Духовно-нравственное воспитание через искусство
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_nod.docx | 42.56 КБ |
Предварительный просмотр:
тема «Духовно-нравственное воспитание через искусство»
средняя группа
Програмное содержание
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Воспитать интерес к народному быту. Нормировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы.
Обогащать словарь названиями предметов быта: сарафан, рубаха, лапти, прялка, ухват, печь, чугунок.
Задачи:
Формировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие), ознакомить с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении персонажей. Воспитывать положительное отношение к духовно-нравственным ценностями желания поступать в соответствии с ними. Обобщать опыт нравственного поведения детей на основе правила «Поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными.
Материал «предметы быта»:
домотканые дорожки, лапти, ухват, прялка, сарафаны, рубахи, ложки деревянные, чугунок, деревянная посуда; икона Покрова Пресвятой Богородицы, лампада, Библия для детей в картинках; лампа, печь, поднос с пирогами, шапочки для инсценирования сказки «Грибок», гриб.
Предшествующая работа: рассматривание предметов быта русской старины, игра детей в настольную игру «Славянская изба», рассматривание иконы Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божьей Матери, чтение «Библия для детей», рассматривание иллюстраций к ней;
Чтение рассказов из цикла «Спаси и сохрани».
Чтение книг на нравственную тематику: Я. Тайц «Кубик на кубик», Е. Благинина «Бабушка - забота», Д. Хармс «Кораблик», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова «Вежливый ослик»; пение песни «Наша каша хороша», М. Еремеевой;
Чтение пословиц о труде и трудолюбии.
ХОД НОД:
Занятие проводится в «русской» комнате с печью. Хозяйка (воспитатель) в сарафане приветствует гостей.
Хозяйка: Проходите гости дорогие! Молодые да пожилые! Проходите ко мне на посиделки (дети и взрослые под русскую народную музыкусадятся на отведенные места).
Хозяйка: Все расселись?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Хорошим гостям хозяйка рада.
Красному гостю - красное место.
Ну, вот не успели оглянуться, как лето пролетело, а за ним и осень на исходе.
А осенью славно потрудились русские люди на полях и огородах, славный урожай собрали, много всего заготовили.
Издавна славился русский народ своим трудолюбием.
- А пословицы о труде, о трудолюбии вы знаете?
Ответы детей:
- Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.
- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
- Скучен день до вечера, колим делать нечего.
- Сделал дело - гуляй смело.
- Какова пряха - такова и рубаха.
Хозяйка: правильно говорите, никогда не сидела русская женщина праздно, без работы. Видите, и я сижу непросто так, а делом занимаюсь, - пряду, совсем, как моя бабушка.
Хозяйка прядет нить и напевает:
Позолоченная прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.
Ведь надо было и ниточку спрясть, и одежду себе сшить.
Хозяйка: Посмотрит?- какая красивая одежда получилась
- Подходите все ко мне поближе.
(воспитатель показывает детям русские народные костюмы)
- Как называется эта одежда?
Ответ детей: Это русские народные костюмы.
Хозяйка: Как называется этот вид одежды?
Хозяйка: Его носили мальчики или девочки?
Дети: Девочки и женщины.
Хозяйка: А это, что такое?
(показываю на рубаху)
Дети: Это русская рубаха.
Хозяйка: А рубаху кто носил?
Дети: Мальчики и мужчины.
Хозяйка: Посмотрите, как красиво, нарядно расшита русская одежда. Все это ручная работа. А ручная работа дорогого стоит.
- Давайте пройдем по избе и посмотрим, наверное, здесь есть и другие предметы народного быта ручной работы.
(Показываю на лапти)
- А это что такое?
Дети: лапти.
Хозяйка: Для чего они нужны? А из чего их плели?
Хозяйка: А это что такое?
Дети: деревянные ложки.
Хозяйка: Из чего изготавливали? Для чего нужны?
Дети: Ими едят, музыкальные инструменты.
(Поворачиваю к дорожке)
Хозяйка: Повернитесь и посмотрите, что это расстелено в моей избе на
полу?
Дети: дорожка.
Хозяйка: правильно, дорожка, домотканая. Я ее сама дома соткала.
- Давайте-ка по ней пройдем (Дети гуськом идут по дорожке).
(Все сели).
