Перспективный план "Мир природы"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сентябрь
Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материал | Методические приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
1 | Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,99) | - Учить детей составлять описательные рассказы об овощах (фруктах), определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки. - Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. - Воспитывать умение слушать друг друга | Корзинка с овощами и фруктами | Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние природы (солнечная, пасмурная, дождливая). Проводить наблюдения за солнцем, обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садиться вечером Дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус» | Рассматривание овощей, фруктов вне занятия, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы об овощах и фруктах. Рисование овощей, фруктов. | Изготовление поделки из цветной бумаги. |
2 | Беседа о насекомых. (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,100) | - Закрепит представления детей о насекомых, учить выделять и главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. - Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. - Воспитывать любознательность. | Картинки с изображением бабочек и жуков | Наблюдение за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный-быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Наблюдать за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь» | Наблюдение за насекомыми на прогулке, знакомство с моделями существенных признаков насекомых, с динамической моделью «Бабочка, складывающая крылья». Аппликация: бабочки и жуки-коровки. |
Октябрь
Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материал | Методические приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
1 | Сравнение комнатных растений. (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,101) | - Учить сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев. - Закрепить умение пользоваться моделями. - Упражнять в обследованиях действия (обвести, погладить). | Конверты с моделями признаков растений, карточки с двумя полосками, у воспитателя-демонстративный материал. | Предложить отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками. Отметить резкое сокращение светового дня. Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче. Дидактическая игра «Третий лишний», «Волшебный цветок» | Разукрашивание раскрасок с изображениям растение и сравнительный анализ. | |
2 | «Наблюдение за рыбкой» (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,103) | - Закрепить знания детей о рыбке и условиях ее жизни в аквариуме. - Развивать логическое мышление. - Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. - Активизация словаря. | Модели с изображением существенных признаков рыб и птиц. | Продолжить наблюдение за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятие «листопад», «золотая осень». Дидактическая игра «Рыбки». |
Ноябрь
Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материал | Методические приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
1 | «Как поливать растения?» (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,105) | - Закрепить знание структуры трудового процесса. - Обучить детей практическим навыкам полива. - Воспитывать отношение к растениям как к живым существам. | Предметные картинки по процессу посадки растения. | Наблюдение за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). | Система опытов по ознакомлению с потребностями растений. | |
2 | Беседа о подготовке зверей к зиме. (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,106) | - Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. - Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. - Развивать доказательную речь. | На каждого ребенка рисунок бельчонка, раскраска «Осень в лесу», цветные карандаши. | Дидактическая игра «Когда это бывает», «Времена года», «Во круг себя обернись и в зверя превратись». | Рассматривание картин на данную тему. Чтение (В. Зотов «Лесная мозаика»). |
Декабрь
Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материал | Методические приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
1 | «Как живут растения зимой» (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,112) | - Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. - Обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. - Учить детей устанавливать связи: зависимости состояния растения от условия от условий среды и степени удовлетворения потребностей. - Формировать сложные учебные навыки: речь-доказательство, речь-описание. - Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки. | Предметные картинки- «Зимний лес», «Зимние забавы», земля покрыта снегом, люди тепло одеты, дети катаются на коньках. | Наблюдение за снегом (свойства снега). | Система опытов по ознакомлению с потребностями растений. | |
2 | Рассматривание и сравнение воробья и вороны, (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,114) | -Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании. - Учить распознавать птиц (воробей, ворона) по способам передвижения, издаваемых звукам. - Воспитывать заботливое отношение, интерес. | Предметные картинки с изображением воробья и вороны. | На улице рассмотреть следы птиц. Провести беседу «Как помочь птицам зимой». | В морозный день совместно с детьми слепить снежки. Принести их в помещение и вновь предложить слепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким. |
Январь
Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материал | Методические приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
