УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «Природа – волшебница экологии». СП ГБОУ СОШ № 11г.о.Октябрьск «Детский сад № 10» Подготовительная группа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Пояснительная записка
Кружок «Природа – волшебница экологии» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. формировать у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2.воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок - 10 человек. Возраст детей: от 6 до 7 лет.
Экологическое воспитание осуществляется в процессе наблюдений, чтения художественных произведений, различных игр. Для более успешного усвоения материала в программе предусмотрено использование интегрированных и комплексных занятий, игровых занятий, экологических праздников. Информация, которую дети получают, научно достоверная и в то же время доступна для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
им.Героя Советского Союза Аипова Махмута Ильячевича
г.о.Октябрьск Самарской области
УЧЕБНЫЙ – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКА «Природа – волшебница экологии».
СП ГБОУ СОШ № 11г.о.Октябрьск
«Детский сад № 10»
Подготовительная группа
Выполнила воспитатель:
Чихирева Н.А.
Пояснительная записка
Кружок «Природа – волшебница экологии» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. формировать у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2.воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок - 10 человек. Возраст детей: от 6 до 7 лет.
Экологическое воспитание осуществляется в процессе наблюдений, чтения художественных произведений, различных игр. Для более успешного усвоения материала в программе предусмотрено использование интегрированных и комплексных занятий, игровых занятий, экологических праздников. Информация, которую дети получают, научно достоверная и в то же время доступна для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
УЧЕБНЫЙ – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКА «Природа – волшебница экологии».
Тема | Кол-во часов | |
теория | практика | |
Беседа о лете | 1 | |
Беседа «Что такое природа ? Живая и неживая природа?» | 1 | |
Рассматривание и сравнение овощей и фруктов | 0,5 | 0,5 |
Опыты с водой | 1 | |
Беседа о домашних животных | 1 | |
Рассматривание злаковых культур | 0,5 | 0,5 |
Опыты с водой | 1 | |
Беседа «Речка, реченька, река» | 0,5 | 0,5 |
«Почему белые медведи не живут в лесу?» | 0,5 | 0,5 |
Опыты с воздухом | 0,5 | 0,5 |
Беседа «Кто главный в лесу?» | 1 | |
Беседа «Я – человек» | 0,5 | 0,5 |
«Корабль пустыни» | 0,5 | 0,5 |
Беседа «Что мы знаем о птицах?» | 0,5 | 0,5 |
Рассказ об экологических пирамидах | 1 | |
Рассматривание и сравнение комнатных растений | 0,5 | 0,5 |
Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе». | 0,5 | 0,5 |
Экологическая викторина «Знатоки природы» | 1 | |
Беседа о снеге | 0,5 | 0,5 |
Опыты необыкновенный магнит | 0,5 | 0,5 |
Беседа «Солнце – большая звезда» | 1 | |
«Наши умные помощники – органы чувств» | 0,5 | 0,5 |
«Путешествие по зимнему лесу» | 0,5 | 0,5 |
«Мы – исследователи» | 1 | |
Беседа «Красная книга- сигнал опасности» | 1 | |
Черенкование комнатных растений | 0,5 | 0,5 |
Опыты « Поглощение воды растениями» | 1 | |
Беседа «Полезная еда» | 0,5 | 0,5 |
Беседа «Какие бывают насекомые» | 0,5 | 0,5 |
«Доктора леса» | 1 | |
Беседа о дождевых червях | 0,5 | 0,5 |
«Огонь – друг или враг?» | 0,5 | 0,5 |
Экологическая сказка «Родник» | 1 | |
Беседа «Лесная аптека» | 0,5 | 0,5 |
«Муравьи санитары леса» | 0,5 | 0,5 |
Работа на цветочной клумбе | 0,5 | 0,5 |
Всего часов | 36 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1: Беседа о лете
Беседа по теме .
Составление рассказов – фантазий.
Беседа о правилах поведения в лесу.
ТЕМА 2: Беседа «Что такое природа ? Живая и неживая природа?»
Создание проблемной ситуации.
Игра «Живое – неживое!»
