"Сказки-шумелки" - эффективное средство для творческой самореализации дошкольников"
картотека
Сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия, мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki-shumelki_-_effektivnoe_sredstvo_dlya_tvorcheskoy_samorealizatsii_doshkolnikov.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказки-шумелки» - эффективное средство
для творческой самореализации дошкольников»
Маслюк Светлана Павловна
Музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с № 47»
г. Ачинска, Красноярского края
«Сказки-шумелки» - очень увлекательное и интересное занятие. Рассказывание сказок с помощью детских музыкальных инструментов знакомит дошколят с удивительным миром звуков, позволяет экспериментировать, сопоставлять, анализировать, накапливать первоначальный музыкальный опыт. Шумовое оформление сказок обучает не только приёмам игры на детских музыкальных инструментах, но и развивает кругозор, фантазию, инициативность, способствует творческому самовыражению ребёнка. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки сотрудничества и сотворчества.
Сказка «Шёл медведь по лесу»
1.Шёл однажды по лесу медведь (барабан).
2.Захотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей полный мёда, а пчёлы в нём так и жужжат (расчёски).
3.Знал медведь, что связываться с пчёлами опасно, но уж больно захотелось мёду. «Авось не покусают, подумал медведь» и полез в улей (барабан).
4.Тут пчёлы накинулись на него и стали больно жалить (расчёски).
5.Завыл медведь, застонал (изобразить своим голосом).
6.Еле ноги унёс! (барабан). Сел и думает: «Спилю сейчас сук побольше, и вас всех разнесу!». Вскарабкался он на дерево (ксилофон), сел на самый толстый сук и начал пилить (тёрка с ложечкой).
7.Летела мимо птичка- синичка (свистулька) и прощебетала тоненьким голоском: «Не пели, медведь, ветку! Гнёздышко моё разоришь и сам упадёшь!». Прорычал в ответ медведь (голос). А сам дальше пилит (тёрка и ложечка).
8.Скакала по веткам белочка (колокольчик) и сделала медведю замечание:
«Перестань медведь пилить, всех бельчат разбудишь и сам упадёшь!» Буркнул медведь что-то непонятное (голос), а сам дальше пилит (тёрка, ложечка).
9.Промчался мимо олень (трещётки) и обратился к медведю: «Не пили медведь сук, оставишь меня без свежей листвы, да и сам упадёшь!». Не слушает никого медведь, знай себе пилит (тёрка и ложечка).
10.Выбрались из своих норок маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты
(маленькие маракасы). Смотрят, а медведь всё пилит, и пилит (тёрка и ложечка).
11.Тут мимо ворона летела и каркнула «Кар, кар, ой, упадёт медведь!». Тут сук обломился (смять стакан) и рухнул (барабан). Упал медведь с дерева
и все бока отшиб, заплакал, застонал (голосом): «Простите меня, друзья. Всех вас я обидел и сам пострадал!»
12 Пожалели звери медведя, помогли подняться, и впредь ему наказали: «Никогда не пили сук, на котором сидишь!».
Сказка «Чей голос лучше?»
Авторы С. и Е. Железновы
Для озвучивания сказки используется кухонная посуда или выбираются муз. инструменты (стеклянный бокал, две железные чашки, деревянные ложки, баночка с крупой, картонные коробки, сковорода)
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
-«У меня просто волшебный голос», - сказал большой бокал и зазвенел.
- «У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть звонкую песенку», - сказали чашечки и зазвенели.
- «Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.
- «Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она зашумела.
- «Разве это музыка?», - закричали картонные коробочки. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и громко застучали
- «Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол.
Тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали весело играть под музыку! Получился настоящий кухонный оркестр!
Кухонный оркестр - р. н. мелодия «Барыня»
Дети сначала по очереди играют на своём «инструменте», на последнюю вариацию вступают все вместе.
Сказка "Осенняя история"
Пролетело весёлое лето и наступила осень. Осенью мышки весь день бегают туда и сюда, собирая запас на зиму.
(Трём шишки друг о друга. Проводим карандашом по зубчикам расчески.)
Белочки прыгают по веткам собирая орешки.
(Стучим деревянными ложками.)
Строит свой зимний домик трудолюбивый ёжик. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень.
(Шуршим пакетиками и бумагой.)
Пошёл крупный дождь.
