Духовно-нравственное воспитание через искусство
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Антонова Светлана Геннадьевна

Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nod.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое НОД

тема «Духовно-нравственное воспитание через искусство»

средняя группа

Програмное содержание

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Воспитать интерес к народному быту. Нормировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы.

Обогащать словарь названиями предметов быта: сарафан, рубаха, лапти, прялка, ухват, печь, чугунок.

Задачи:

Формировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие), ознакомить с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении персонажей. Воспитывать положительное отношение к духовно-нравственным ценностями желания поступать в соответствии с ними. Обобщать опыт нравственного поведения детей на основе правила «Поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными.

Материал «предметы быта»:

домотканые дорожки, лапти, ухват, прялка, сарафаны, рубахи, ложки деревянные, чугунок, деревянная посуда; икона Покрова Пресвятой Богородицы, лампада, Библия для детей в картинках; лампа, печь, поднос с пирогами, шапочки для инсценирования сказки «Грибок», гриб.

Предшествующая работа: рассматривание предметов быта русской старины, игра детей в настольную игру «Славянская изба», рассматривание иконы Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божьей Матери, чтение «Библия для детей», рассматривание иллюстраций к ней;

Чтение рассказов из цикла «Спаси и сохрани».

Чтение книг на нравственную тематику: Я. Тайц «Кубик на кубик», Е. Благинина «Бабушка - забота», Д. Хармс «Кораблик», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова «Вежливый ослик»; пение песни «Наша каша хороша», М. Еремеевой;

Чтение пословиц о труде и трудолюбии.

ХОД НОД:

Занятие проводится в «русской» комнате с печью. Хозяйка (воспитатель) в сарафане приветствует гостей.

Хозяйка: Проходите гости дорогие! Молодые да пожилые! Проходите ко мне на посиделки (дети и взрослые под русскую народную музыкусадятся на отведенные места).

Хозяйка: Все расселись?

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Хорошим гостям хозяйка рада.

Красному гостю - красное место.

Ну, вот не успели оглянуться, как лето пролетело, а за ним и осень на исходе.

А осенью славно потрудились русские люди на полях и огородах, славный урожай собрали, много всего заготовили.

Издавна славился русский народ своим трудолюбием.

  • А пословицы о труде, о трудолюбии вы знаете?

Ответы детей:

  • Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
  • Скучен день до вечера, колим делать нечего.
  • Сделал дело - гуляй смело.
  • Какова пряха - такова и рубаха.

Хозяйка: правильно говорите, никогда не сидела русская женщина праздно, без работы. Видите, и я сижу непросто так, а делом занимаюсь, - пряду, совсем, как моя бабушка.

Хозяйка прядет нить и напевает:

Позолоченная прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Ведь надо было и ниточку спрясть, и одежду себе сшить.

Хозяйка: Посмотрит?- какая красивая одежда получилась

  • Подходите все ко мне поближе.

(воспитатель показывает детям русские народные костюмы)

  • Как называется эта одежда?

Ответ детей: Это русские народные костюмы.

Хозяйка: Как называется этот вид одежды?

Хозяйка: Его носили мальчики или девочки?

Дети: Девочки и женщины.

Хозяйка: А это, что такое?

(показываю на рубаху)

Дети: Это русская рубаха.

Хозяйка: А рубаху кто носил?

Дети: Мальчики и мужчины.

Хозяйка: Посмотрите, как красиво, нарядно расшита русская одежда. Все это ручная работа. А ручная работа дорогого стоит.

  • Давайте пройдем по избе и посмотрим, наверное, здесь есть и другие предметы народного быта ручной работы.

(Показываю на лапти)

  • А это что такое?

Дети: лапти.

Хозяйка: Для чего они нужны? А из чего их плели?

Хозяйка: А это что такое?

Дети: деревянные ложки.

Хозяйка: Из чего изготавливали? Для чего нужны?

Дети: Ими едят, музыкальные инструменты.

(Поворачиваю к дорожке)

Хозяйка: Повернитесь и посмотрите, что это расстелено в моей избе на

полу?

Дети: дорожка.

Хозяйка: правильно, дорожка, домотканая. Я ее сама дома соткала.

  • Давайте-ка по ней пройдем (Дети гуськом идут по дорожке).

(Все сели).