Хозяйка: Осень на дворе, дождик, холодно, грязно, (заглядываю за окно), ветер в трубе воет, а в избе тепло и уютно.
- Как вы думаете почему?
Это потому, что натопила я с утра печь.
Дрова в печи потрескивают, е страшен нам холод.
- А для чего еще нужна русская печь? Что делали в печи в старину?
Дети: Сушили одежду, продукты.
Хозяйка: А что еще?
Дети: Готовили пищу, пекли хлеб, варили щи, а еще вкусную кашу. Хозяйка: Ой, что-то кашки захотелось. Не сварить ли нам?
- А ну-ка, поднимайтесь, будем кашу варить.
Инсценирование песни «Наша каша хороша».
(Дети садятся).
Хозяйка: Осенью, ребята, много праздников. А недавно был праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому посиделки наши Покровские. Давайте расскажем об этом стихи.
(Трое детей встают).
1. ребенок:
Осень землю покрывает Пестрым, праздничным ковром,
Так природа поздравляет Нас с великим Покровом!
Слякоть пусть в бездорожье,
Не грусти, потупив взор,
Ведь над нами Матерь Божья Простирает омофор.
От всего на свете злого Лес, и поле, и дома - Покрывает все Покровом Богородица сама.
Хозяйка: Какие хорошие стихи вы прочитали. Ведь Родину нашу - Россию называют домой Пресвятой Богородицы. Хранит она нас под своим покровом.
- Вот, посмотрите, в красном углу висит икона Пресвятой Богородицы.
Хозяйка: Тихонько встаньте и подойдите ко мне поближе. Видите, ребята, перед иконой светится огонек - это лампадка, она освещает иконку Богородицы.
Хозяйка: А у вас дома у кого-нибудь есть иконочки. А где они висят?
Ответы детей.
Хозяйка: Во все времена, в разных городах, деревнях и селах люди просили и просят помощи у Пресвятой Богородицы, и она не оставляет людей без своей защиты, без своей помощи, без своего милосердия.
Всех в огромном жизни море Богородица согреет и простит Страждущих всегда утешит в горе И Покровом- драгоценным защитит.
(Детей посадить).
Хозяйка: И мы, ребята, должны быть милосердными друг к другу. Все вы живете в семьях. Мама, папа, бабушка заботятся о вас — готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки.
Хозяйка: А как вы заботитесь о своих близких?
Ответы детей.
Хозяйка: Да, дети должны заботиться о своих родных.
Ведь недаром нам дана Богом заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго жил на земле».
Жить нужно честно, не бросать друг друга в беде, быть добрыми. Хозяйка: И сейчас об этом я расскажу вам сказку. А помогут мне дети
(Надеть детям шапочки).
Хозяйка: Вы сказки любите? Тогда слушайте.
Хозяйка: Сказку мы сейчас покажем
О добре вам в ней расскажем.
Инсценировка Грибок
Сценарий спектакля по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом»
Действующие лица
1-я сорока, 2-я сорока воспитатель
Муравей Зайчик Бабочка Лиса Мышонок
Декорация. Осенняя лесная поляна.
Реквизит. Большой яркий зонт, аудиозапись шума дождя.
2-я сорока.
Сказку мы сейчас покажем,
О добре вам в ней расскажем!
Открывается сцена. Слышится шум дождя.
- я сорока (взволнованно тараторит).
Что я слышу! Что я слышу!
Дождь спешит по нашим крышам.
Что же делать?! Вот беда!
Прячьтесь, звери, кто куда!
- я сорока (сочувственно).
Вот бедняжка Муравей:
От дождя бежит скорей!
Шум дождя усиливается. Появляется Муравей.
Муравей (быстро пищит скороговоркой).
Я собрал травинок кучу,
Но накрыла меня туча!
Чтоб не подхватить мне грипп,
Срочно спрячусь я под гриб!
Муравей прячется под грибок.
1-я сорока (удивленно).
Не успел залезть под гриб - Рядом Бабочка стоит...
Шум дождя усиливается. Появляется Бабочка. Бабочка (грустно растягивая слова).
На лужайке я на солнечной летал я.
Вдруг гроза меня нечаянно застала...
Муравей, ты под грибок меня пусти,
Чтоб от дождика мне
крылышки спасти!