(Стучим карандашом об бокал. Извлекаем звуки на металлофоне.)
Ветер стал гнуть деревья к земле.
(Дуем в пластмассовую бутылку, стучим в круглый ксилофон.)
Все звери притаились в своих норках.
(Произносим звук "Ч-Ч-Ч", приложив указательный пальчик к губам.)
Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал.
(Стучим в музыкальный треугольник, замедляя темп.)
Выглянуло солнышко. И звери снова стали готовиться к холодной зиме.
(Звуки ксилофона, стучим в барабан.)
Новогодняя сказка
Вечером под Новый год на небе загорелись звёздочки (металлофон)
Дед Мороз приехал на санях в лес (колокольчики)
Он положил мешок с подарками под ёлку
А сам стал ждать зверей:
Первым прибежал зайка (треугольник)
Тихо-тихо пришла лисичка-сестричка (маракас)
По веткам прискакала белочка (трещотка, ложки, ксилофон)
Пришёл большой медведь (барабан)
Прибежали маленькие мышки (колокольчики)
Дед Мороз развесил на ёлке игрушки и уехал на своих санях (бубенцы)
А звери стали веселиться и танцевать (оркестр общий под весёлую музыку)
Сказка «Мышиная история»
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму .
(побарабанить пальчиками по барабану)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки .
(металлофон или треугольник)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок .
(треугольник)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки ,
(деревянные ложки)
Грызли зёрнышки
(рубель или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки .
(шуршим маракасами)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками .
(царапаем пластик барабана или дощечку)
А снаружи на землю каждый день падал снег
(металлофон или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
(дудим в бутылку)
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб,
но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках .
(ксилофон или барабаним пальчиками по пустой коробке)
Сказка «Лиса-всему свету краса!»
Авторы С. и Е. Железновы
Бежала лисичка по лесу (маракасик)
Бежит, а на веточке птичка сидит и звонко заливается (колокольчик)
Голосок у тебя хороший, звонкий, а сама ты маленькая и некрасивая- и поэтому я не возьму тебя с собой! –сказала лисичка и побежала дальше. (маракасик)
Бежит лисичка, бежит, а на дорожке серый комочек лежит и пыхтит. (целлофан)
- Ишь, напугать меня хочет! - сказала лисичка.
Сейчас я тебя в сторону откачу!
Схватила лисичка лапками комочек и сразу взвыла: «Ой, как больно!»
(металлофон)
А довольный ёжик всё пыхтел и пыхтел себе под нос (целлофан)
Ты очень плохой и дружить с тобой я никогда не буду и побежала дальше.
(маракасик)
Вдруг лисичка услышала лягушачьи голоса «Ква-ква-ква» (рубель) и направилась к речке.
Увидали лягушки лисичку и прыг в воду (металлофон)
Правильно, ведь я лиса-всему свету краса, меня бояться нужно! -сказала лисичка и побежала дальше (маракасик)
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах»-голосом), да не простое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке металлофона).
Дед бил, бил – не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре).
Баба била, била – не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре).
Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) – яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу- вверх).
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).
А курочка им говорит (частые удары по треугольнику):
«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику), не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона), а простое (удар деревянными ложками)».
Сказка «В лесу»
В лесу стоял жаркий летний день.
Красиво и весело пели птицы (бубен -встряхивание)
А самым главным музыкантом было солнышко (металлофон )
Его лучики весело играли на деревьях и цветах (металлофон)
Дятел сидел на стволе большого дерева и стучал по коре, уничтожая вредных жучков (деревянные палочки или кубики
)
Но вот прилетела кукушка и села на соседней ветке (игра на ксилофоне «ку-ку»-3 р.)
«Что ты всё стучишь да стучишь? Только лесную музыку портишь, лучше послушай, как я пою». (игра на ксилофоне «ку-ку»-3р.)
И стали они спорить друг с другом (те же инструменты - по очереди)
Вдруг раздалась нежная песенка. Это пел голубой колокольчик (импровизация на колокольчике)
Сказка «Весенняя прогулка»
Дело было весной. Уже распустились цветы и повсюду щебетали птички.
(свистулька, металлофон, треугольник)
Однажды мама и дочка Танечка пошли гулять.
(шаги-трещётка, колотушка)
Мама увидела очень красивый цветок и подошла к нему.
