 11: Беседа «Кто главный в лесу?»

Рассказ «Цепочки в лесу»

Чтение рассказа «Невидимые весы»

Рассматривание картин «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев».

ТЕМА 12: Беседа «Я – человек».

Работа по картине.

Игра «Чем отличаются и чем похожи»

ТЕМА 13: «Корабль пустыни»

Беседа о пустыни.

Опыт «Возникновении бури»

Опыт «Что происходит с водой в пустыне».

Опыт «Легко ли верблюду шагать  по пустыне?»

Опыт Определение возможности проживания  верблюда  в пустыни, неделями обходясь без воды»

ТЕМА 14: «Что мы знаем о птицах?»

 Беседа  по теме.

Логическая игра «Кто за кем  и как полетит».

Опыт 1 «Как  с гуся вода».

Опыт 2 с водой и шариками.

Сделай птицу.

ТЕМА 15:  Рассказ  об экологической пирамиде

Чтение стихотворения Е.Благининой «Весна»

Игра «Угадай – ка!»

Игра « С какого дерева листок?»

ТМА 16: «Рассматривание  и сравнение комнатных растений»

 Беседа о труде.

Беседа как ухаживать за комнатными растениями.

Игра «Угадай растение»

ТЕМА 17: Беседа «Вода  вокруг нас. Круговорот воды  в природе»

Опыт с горячей водой.

Агрегатные состояния .Игра «Какая бывает вода?»

ТЕМА 18:  Викторина «Знатоки природы»

 1 конкурс «Разминка»

2 конкурс «Найди дом для каждого животного»

3 конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц»

4  конкурс «Найди и закрась спрятавшего зверя»

5 конкурс «Назови детенышей зверей»

6 конкурс «Угадайте по описанию»

Дидактическая игра «Как вести себя в лесу?»

ТЕМА 19:  Беседа о снеге.

  Беседа  о свойствах снега.

Эксперимент со снегом

ТЕМА 20: «Опыты с магнитом»

Опыт 1 «Магнит притягивает предметы»

Опыт 2 «Все ли притягивает магнит?»

Опыт 3 «Не замочи руки»

Опыт 4 «Рыбалка»

Опыт 5 «Бумажная гонка»

                 

ТЕМА 21: «Солнце – большая звезда»

 Знакомство с планетами солнечной системы.

Работа  с плакатами.

ТЕМА 22: «Наши умные помощники – органы чувств»

 Работа по плакату .

 Наши помощники – глаза, уши, нос, язык, руки.

Игра «Узнай по запаху»

ТЕМА 23: «Путешествие  по зимнему лесу»

 Игра «АУ».

Игра «Снежки»

Игра «Колокольчик»

ТЕМА 24: «Мы - исследователи»

 С помощью опытов повторить свойства воздуха

ТЕМА 25: Беседа «Красная книга – сигнала опасности»

Чтение рассказа «Морские коровы»

Беседа о Красной книге.

Рассказ о черном аисте, буром медведе, бобре.

ТЕМА 26: Беседа «Черенкование комнатных растений».

Работа  в уголке «Природы»

ТЕМА 27 : «Поглощение воды растениями»

Опыт «Поглощения»

«Есть ли у растений органы дыхания?»

«Что выделяет растение?»

«Почему в лесу так приятно пахнет?»

ТЕМА 28: «Полезная еда»

Рассматрение  крупы( пшено, геркулес, рис, гречка.

Правила питания.

Арифметические задачки.

Витамины А,В,С,Д. Вредные продукты.

Творческая  работа.

ТЕМА 29:  «Доктора леса»

Беседа о изменениях в природе.

Игра «Сложи квадрат»

Беседа о птицах.

ТМА 30: «Какие бывают насекомые?»

Загадки про насекомых.

Игра «Четвертый лишний».

Игра  в слова.

Творческая работа.

ТЕМА 31: Беседа  о дождевых червях.

Познакомить  со строением дождевого червя.