ТЕМА 3: Рассматривание и сравнение овощей и фруктов
Работа со схемой – макетом.
Дидактическая игра «Опиши – мы отгадаем»
ТЕМА 4: Опыты с водой
Опыт 1 «Вода не имеет вкус»,
Опыт 2 «Вода не имеет запаха»
Игра эксперимент «Цветное молоко»
ТЕМА 5: Беседа о домашних животных
Игра «Кто спрятался?»
Сочинение сказки «Спор животных».
Упражнение «Кто с кем?»
Дидактическая игра «Назови ласково».
Загадки про домашних животных.
ТЕМА 6: «Рассматривание злаковых культур»
Работа с карточками
Творческая работа выкладывание панно из зерновых культур
ТЕМА 7: «Опыты с водой»
Опыт 1 «Вода жидкость, не имеет собственной формы»
Игра «Хорошо – плохо»
Опыт 2 «Вода – растворять»
Опыт 3 «Вода – растворитель»
Опыт 4 «Вода может нагреваться»
Опыт 5 «Пар – это тоже вода»
ТЕМА 8: « Речка, реченька, река»
Загадки про водоемы.
Опыт «Фильтрация вода»
ТЕМА 9: «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Беседа по теме
Игра «Тюлени на островах»
ТЕМА 10: «Опыты с воздухом»
Опыт с водой.
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»
Наблюдение «Воздух легче воды»
Наблюдение «Чем пахнет воздух?»
Игра «Узнай по запаху»
ТЕМА 11: Беседа «Кто главный в лесу?»
Рассказ «Цепочки в лесу»
Чтение рассказа «Невидимые весы»
Рассматривание картин «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев».
ТЕМА 12: Беседа «Я – человек».
Работа по картине.
Игра «Чем отличаются и чем похожи»
ТЕМА 13: «Корабль пустыни»
Беседа о пустыни.
Опыт «Возникновении бури»
Опыт «Что происходит с водой в пустыне».
Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?»
Опыт Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды»
ТЕМА 14: «Что мы знаем о птицах?»
Беседа по теме.
Логическая игра «Кто за кем и как полетит».
Опыт 1 «Как с гуся вода».
Опыт 2 с водой и шариками.
Сделай птицу.
ТЕМА 15: Рассказ об экологической пирамиде
Чтение стихотворения Е.Благининой «Весна»
Игра «Угадай – ка!»
Игра « С какого дерева листок?»
ТМА 16: «Рассматривание и сравнение комнатных растений»
Беседа о труде.
Беседа как ухаживать за комнатными растениями.
Игра «Угадай растение»
ТЕМА 17: Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Опыт с горячей водой.
Агрегатные состояния .Игра «Какая бывает вода?»
ТЕМА 18: Викторина «Знатоки природы»
1 конкурс «Разминка»
2 конкурс «Найди дом для каждого животного»
3 конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц»
4 конкурс «Найди и закрась спрятавшего зверя»
5 конкурс «Назови детенышей зверей»
6 конкурс «Угадайте по описанию»
Дидактическая игра «Как вести себя в лесу?»
ТЕМА 19: Беседа о снеге.
Беседа о свойствах снега.
Эксперимент со снегом
ТЕМА 20: «Опыты с магнитом»
Опыт 1 «Магнит притягивает предметы»
Опыт 2 «Все ли притягивает магнит?»
Опыт 3 «Не замочи руки»
Опыт 4 «Рыбалка»
Опыт 5 «Бумажная гонка»
ТЕМА 21: «Солнце – большая звезда»
Знакомство с планетами солнечной системы.
Работа с плакатами.
ТЕМА 22: «Наши умные помощники – органы чувств»
Работа по плакату .
Наши помощники – глаза, уши, нос, язык, руки.
Игра «Узнай по запаху»
ТЕМА 23: «Путешествие по зимнему лесу»
Игра «АУ».
Игра «Снежки»
Игра «Колокольчик»
ТЕМА 24: «Мы - исследователи»
С помощью опытов повторить свойства воздуха
ТЕМА 25: Беседа «Красная книга – сигнала опасности»
Чтение рассказа «Морские коровы»
Беседа о Красной книге.
Рассказ о черном аисте, буром медведе, бобре.
ТЕМА 26: Беседа «Черенкование комнатных растений».
Работа в уголке «Природы»
ТЕМА 27 : «Поглощение воды растениями»
Опыт «Поглощения»
«Есть ли у растений органы дыхания?»
«Что выделяет растение?»
«Почему в лесу так приятно пахнет?»
ТЕМА 28: «Полезная еда»
Рассматрение крупы( пшено, геркулес, рис, гречка.
Правила питания.
Арифметические задачки.
Витамины А,В,С,Д. Вредные продукты.
Творческая работа.
ТЕМА 29: «Доктора леса»
Беседа о изменениях в природе.
Игра «Сложи квадрат»
Беседа о птицах.
ТМА 30: «Какие бывают насекомые?»
Загадки про насекомых.
Игра «Четвертый лишний».
Игра в слова.
Творческая работа.
ТЕМА 31: Беседа о дождевых червях.
Познакомить со строением дождевого червя.
Опыт «Что делают дождевые черви во время дождя?»
ТЕМА 32: «Огонь – друг или враг»
Беседа о профессии пожарного.
Что дает нам огонь?
Спасение игрушек.
Творческая работа.
ТЕМА 33 : «экологическая сказка Родник»
Чтение сказки «Родник»
ТЕМА 34: Беседа «Лесная аптека».
Знакомство с лекарственными растениями
ТЕМА 35: « Муравьи - санитары леса»
Познакомить с жизнью муравьев.
ТЕМА 36: Работа на цветочной клумбе.
Беседа о строении цветочного растения.
Составление рассказов о цветах.
Дидактическая игра «Что нужно для роста?»
Посадка цветов в клумбе.
Планирование кружковой работы.
Месяц | Тема | Цели |
сентябрь | Беседа о лете | углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных играх детей летом, труде т отдыхе взрослых. Устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связанной речи. |
Что такое природа? Живая и неживая природа». | показать детям отличия природных объектов от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывности связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. | |
Рассматривание и сравнение овощей и фруктов». | закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов ( форма , цвет, вкус, особенности поверхности). Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты, формировать у детей особенности растений осенью. | |
Опыты с водой | с помощью опыта помочь определить свойства воды | |
октябрь | Беседа о домашних животных». | закрепить понятия «домашние животные», автоматизировать умения составлять описательный характер о домашних животных с использованием моделей и картинок. Развивать творческое воображение, находить признаки сходства у домашних животных с предметами, расположенными вокруг. |
Рассматривание злаковых культур | познакомить детей со злаковыми растениями из которых выпекают черный и белый хлеб, формировать навык отвечать полным ответом | |
«Опыты с водой» | с помощью опытов показать свойства воды. | |
Речка, реченька, река. | расширить об окружающем мире, составлять по памяти описательный рассказ о реках. Формировать понятия о возникновении реки, её истоках. Сравнивать и находить различия между источниками воды. Расширять и активизировать словарь детей. | |
ноябрь | Почему белые медведи не живут в лесу? | познакомить детей с белым медведем и его образом жизни, воспитывать любовь к животным, закреплять знания детей о среде обитания животных , расширить представления о животном мире, показать его разнообразие, воспитывать бережное отношение к живой природе. |
опыты с воздухом. | Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать | |
беседа «Кто главный в лесу?» | дать представление о леснике – человеке, который заботиться о лесе, способствовать у детей разумного поведения в лесу. | |
Беседа «Я – человек» | на основе исследовательской деятельности развивать представления о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее, совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение. | |
декабрь | Корабль пустыни | углубить представление детей о животном и растительном мире пустыни, познакомить с жителем пустыни – верблюдом. Развивать воображение, связную речь, фантазию, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для свободного выражения мыслей. Воспитывать экологическую культуру, умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая их, культуру общения и поведения во время проведения опытов. |
Что мы знаем о птицах? | уточнить представления детей о знакомых птицах, условия их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц, узнавать птицу по повадкам, внешнему виду. | |
рассказ об экологической пирамиде | формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга , закрепить знания об «экологической пирамиде». | |
рассматривание и сравнение комнатных растений | закреплять знания о комнатных растениях, описывать их внешний вид. | |