(громкие и медленные шаги - трещётка, колотушка)
Она позвала дочку, и Танечка быстро подбежала к цветку.
(быстрые шажочки- трещотка)
А там, в цветке, сидела самая настоящая пчела.
«Жжжжжж» (шумелка)
Но Танечка даже ни капельки не испугалась, тем более от пчёлки девочку отвлёк шорох в траве.
(пошелестеть бумагой)
Ну надо же! — воскликнула мама. — Смотри-ка, Таня: тут ёжик.
Фыр-фыр-фыр (маракасы)
Довольные прогулкой, мама с Танечкой отправились домой.
(шаги-трещётка, колотушка)
Сказка "Елочка"
Авторы текста Е. и С. Железновы
Росла в лесу ёлочка – (стоим на месте, вытянув руки в стороны)
По её веточкам прыгали белки (подпрыгиваем - стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел («летим» - шлепаем руками по бокам)
И громко стучал клювом (вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним по туловищу - стучим палочками).
Иногда мимо проходил большой медведь (ходим, переваливаясь с ноги на ногу и медленно стучим ладонями по барабану)
А ещё пробегал маленький зайчик (подпрыгиваем на месте -играем на ксилофоне)
Вечером на елочку подул ветерок (дуем)
Ночью над ней загорались звёздочки (играем на треугольнике)
Летом около неё летали комарики (шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»)
Зимой на неё падали белые снежинки
И укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом (рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки - щипаем струны).
Зимняя сказка
Наступила зимушка-зима
С неба стали падать пушистые лёгкие снежинки-балеринки
(треугольник)
Всё вокруг стало белым и сказочно красивым (музыка)
Жители леса очень обрадовались.
Зайчик радостно прыгал по сугробам (металлофон)
Снежок поскрипывал под его лапками (гофрированная бумага)
Медведь похрапывал в своей берлоге (муз. лесенка и молоточек)
Лисичка тихонько заметала следы свои пушистым хвостом (бубенчики)
Подул сильный ветерок (дуют дети – «ш»)
Но белочкам было тепло в своих гнёздышках, и они грызли орешки (ложки)
И мышкам было хорошо и уютно в своих маленьких норках
(колокольчик)
Сказка "Яблонька"
Авторы текста Е. и С. Железновы
В саду росла яблонька с красивыми белыми цветами (вытягиваем руки в стороны)
На цветы прилетали пчёлы (летаем по комнате - жужжим «ж-ж-ж»)
Потом лепестки облетели (перебираем пальцами в воздухе сверху вниз -играем на металлофоне сверху вниз)
И на ветках стали расти маленькие яблочки (пальцы округляем, показываем, как росли яблочки)
Каждое утро к яблоньке прибегал ёжик (ползаем на четвереньках -барабаним пальцами по барабану)
И смотрел на яблоки (поднимаем голову вверх, фыркаем или сопим носиком)
Однажды ночью подул сильный ветер (дуем)
Яблоки стали падать на землю (ударяем кулаками по полу, по коленкам)
Утром прибежал ёжик (ползаем на четвереньках - барабаним пальцами по барабану)
И стал грызть самое большое яблоко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация и творческая самореализация дошкольников в условиях художественно-творческой деятельности.
Материал о наполнении части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений....
Консультация для родителей «Лепка- эффективное средство развития творческих способностей дошкольника»
Консультация для родителей «Лепка- эффективное средство развития творческих способностей дошкольника»Лепка- это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение...
Консультация для родителей на тему: «Лепка- эффективное средство развития творческих способностей дошкольника»
Лепка- это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности. Значение лепки для развития ребенка огромно. Скульптор И. Я...
Театрализованные игры как средство самовыражения и самореализации дошкольников
Театрализованная игра имеет коллективный характер, это создаёт благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, осуществляется эмоционал...
Мастер – класс для педагогов ДОУ с видеоматериалом Тема: «Сказки - шумелки, как эффективный способ развития слухового внимания дошкольников»
Шумовое оформление сказок -это озвучивание роли какого либо персонажа сказки на музыкальных инструментах, в основном музыкальные инструменты (колокольчики, музыкальные ложки, бубны...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...
Мастер – класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование Crop – art технологии как эффективного средства развития творческих способностей у дошкольников»
ознакомление педагогов с опытом работы по использованию crop-арт технологии как эффективного средства развития творческих способностей у дошкольников....