Опыт «Что делают дождевые черви во время дождя?»

                   

ТЕМА 32: «Огонь – друг или   враг»

 Беседа о профессии пожарного.

Что дает нам  огонь?

Спасение игрушек.

Творческая работа.

ТЕМА 33 : «экологическая сказка Родник»

Чтение сказки «Родник»

ТЕМА 34: Беседа «Лесная аптека».

Знакомство с лекарственными растениями

ТЕМА 35: « Муравьи  - санитары леса»

Познакомить с жизнью муравьев.

ТЕМА 36:  Работа на цветочной клумбе.

Беседа  о строении цветочного растения.

Составление рассказов  о цветах.

Дидактическая игра  «Что нужно  для роста?»

Посадка цветов в клумбе.

Планирование кружковой  работы.

Месяц

Тема

Цели

сентябрь

Беседа  о лете

углубить и обобщить представления детей  о лете, его типичных признаках. Закрепить представления  о жизнедеятельности растений и животных играх детей летом, труде т отдыхе взрослых.  Устанавливать  простейшие связи   между  условиями среды и состоянием живых объектов, выражать  свои мысли  в связанной речи.

Что такое  природа?

Живая и неживая  природа».

показать детям  отличия природных объектов  от искусственных, созданных человеком,  объекты  живой природы – от объектов неживой природы.  Сформировать  у ребенка  представление о неразрывности  связи человека с природой  (человек – часть природы). Познакомить  с основными  природными компонентами  и их связями.  

Рассматривание  и сравнение овощей и фруктов».

закрепить знания детей  о характерных свойствах овощей и  фруктов ( форма , цвет, вкус, особенности поверхности). Уточнить, кто и где выращивает  овощи и фрукты, формировать у детей  особенности растений осенью.

Опыты с водой

с помощью  опыта   помочь  определить свойства воды

октябрь

Беседа  о домашних животных».

закрепить понятия «домашние животные», автоматизировать  умения  составлять  описательный характер  о домашних животных с использованием моделей и картинок. Развивать  творческое воображение, находить признаки сходства у домашних животных с предметами, расположенными вокруг.

Рассматривание злаковых культур

познакомить детей  со злаковыми растениями из которых выпекают черный и белый хлеб,  формировать навык отвечать полным ответом

«Опыты с водой»

с помощью опытов показать свойства воды.

Речка, реченька, река.

расширить   об окружающем мире, составлять по памяти описательный рассказ  о реках. Формировать  понятия  о возникновении реки, её истоках. Сравнивать  и находить различия между источниками воды. Расширять и активизировать словарь детей.

ноябрь

Почему белые медведи не живут в лесу?

познакомить детей с белым медведем и его образом жизни, воспитывать любовь к животным, закреплять знания  детей  о среде обитания животных , расширить представления о животном мире, показать  его разнообразие, воспитывать бережное отношение  к живой природе.

опыты с воздухом.

Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать

беседа «Кто главный  в лесу?»

дать представление  о леснике – человеке, который заботиться  о лесе, способствовать  у детей  разумного поведения в лесу.

Беседа «Я – человек»

на основе исследовательской деятельности  развивать представления о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее, совершенствовать речь детей,  развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

декабрь

Корабль пустыни

углубить представление детей о животном и растительном мире пустыни, познакомить с жителем пустыни – верблюдом. Развивать воображение, связную речь, фантазию, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для свободного выражения мыслей. Воспитывать экологическую культуру, умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая их, культуру общения и поведения во время проведения опытов.

Что мы знаем о птицах?

уточнить представления детей  о знакомых птицах, условия их жизни, роли человека в жизни зимующих  птиц, узнавать птицу по повадкам, внешнему виду.

рассказ об экологической  пирамиде

формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей  леса – растений и животных, их  пищевой  зависимости друг от друга , закрепить  знания об «экологической пирамиде».

рассматривание и сравнение комнатных растений

закреплять знания о комнатных растениях, описывать их внешний вид.