Муравей.
Прячься, Бабочка, скорей - Будет вместе веселей!
Бабочка прячется под грибок.
2-я сорока.
Только встали под грибком - Вдруг Мышонок к ним бегом...
Шум дождя усиливается. Появляется Мышонок.
Ой, возьмите меня, звери,
под грибок - Я под дождиком до ниточки промок!
Простудился и охрип - Может, пустите под гриб?
Муравей и Бабочка (хором).
Надо будет потесниться,
Чтобы всем нам уместиться!
Мышонок прячется под грибок.
1-я сорока.
В тесноте, да не в обиде!
Вдруг опять зверята видят:
Зайчик мокрый к ним бежит - Хвостик серенький дрожит!
Шум дождя усиливается. Появляется Зайчик.
Зайчик (испуганно кричит).
От лисы я убегаю
Куда спрятаться - не знаю!
Пропадет мой серый хвостик!
Может, пустите к вам в гости?
Муравей, Бабочка, Мышонок (хором).
Потеснимся - не беда!
Прячься, Заинька, сюда.
Зайчик прячется под грибок.
2-я сорока.
Поместился весь народ!
Вдруг Лисица к ним идет...
Шум дождя стихает. Появляется Лиса.
Лиса (хитро подкрадывается).
Ах! Кого я ви-и-жу!
Подойду поближе...
Очень интере-е-сно (заглядывает под шляпку гриба)... А вам тут не тесно?
Звери (хором, заслоняя Зайчика).
Не-е-ет!
Лиса (разозлившись).
Заяц должен быть у вас!
Выдать Зайца сей же час!
Разозлилась я совсем - Всех в лесу я в этом съем!
Звери (наперебой, еще теснее обступив Зайчика). Зайчик - с нами, он - наш друг!
Не возьмешь нас на испуг!
Лиса (притворилась доброй).
Ладно, ладно! Ну, простите Под грибочек пропустите!
Звери наперебой
Ну-ка, хитрая Лиса!
Уходи к себе в леса!
Не пускают под грибок Тех, кто жаден и жесток!
Лиса, поджав хвост, быстро убегает. Шум дождя прекращается. Появляется солнышко.
Под грибком хватило места - Никому не стало тесно!
Всем, кто спасся, не промок,
Помогает в небе Бог!
Каждый, созданный Всевышним,
Под грибком не будет лишним!
Ю. ЩЕРБИНИНА
После инсценировки вопросы к детям:
- Кто помогает Зайке спастись от Лисы.
Хозяйка: А еще ему помогла доброта его друзей, милосердие, желание помочь другу.
- А ведь наша группа, ребята, это ведь тоже семья.
Все дети должны любить друг друга, как родные братья и сестры, быть добрыми и заботливыми, делиться игрушками и гостинцами, совершать добрые дела и поступки, быть милосердными.
«Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным!
Тем, что имеет — поделится с бедным
И назовет его братом своим!»
(Хозяйка принюхивается).
Хозяйка: А пироги-то мои не пригорели?
(Понюхаю, открываю заслонку у печки).
- Да нет, поспели. Самую пору.
(Выношу пироги).
Приглашаю всех на чаепитие.
Приходите, молодые!
Приходите, пожилые!
Желаю вам спасения
Господня и Покрова Пресвятой Богородицы.
- Дорогие дети! Гости!
Всем людям добрым желаю добра!
Золота и серебра!
Пышных пирогов!
Мягоньких блинов!
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
А всем вам на память пироги.
Примите от меня угощенье!
Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется! присутствующих).
Да хранит нас всех Христос и ныне, и Присно, и во веке веков.
Аминь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное воспитание через искусство"
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разг...
Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство
в статье говорится о роли знакомства детей дошкольного возраста с предметами декоративно-прикладного искусства в процессе патриотического воспитания молодого поколения; так же приведен опыт работы по ...
Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание
Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию работы экологического кружка...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Роль семейного воспитания посредством приобщения духовно-нравственной культуры и изобразительного искусства.
В современном мире патриотическое воспитание – это главное и основное направление, в котором могут формироваться любовь к родине, уважение за свою культуру и традиции. В настоящий момент возника...
План самообразования воспитателя по теме «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».
План самообразования на 2022 – 2023 учебный годТема: «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».Цель...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ...