"Влияние игр-драматизаций на самореализацию дошкольников"
статья (старшая группа) на тему
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
Доклад
по теме: «Влияние игр-драматизаций на самореализацию дошкольников».
Воспитатель:
Гарипова А.И.
Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Начиная с дошкольного возраста, происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.
"Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, стремление проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. Помочь ребенку самореализоваться, значит обеспечить ему такую жизненную среду, в которой он раскрывается как уникальное «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vliyanie_igr.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
Доклад
по теме: «Влияние игр-драматизаций на самореализацию дошкольников».
Воспитатель:
Гарипова А.И.
Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Начиная с дошкольного возраста, происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.
"Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, стремление проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. Помочь ребенку самореализоваться, значит обеспечить ему такую жизненную среду, в которой он раскрывается как уникальное «Я».
В условиях индивидуально ориентированной организации образовательного процесса основной задачей педагога является развитие творческого воображения, нестандартного мышления и фантазии через игру и театр, что способствует самореализации каждого ребенка, его раскрепощению и повышению самооценки, реализации творческих замыслов и духовных потребностей, формировать опыт социальных навыков поведения.
Игра - драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно ролевой, режиссёрской игры. Драматизировать - значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры их персонажей.
В играх- драматизациях ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его, придумывает новый. Игры-драматизации рассматриваются педагогами как особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению. В играх- драматизациях ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его, придумывает новый.
Работа с детьми проводится в совместной деятельности взрослого и детей:
-непосредственно в образовательной деятельности;
-в образовательной деятельности в режимных моментах.
В ходе работы педагогами учитываются основные принципы:
- Гуманистическая ориентированность педагогического процесса (принятие ребенка как ценности).
- Опора на ведущую деятельность периода развития ребенка (игра).
- Ориентация на активную деятельность ребенка.
- Принцип психологической комфортности (создание для ребенка ситуации успеха, снятие стрессообразующих факторов).
- Принцип креативности (максимальная ориентация на творческое начало, приобретение ребенком собственного опыта творческой деятельности).
- Принцип вариативности (возможность самостоятельного выбора вариантов решения задачи).
7. Принцип минимакса (учет индивидуальных особенностей детей и обеспечение каждому
продвижения вперед своим темпом).
8. Определение совместной деятельности взрослого и ребенка как движущей силы
развития (совместная творческая деятельность детей, педагогов, родителей).
Педагоги детского сада «Ладушки» используют игры-драматизации:
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми (образовательная область «Коммуникация», «Социализация») – где прививаются умения интерпретировать привлекательный литературный сюжет, понимание идеи постановки.
- в ходе проведения образовательной деятельности в режимных моментах, прогулки, музыкальных досугов, праздников, а также во время, отведённое для самостоятельных игр, где развиваются умения по комбинированию замысла, придумыванию нового для постановки, построению единой сюжетной линии, логическому протеканию одного сюжета в другой.
- самостоятельные, проводимые систематически в соответствии с планированием этой деятельности, благодаря чему у детей формируются умения по планированию игры, организации спектакля.
В процессе театрализованной деятельности педагоги используют следующие виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.
На всех занятиях дети обучаются приёмам творческой деятельности. Проводится работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом деятельности является оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей каждому ребенку обеспечивается ситуация успеха, в процессе игры оказываются разные виды помощи. Учитываются индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.
Включаются система игр, в которых предлагаются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение, в ходе которых у детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика".
Вторая группа углубляет позицию "артист", развивает способность выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений позволяет использовать позитивные приемы общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Педагогами учитываются индивидуальные проявления ребенка как субъекта игровой деятельности («сочинитель», «исполнитель», «режиссер»), что обеспечивает каждому форму самореализации в придумывании игрового сюжета и создании выразительных образов персонажей, в организационном игровом общении и управлении замыслами партнеров.
Все эти приемы помогают организовать воспитательно-образовательную деятельность, как особую форму активности ребенка, направленную на изменение самого себя как субъекта воспитания.
Организованная таким образом работа способствует тому, что игры-драматизации являются средством самовыражения и самореализации ребенка, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в играх-драматизациях. Дети готовы к самореализации личностных возможностей и раскрытию внутреннего потенциала, ведь самореализация - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности в осуществлении ее позитивных возможностей, в раскрытии задатков и способностей. Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении всей его жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание системы работы по успешной самореализации дошкольников
В статье раскрыты условия успешной самореализации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Выступление «Самореализация дошкольников через интегрированные занятия»
формирования эмоционально-ценностного отношения к себе, окружающему миру....
Педагогические условия развития и самореализации дошкольников в воспитательном пространстве
Педагогические условия развития и самореализации дошкольников в воспитательном пространстве...
Самореализация дошкольника через социализацию и творческую деятельность.
Взрослым необходимо заботиться об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживать, подбадривать, помогать поверить в свои силы ...
Социализация и творческая самореализация дошкольников в условиях художественно-творческой деятельности.
Материал о наполнении части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений....
"Сказки-шумелки" - эффективное средство для творческой самореализации дошкольников"
Сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия, мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста....
Влияние игры-драматизации на восприятие художественной литературы младшими дошкольниками
Содержание детской литературы определяется воспитательными задачами и возрастом детей. Для того, чтобы поддержать интерес к чтению используются разнообразные и адекватные возрасту ребенка приемы и тех...