январь | Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе | обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать , где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать , что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу |
викторина «Знатоки природы» | закрепить знания детей о природе . вырабатывать умения быстро находить правильный ответ, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | |
Беседа о снеге | развивать умение устанавливать зависимость между состоянием снега и температурой воздуха. | |
Опыты с магнитом | : Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. | |
февраль | Солнце – большая звезда | дать представление о Солнце как о звезде и о планетах солнечной системы; познакомить детей с понятием света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных |
Наши умные помощники – органы чувств | сформировать представления о разных средствах и способах познания окружающего мира; закреплять знания о необходимости ухода за органами чувств, развивать умения понимать мимику человека. | |
Путешествие по зимнему лесу | продолжить знакомить детей с лесом , формировать реалистические представления о жизни лесных растений, животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывает влияние условия, в которых они находятся холод, отсутствие , короткий день | |
« Мы – исследователи | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью. | |
март | Красная книга – сигнала опасности | дать представление о том , что люди, плохо зная природу, погубили много растений животных. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. |
Черенкование комнатных растений | закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений для роста растений, об уходе за ними, сообщить детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти. | |
Поглощение воды растениями | на опыте показать о роли воды для растений | |
Полезная еда | выявить различия между полезными и вредными продуктами питания для человека, объяснить детям о полезности витаминов А, В, С, Д. | |
апрель | « Какие бывают насекомые | систематизировать представления детей о многообразии насекомых, упражнять детей в составлении групп по разным основаниям: особенностям внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам обитания ( наземные, водные), способы передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). Закрепить, знания об общих признаках насекомых, устанавливать связи между внешним видом и способам передвижения, между внешним видом способами защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания, воспитывать интерес к насекомым |
Доктора леса | продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе, закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. | |
Беседа о дождевых червях». | : познакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их присобленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде, расширить представления детей о живой среде. | |
Огонь – друг или враг? | Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного. | |
май | экологическая сказка Родник | с помощью сказки показать детям взаимосвязь всего живого в природе, развивать познавательные способности детей. |
беседа «Лесная аптека» | дать представление детям о лекарственных растениях. | |
муравьи – санитары леса | углубить знания детей о муравьях их жизни, сформировать представления о роли муравьев в жизни леса, воспитывать бережное отношение к муравьям. | |
работа на цветочной клумбе. | развивать желание выращивать цветы на клумбах, трудолюбие. |
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно тематический план кружка "Здоровье"
Учебно тематический план кружка "Здоровье" (1 год обучения)...
Учебно-тематический план кружка для детей старшего дошкольного возраста "Удалые казачата"
Уважаемые педагоги! Вашему вниманию прелагается материал, который познакомит детей с кубанскими народными играми....
Учебно-тематический план кружка « Театр на столе» в подготовительной группе « А» на 2013-2014 учебный год.
в этом документе присутствуют план работы по кружку на 2013-14 год...
Учебно-тематический план кружка "Юные исследователи"
Учебно-тематический план №Вид деятельностиТема занятияЛитератураКоличество часов1.Эксперименты с природным материалом1. Песок, глина - наши помощники. 2. Песчаный конус. 3.Удивите...
Учебно тематический план кружка "Знайка"
Кружок «Интеллектуально познавательного развития «ЗНАЙКА»...
Учебно - тематический план кружка "Юный художник"
Учебно тематический план кружка "Юный художник" . Подготовительная группа. Рисование....
Приложение к учебно-тематическому плану кружка в старшей группе.
Вопросы для проверки знаний по ПДД (старшая группа)Перечень оборудования уголка по ПДД (старшая группа)Конспект занятия по ПДД «Путешествие в страну Дорожных знаков...