январь

Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе

обратить внимание детей на значение воды  в нашей жизни, показать , где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать , что капельки воды  в природе «ходят», движутся по кругу

викторина «Знатоки  природы»

закрепить знания детей  о природе . вырабатывать  умения быстро  находить правильный ответ, воспитывать любовь  к природе и бережное отношение  к ней.

Беседа о снеге

развивать умение устанавливать  зависимость между состоянием  снега и температурой воздуха.

Опыты с магнитом

: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

февраль

Солнце – большая звезда

дать представление о Солнце как о звезде и о планетах солнечной системы; познакомить  детей с понятием света и тени, показать значение разного  освещения в жизни растений и животных

Наши умные помощники – органы чувств

сформировать представления  о разных  средствах и способах познания  окружающего мира; закреплять знания о необходимости  ухода за органами чувств, развивать  умения понимать мимику  человека.

Путешествие по зимнему лесу

продолжить знакомить  детей  с лесом , формировать  реалистические  представления  о жизни лесных  растений, животных в зимнее  время, развивать понимание, что на  их образ жизни и состояние оказывает влияние  условия, в которых они находятся холод, отсутствие , короткий день

« Мы – исследователи

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

март

Красная книга – сигнала опасности

дать представление  о том , что люди, плохо зная природу, погубили много растений  животных. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.

Черенкование комнатных растений

закрепить  знания  детей  об  условиях, необходимых для роста  растений для роста растений, об уходе за ними, сообщить детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти.

Поглощение воды растениями

на опыте показать о роли воды для растений

Полезная еда

выявить  различия между полезными и вредными продуктами питания для человека, объяснить  детям о полезности  витаминов А, В, С, Д.

апрель

« Какие бывают насекомые

систематизировать  представления  детей о многообразии  насекомых, упражнять детей в составлении групп по разным основаниям: особенностям  внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам обитания  ( наземные, водные), способы передвижения (летающие, ползающие, плавающие,  прыгающие). Закрепить, знания об общих признаках насекомых, устанавливать  связи между внешним видом и способам  передвижения, между внешним  видом  способами защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания, воспитывать интерес к насекомым

Доктора леса

продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой  и живой природе, закрепить знания детей  о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.

Беседа о дождевых червях».

:  познакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей,  показать их присобленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде, расширить представления детей о живой  среде.

Огонь – друг или враг?

Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

май

экологическая сказка Родник

 с помощью  сказки  показать  детям взаимосвязь всего живого в природе, развивать познавательные способности детей.

беседа «Лесная аптека»

дать представление  детям о лекарственных растениях.

муравьи – санитары леса

углубить знания  детей  о муравьях их жизни,  сформировать  представления  о роли муравьев в жизни леса, воспитывать бережное отношение к муравьям.

работа  на цветочной клумбе.

развивать  желание выращивать цветы на клумбах, трудолюбие.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно тематический план кружка "Здоровье"

Учебно тематический план кружка "Здоровье" (1 год обучения)...

Учебно-тематический план кружка для детей старшего дошкольного возраста "Удалые казачата"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию прелагается материал, который познакомит детей с кубанскими народными играми....

Учебно-тематический план кружка "Юные исследователи"

Учебно-тематический план №Вид деятельностиТема занятияЛитератураКоличество часов1.Эксперименты  с природным материалом1. Песок, глина - наши помощники. 2. Песчаный конус. 3.Удивите...

Учебно тематический план кружка "Знайка"

Кружок «Интеллектуально познавательного  развития   «ЗНАЙКА»...

Учебно - тематический план кружка "Юный художник"

Учебно тематический план кружка "Юный художник" . Подготовительная группа. Рисование....

Приложение к учебно-тематическому плану кружка в старшей группе.

Вопросы для проверки знаний по ПДД (старшая группа)Перечень оборудования уголка по ПДД (старшая группа)Конспект занятия по ПДД «Путешествие в страну Дорожных знаков...