ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
материал по физкультуре

Дудкина Ольга Валентиновна

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

           Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребёнка,  воспитанием духовно - нравственной личности. В результате целенаправленного педагогического процесса в дошкольном детстве формируются здоровье, общая выносливость, работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

           Понятие «духовно-нравственное воспитание» включает в себя связь духовной культуры социума и процесса воспитания, так как духовность соотносится с потребностью познания мира, самого себя, смысла своей жизни.

            Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование двигательных умений, и подготовка детского организма к изменениям окружающей среды является основной задачей ДОУ. Формируя физические качества  дошкольника, тем самым мы вырабатываем его  внутренний мир и  духовно – нравственные ценности. Педагог показывает воспитанникам,  что существует не только окружающий мир, но и внутренний мир человека. В дошкольном возрасте важно сформировать духовно-нравственные ценности, так как этот возрастной период является фундаментом для дальнейшей жизни ребёнка, становлении его как личности, направляя его «жить    по совести». Физическое воспитание не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребёнка, но и передаёт ему как общечеловеческие, так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребёнком и успешно развиваются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребёнка.

           Задача духовно - нравственного воспитания дошкольников всегда остаётся одной из важной, так как с раннего детства необходимо воспитывать в детях патриотизм, гуманизм, сострадание. 

            Важную роль в физическом и психическом развитии детей, играет двигательно-игровая деятельность, которая является ведущей деятельностью дошкольников, так как именно в ней ребёнок познает законы и особенности окружающего мира, готовится к взрослой жизни. Занятия по физической культуре помогают развить у детей активную жизненную позицию, чувство долга и ответственности. При этом цель педагогического процесса заключается в создании условий, при которых дети могли бы проявить свое отношение к своим товарищам, к педагогу. В этом направлении помогает организация и проведение подвижных игр и игр с элементами спорта. Например, играя в подвижную игру «Ловкая пара», детям необходимо соблюдать правила безопасной игры и рассчитывать силу удара. Таким образом, они учатся бережно относиться друг к другу, сострадать, и переживать.

            В организованной образовательной деятельности по физической культуре играя в подвижные игры народов России: «Хитрая лиса», «Лапта», «Сова», «Медведь и пчёлы», «Ворон», «Сороконожка», «Зайка», «Гуси-гуси», «Золотые ворота» и другие игры, дети не только знакомятся с игровым опытом прошлых поколений, но  и с культурой, традициями народов России, что тесно переплетено с нравственно-патриотическим воспитанием. Таким образом, физическое воспитание, решает не только физкультурно-оздоровительные задачи, но и раскрывает духовно-нравственный мир ребенка, воспитывается чувство толерантности, уважения и интереса к национальным традициям народов России.

            В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль следует уделять и военно-патриотическому направлению, задачи которого успешнее всего решаются на занятиях спортом и физической культурой, так как формирование физических качеств и двигательных навыков и умений тесно связано с развитием нравственно-волевых черт личности. Основным моментом военно-патриотического воспитания является празднование ежегодных праздников, таких как,  День Победы – мая 9, День России – 12 июня, День Защитника Отечества -23 февраля, День Народного Единства - 4 ноября. Физическое воспитание способствует привитию у дошкольников любви к своей семье, Родине, детскому саду. Эта работа отражается в спортивных мероприятиях со всеми участниками образовательных отношений, таких как, «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Вместе весело играть», «День защиты детей -1июня», семейный забег «Наша спортивная семья».

В ходе таких мероприятий у воспитанников и их родителей формируется командный дух, чувство коллективизма, сплоченность, взаимовыручка.

Как итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что здоровье нашего тела, отличные физические данные – это бесценный дар. Поэтому жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души.

Благодаря такому подходу к организации образовательной деятельности выпускники детского сада обладают духовно - нравственными качествами, имеют развитый творческий потенциал и способность к саморазвитию, а так же потребность в здоровом образе жизни.

       Таким образом, духовно-нравственное воспитание – процесс длительный и противоречивый. И выходит он далеко за пределы дошкольного возраста. Всю жизнь ребёнка следует организовывать как цепь непрерывных упражнений в нравственных нормах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников как основа патриотического самосознания личности

Духовно-нравственное воспитание детей рассматривается, как одна из важнейших сторон  общего развития дошкольников. А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание ...

Воспитание духовно-нравственных чвуств дошкольника через деятельные формы воздействия с ним.

В статье идёт речь о привитии у ребёнка чувства патриотизма, уважения к родному городу, понимание значения слова-Родина. Всё это происходит в игровой форме, т.е. через деятельный подход. Дети знакомят...

Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры

Высшая цель оразования в России- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества ка свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,уко...

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника...

Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника

выступление на педагогическом совете (из опыта работы)...