Хозяйка: Осень на дворе, дождик, холодно, грязно, (заглядываю за окно), ветер в трубе воет, а в избе тепло и уютно.

  • Как вы думаете почему?

Это потому, что натопила я с утра печь.

Дрова в печи потрескивают, е страшен нам холод.

  • А для чего еще нужна русская печь? Что делали в печи в старину?

Дети: Сушили одежду, продукты.

Хозяйка: А что еще?

Дети: Готовили пищу, пекли хлеб, варили щи, а еще вкусную кашу. Хозяйка: Ой, что-то кашки захотелось. Не сварить ли нам?

  • А ну-ка, поднимайтесь, будем кашу варить.

Инсценирование песни «Наша каша хороша».

(Дети садятся).

Хозяйка: Осенью, ребята, много праздников. А недавно был праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому посиделки наши Покровские. Давайте расскажем об этом стихи.

(Трое детей встают).

1. ребенок:

Осень землю покрывает Пестрым, праздничным ковром,

Так природа поздравляет Нас с великим Покровом!

  1. Ребёнок:

Слякоть пусть в бездорожье,

Не грусти, потупив взор,

Ведь над нами Матерь Божья Простирает омофор.

  1. ребёнок:

От всего на свете злого Лес, и поле, и дома - Покрывает все Покровом Богородица сама.

Хозяйка: Какие хорошие стихи вы прочитали. Ведь Родину нашу - Россию называют домой Пресвятой Богородицы. Хранит она нас под своим покровом.

- Вот, посмотрите, в красном углу висит икона Пресвятой Богородицы.

Хозяйка: Тихонько встаньте и подойдите ко мне поближе. Видите, ребята, перед иконой светится огонек - это лампадка, она освещает иконку Богородицы.

Хозяйка: А у вас дома у кого-нибудь есть иконочки. А где они висят?

Ответы детей.

Хозяйка: Во все времена, в разных городах, деревнях и селах люди просили и просят помощи у Пресвятой Богородицы, и она не оставляет людей без своей защиты, без своей помощи, без своего милосердия.

Всех в огромном жизни море Богородица согреет и простит Страждущих всегда утешит в горе И Покровом- драгоценным защитит.

(Детей посадить).

Хозяйка: И мы, ребята, должны быть милосердными друг к другу. Все вы живете в семьях. Мама, папа, бабушка заботятся о вас — готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки.

Хозяйка: А как вы заботитесь о своих близких?

Ответы детей.

Хозяйка: Да, дети должны заботиться о своих родных.

Ведь недаром нам дана Богом заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго жил на земле».

Жить нужно честно, не бросать друг друга в беде, быть добрыми. Хозяйка: И сейчас об этом я расскажу вам сказку. А помогут мне дети

(Надеть детям шапочки).

Хозяйка: Вы сказки любите? Тогда слушайте.

Хозяйка:        Сказку        мы сейчас покажем

О добре вам в ней расскажем.

Инсценировка Грибок

Сценарий спектакля по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом»

Действующие лица

1-я сорока, 2-я сорока воспитатель

Муравей Зайчик Бабочка Лиса Мышонок

Декорация. Осенняя лесная поляна.

Реквизит. Большой яркий зонт, аудиозапись шума дождя.

2-я сорока.

Сказку мы сейчас покажем,

О добре вам в ней расскажем!

Открывается сцена. Слышится шум дождя.

  1. я        сорока (взволнованно тараторит).

Что я слышу! Что я слышу!

Дождь спешит по нашим крышам.

Что же делать?! Вот беда!

Прячьтесь, звери, кто куда!

  1. я        сорока (сочувственно).

Вот бедняжка Муравей:

От дождя бежит скорей!

Шум дождя усиливается. Появляется Муравей.

Муравей (быстро пищит скороговоркой).

Я собрал травинок кучу,

Но накрыла меня туча!

Чтоб не подхватить мне грипп,

Срочно спрячусь я под гриб!

Муравей прячется под грибок.

1-я сорока (удивленно).

Не успел залезть под гриб - Рядом Бабочка стоит...

Шум дождя усиливается. Появляется Бабочка. Бабочка (грустно растягивая слова).

На лужайке я на солнечной летал я.

Вдруг гроза меня нечаянно застала...

Муравей, ты под грибок меня пусти,

Чтоб от дождика мне

крылышки спасти!

Муравей.