1 | «Прогулка в зимний лес», (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,116) | -Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются. -Развивать доказательную речь, наблюдательность и умение делать элементарные обобщения. - Воспитывать интерес к повадкам зверей. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим». | Предметная картинка «Зимний лес», «След зайца». | Наблюдение за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать на что они похожи. | На участке подкормка птиц. | Изготовление кормушек. Сбор корма для птиц. |
Февраль
Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материал | Методические приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
1 | «Как узнать растение» (дерево, куст, траву), (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,118) | - Обобщить представления о типичной морфологии растений. - Закрепить умение различать и называть части растений. - Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля) | Предметные картинки: береза, шиповник, ромашка. Модель частей растения. | Чтение художественной литературы: С. Маршак «Февраль» | Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками. Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц. | Изготовление кормушек. Сбор корма для птиц. |
2 | Беседа о домашних животных, (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,119) | -Формировать представления о домашних животных. - Развивать умственную операцию «обобщение». - Воспитывать интерес к домашним животным. | Предметные картинки с изображением домашних животных, модели признаков домашних животных. | Чтение художественных произведений Л. Воронковой «Кружка молока», «Маленький Соколик», рассматривание иллюстрации, знакомство с признаков домашних животных. | Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками. |
Март
Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материал | Методические приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
1 | Посадка гороха в уголке природы, (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,120) | - Систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий. - Формировать практические навыки посадки растений. - Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда. | Предметные картинки-растение, семя гороха, земля, палочка для рыхления, лейка, ямка в земле, проросший горох. | Наблюдение за ростом гороха, обсуждение изменений. | Уход за растениями в уголке природы: совместная подкормка растений, опрыскивание растений. | Посадка растений дома и наблюдение за ними. |
2 | «Жизнь диких зверей весной», (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,122) | -Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных. (Весной-линька, конец спячки, забота о потомстве) -Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. -Воспитывать интерес к жизни животных. | Предметные картинки диких животных. | Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; В. Зотов «Заяц-беляк», «Еж», «Волк», «Белка». | Беседа: «Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей весной). | Разучивание стихотворений про диких животных. |
Апрель
Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материал | Методические приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
1 | Составление описательных рассказов о комнатных растениях, (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,124)
| -Учить последовательному и полному рассказу об объекте. -Приучать использовать компоненты предметной модели «растение» в качестве плана рассказа. -Закрепить умение видеть признаки общего и особенного в растении, отражать их в рассказе. -Учить рассказывать громко, понятно для окружающих. | Предметные картинки с изображением корня, стебля, листа, цветка, плода, семя, а также изображение потребностей растений. | Рисование комнатных растений. Чтение художественной литературы: Л. Аким «Апрель», Н. Павлов «Ранней весной», И. Беляков «Подснежник проснулся». | Беседа - «О чем рассказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные растения) | Выставка фотографий с комнатными растениями. |
2 | «Птицы», (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,125) | -Обобщать у детей представления о «птицах»: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яиц. -Учит детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной. | Предметные картинки с изображением птиц. | Составление описательного рассказа о птицах. Чтение художественной литературы (стихи о временах года А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, Д. Зуева) | Беседа – «Кто весной возвращается домой» (беседа о перелетных птицах). Разгадывание загадок о птицах. | Разучивание стихотворений о птицах. |
Май
Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материал | Методические приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
1 | Комплексное занятие «Путешествие в весенний сад», (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,126) | - Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и не живой природе. -Развивать умение сравнивать различные периоды весны. -Продолжать развивать связную речь детей; работа над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью. -Воспитывать радостное, заботливое отношений детей к пробуждающейся природе. | Карточки – модели от игры «Когда это бывает». Предметные картинки: дерево с дуплом белки, деревья с почками, деревья с молодыми листочками, насекомые, птицы | Чтение художественной литературы; рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения на прогулках. | Наблюдение за появлением цветов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы для дошкольников по проблеме реалистического понимания природы
Данный план работы адресован воспитателям ДОУ. Предназначен в качестве дополнительного материала к программе "Развитие" ...
Перспективное планирование по формированию у детей представлений о неживой природе во второй младшей группе
Перспективное планирование...
Перспективное планирование по формированию у детей представлений о живой природе в первой младшей группе
Перспективное планирование...
Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)
В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...