"Влияние игр-драматизаций на самореализацию дошкольников"
статья (старшая группа) на тему

Гарипова Альбина Ильфатовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

 

 

 

 

 

Доклад

по теме: «Влияние игр-драматизаций на самореализацию дошкольников».

 

 

 

 

 

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                   Гарипова А.И.

 

 

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Начиная с дошкольного возраста, происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.

  "Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, стремление проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. Помочь ребенку самореализоваться, значит обеспечить ему такую жизненную среду, в которой он раскрывается как уникальное «Я».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vliyanie_igr.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

Доклад

по теме: «Влияние игр-драматизаций на самореализацию дошкольников».

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                   Гарипова А.И.

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Начиная с дошкольного возраста, происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.

  "Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, стремление проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. Помочь ребенку самореализоваться, значит обеспечить ему такую жизненную среду, в которой он раскрывается как уникальное «Я».

  В условиях индивидуально ориентированной организации образовательного процесса основной задачей педагога является развитие творческого воображения, нестандартного мышления и фантазии через игру и театр, что способствует самореализации каждого ребенка, его раскрепощению и повышению самооценки, реализации творческих замыслов и духовных потребностей, формировать опыт социальных навыков поведения.

  Игра - драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно ролевой, режиссёрской игры. Драматизировать - значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры их персонажей.

  В играх- драматизациях ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его, придумывает новый. Игры-драматизации рассматриваются педагогами как особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению. В играх- драматизациях ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его, придумывает новый.

Работа с детьми проводится в совместной деятельности взрослого и детей:

-непосредственно в образовательной деятельности;

-в образовательной деятельности в режимных моментах.  

В ходе работы педагогами учитываются основные принципы:

  1. Гуманистическая ориентированность педагогического процесса (принятие ребенка как ценности).
  2. Опора на ведущую деятельность периода развития ребенка (игра).
  3. Ориентация на активную деятельность ребенка.
  4. Принцип психологической комфортности (создание для ребенка ситуации успеха, снятие стрессообразующих факторов).
  5. Принцип креативности (максимальная ориентация на творческое начало, приобретение ребенком собственного опыта творческой деятельности).
  6. Принцип вариативности (возможность самостоятельного выбора вариантов решения задачи).

7.        Принцип минимакса (учет индивидуальных особенностей детей и обеспечение каждому
  продвижения вперед своим темпом).

8.        Определение совместной деятельности взрослого и ребенка как движущей силы
развития (совместная творческая деятельность детей, педагогов, родителей).

        

Педагоги детского сада «Ладушки» используют игры-драматизации:

•    в процессе совместной деятельности педагога с детьми (образовательная область «Коммуникация», «Социализация») – где прививаются умения интерпретировать привлекательный литературный сюжет, понимание идеи постановки.

  • в ходе проведения образовательной деятельности в режимных моментах, прогулки, музыкальных досугов, праздников, а также во время, отведённое для самостоятельных игр, где развиваются умения по комбинированию замысла, придумыванию нового для постановки, построению единой сюжетной линии, логическому протеканию одного сюжета в другой.
  • самостоятельные, проводимые систематически в соответствии с планированием этой деятельности, благодаря чему у детей формируются умения по планированию игры, организации спектакля.

В процессе театрализованной деятельности педагоги используют следующие виды драматизации:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

   Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.

  На всех занятиях дети обучаются приёмам творческой деятельности. Проводится работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом деятельности является оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей каждому ребенку обеспечивается  ситуация успеха, в процессе игры оказываются  разные виды помощи. Учитываются индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.

   Включаются система игр, в которых предлагаются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение, в ходе которых у детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

  Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика".

   Вторая группа углубляет позицию "артист", развивает способность выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

  Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

    Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

 Пятая группа умений позволяет использовать позитивные приемы общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

 Педагогами  учитываются индивидуальные проявления ребенка как субъекта игровой деятельности («сочинитель», «исполнитель», «режиссер»), что обеспечивает каждому форму самореализации в придумывании игрового сюжета и создании выразительных образов персонажей, в организационном игровом общении и управлении замыслами партнеров.

Все эти приемы помогают организовать воспитательно-образовательную деятельность, как особую форму активности ребенка, направленную на изменение самого себя как субъекта воспитания.

   Организованная таким образом работа способствует тому, что игры-драматизации являются средством самовыражения и самореализации ребенка, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в играх-драматизациях. Дети готовы к самореализации личностных возможностей и раскрытию внутреннего потенциала, ведь самореализация - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности в осуществлении ее позитивных возможностей, в раскрытии задатков и способностей. Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении всей его жизни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы работы по успешной самореализации дошкольников

В статье раскрыты условия успешной самореализации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Выступление «Самореализация дошкольников через интегрированные занятия»

формирования  эмоционально-ценностного  отношения  к  себе,  окружающему  миру....

Педагогические условия развития и самореализации дошкольников в воспитательном пространстве

Педагогические условия развития и самореализации дошкольников в воспитательном пространстве...

Самореализация дошкольника через социализацию и творческую деятельность.

Взрослым необходимо заботиться  об  эмоциональном  благополучии  ребенка  (поддерживать,  подбадривать,  помогать  поверить  в  свои  силы  ...

Социализация и творческая самореализация дошкольников в условиях художественно-творческой деятельности.

Материал о наполнении части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений....

"Сказки-шумелки" - эффективное средство для творческой самореализации дошкольников"

Сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия, мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста....

Влияние игры-драматизации на восприятие художественной литературы младшими дошкольниками

Содержание детской литературы определяется воспитательными задачами и возрастом детей. Для того, чтобы поддержать интерес к чтению используются разнообразные и адекватные возрасту ребенка приемы и тех...