Прячься, Бабочка, скорей - Будет вместе веселей!

Бабочка прячется под грибок.

2-я сорока.

Только встали под грибком - Вдруг Мышонок к ним бегом...

Шум дождя усиливается. Появляется Мышонок.

 Мышонок (жалобно просит).

Ой, возьмите меня, звери,

под грибок - Я под дождиком до ниточки промок!

Простудился и охрип - Может, пустите под гриб?

Муравей и Бабочка (хором).

Надо будет потесниться,

Чтобы всем нам уместиться!

Мышонок прячется под грибок.

1-я сорока.

В тесноте, да не в обиде!

Вдруг опять зверята видят:

Зайчик мокрый к ним бежит - Хвостик серенький дрожит!

Шум дождя усиливается. Появляется Зайчик.

Зайчик (испуганно кричит).

От лисы я убегаю

Куда спрятаться - не знаю!

Пропадет мой серый хвостик!

Может, пустите к вам в гости?

Муравей, Бабочка, Мышонок (хором).

Потеснимся - не беда!

Прячься, Заинька, сюда.

Зайчик прячется под грибок.

2-я сорока.

Поместился весь народ!

Вдруг Лисица к ним идет...

Шум дождя стихает. Появляется Лиса.

Лиса (хитро подкрадывается).

Ах! Кого я ви-и-жу!

Подойду поближе...

Очень интере-е-сно (заглядывает под шляпку гриба)... А вам тут не тесно?

Звери (хором, заслоняя Зайчика).

Не-е-ет!

Лиса (разозлившись).

Заяц должен быть у вас!

Выдать Зайца сей же час!

Разозлилась я совсем - Всех в лесу я в этом съем!

Звери (наперебой, еще теснее обступив Зайчика). Зайчик - с нами, он - наш друг!

Не возьмешь нас на испуг!

Лиса (притворилась доброй).

Ладно, ладно! Ну, простите Под грибочек пропустите!

Звери наперебой

Ну-ка, хитрая Лиса!

Уходи к себе в леса!

Не пускают под грибок Тех, кто жаден и жесток!

Лиса, поджав хвост, быстро убегает. Шум дождя прекращается. Появляется солнышко.

  1. я        сорока.

Под грибком хватило места - Никому не стало тесно!

Всем, кто спасся, не промок,

Помогает в небе Бог!

  1. я        сорока.

Каждый, созданный Всевышним,

Под грибком не будет лишним!

Ю. ЩЕРБИНИНА

После инсценировки вопросы к детям:

- Кто помогает Зайке спастись от Лисы.

Хозяйка: А еще ему помогла доброта его друзей, милосердие, желание помочь другу.

- А        ведь         наша         группа,         ребята, это        ведь        тоже         семья.

Все дети должны любить друг друга, как родные братья и сестры, быть добрыми и заботливыми, делиться игрушками и гостинцами, совершать добрые дела и поступки, быть милосердными.

«Каждый да будет всегда милосердным

К слабым, сиротам, убогим, больным!

Тем, что имеет — поделится с бедным

И назовет его братом своим!»

(Хозяйка принюхивается).

Хозяйка: А пироги-то мои не пригорели?

(Понюхаю, открываю заслонку у печки).

- Да нет, поспели. Самую пору.

(Выношу пироги).

Приглашаю всех на чаепитие.

Приходите, молодые!

Приходите, пожилые!

Желаю вам спасения

Господня и Покрова Пресвятой Богородицы.

  • Дорогие дети! Гости!

Всем людям добрым желаю добра!

Золота и серебра!

Пышных пирогов!

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

А всем вам на память пироги.

Примите от меня угощенье!

Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется! присутствующих).

Да хранит нас всех Христос и ныне, и Присно, и во веке веков.

Аминь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание через искусство"

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разг...

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство

в статье говорится о роли знакомства детей дошкольного возраста с предметами декоративно-прикладного искусства в процессе патриотического воспитания молодого поколения; так же приведен опыт работы по ...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Роль семейного воспитания посредством приобщения духовно-нравственной культуры и изобразительного искусства.

В современном мире патриотическое воспитание – это главное и основное направление, в котором могут формироваться любовь к родине, уважение за свою культуру и традиции. В настоящий момент возника...

План самообразования воспитателя по теме «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».

План самообразования на 2022 – 2023 учебный годТема: «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».Цель...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ...